ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
Маскировка под бывалого
Подростки по-прежнему мало что знают о
СПИДе и на всякий случай стараются не общаться с
ВИЧ-носителями, боясь заразиться
Во время одного из недавних опросов
общественного мнения москвичей спрашивали: «Как,
по вашему мнению, большинство людей относятся к
ВИЧ-носителям и больным СПИДом?». Ответы
распределились так: с сочувствием, стараясь
посильно помочь – 9%, с опаской, недоверием, спеша
отгородиться – 52%, с осуждением, требованием
жестких мер изоляции – 19%, с желанием выслать их
из Москвы – 10%. Затруднились ответить только 10%.
То есть абсолютное большинство относятся к
ВИЧ-носителям крайне плохо. Но страх и осуждение
парадоксальным образом сочетаются у них с
незнанием и непониманием, что, собственно,
представляет собой этот вирус, каковы механизмы
его распространения, как можно заразиться, а как
нельзя.
Типичное общественное настроение формулируется
примерно так: на всякий случай вообще не буду
общаться, а то вдруг заражусь. Это настроение
вольно или невольно перенимают школьники.
Что же опасно, а что безопасно в общении с
ВИЧ-носителем? Как себя защитить? В чем состоят
действительные риски, а в чем – мифические?
Группа самарских ученых предлагает разработку
цикла школьных уроков по проблемам профилактики
ВИЧ/СПИДа. Цель уроков – закрепление знаний
конкретных ситуаций, опасных и безопасных в
плане передачи ВИЧ, выработка умения оценить
степень риска заражения в реальной жизненной
ситуации.
Учащиеся объединяются в четверки или шестерки
(две или три соседние парты). Выбирают лидера для
выступления на общем обсуждении в классе.
Учитель предлагает каждой группе перечень из 6–7
видов поведения. Ученики должны определить для
каждого вида степень риска – высокий уровень,
низкий или риск отсутствует.
После обсуждения в малых группах лидеры
высказывают коллективное решение. Ответы
записываются на доске, а учитель комментирует их,
поясняет, исправляет допущенные ошибки.
Окончательный вариант ученики записывают в
тетради. В итоге у ребят выстраиваются три
перечня.
Риск отсутствует: соприкасаться одеждой с
инфицированным. Разговаривать, смеяться.
Пожимать руку. Сидеть за одним столом.
Прикасаться к дверной ручке (кнопке лифта) в доме,
где живет инфицированный. Пользоваться
общественным туалетом. Есть пищу, приготовленную
инфицированным. Пить кофе в доме у
ВИЧ-инфицированного. Купаться в бассейне или
водоеме, где, возможно, купались и
ВИЧ-инфицированные. Находиться рядом с
инфицированным, если он кашляет или чихает.
Целовать ВИЧ-инфицированного в щеку. Заниматься
спортом в одном зале. Сидеть в общей очереди к
врачу. Сидеть за одной партой. Передавать книги,
тетради, деньги и тому подобное из рук в руки.
Играть в шахматы. Пользоваться общими предметами
быта и канцелярскими принадлежностями (кроме
режущих). Делать ВИЧ-инфицированному массаж.
Заплетать косу ВИЧ-инфицированной. Пользоваться
одним музыкальным инструментом, телефоном,
компьютером. Отдыхать на природе, где может
укусить комар. Танцевать с ВИЧ-инфицированным.
Низкая степень риска: целовать
ВИЧ-инфицированного в губы или делать ему
искусственное дыхание рот в рот (а вдруг у него во
рту кровоточащая ранка и у спасателя тоже?).
Перевязывать поранившегося ВИЧ-инфицированного
(может, у помощника на руке есть кровоточащая
ранка и туда попадет кровь раненого?). Передавать
друг другу колющие и режущие предметы (вдруг
ВИЧ-инфицированный поранится и тут же поранитесь
и вы?).
То есть и перевязывать инфицированного, и делать
ему искусственное дыхание рот в рот можно, но
сначала надо убедиться, что не произойдет
соприкосновения с его кровью. И ножик передать
можно, только осторожно.
Высокая степень риска: совместное пользование
иглами для инъекций и татуировок. Проведение
инъекций в быту с нарушением правил безопасности
(одним шприцем). Переливание крови от
ВИЧ-инфицированного донора. Незащищенный
сексуальный контакт (этот вариант присутствует
или отсутствует в зависимости от выбора педагога
и мнения родителей).
Школьники убеждаются, что вариантов поведения с
высокой степенью риска, по сути, очень мало.
Учитель тут же может провести и
антинаркотическую профилактику, напомнив, что
потребление инъекционных наркотиков смертельно
опасно, самоубийственно. Расчеты Международной
организации труда показали, что группа риска, в
которую входят потребители наркотиков, будет
полностью (97%) инфицирована в течение ближайших
лет.
Занятия включают также информирование о вирусе,
о диагностике и развитии болезни. Итогом занятий
станут соревнование и дискуссия. Для
соревнования ученики разделяются на две команды,
и каждая готовит для другой вопросы. Учитель
комментирует ответы, поправляя учеников по мере
необходимости.
Вопросы и ответы могут быть примерно такими.
Вопрос: какова продолжительность времени от
заражения до
развития СПИДа?
Ответ: она варьируется в широких пределах, для
разных людей разная, в среднем – лет 10.
Вопрос: заразны ли ВИЧ-инфицированные в «период
окна», когда тест на ВИЧ показывает якобы хороший
результат?
Ответ: да, в «период окна» люди могут передать ВИЧ
другим, если не соблюдаются элементарные правила
безопасности.
Вопрос: какой результат обследования получают
медики, если анализ на ВИЧ проведен в этот период?
Ответ: в том-то и беда, что обследование
показывает отрицательный (то есть хороший для
обследуемого) результат. Выявить ВИЧ можно
только через 3–6 месяцев после заражения, по
выработанным за этот период антителам.
Вопрос: можно ли по внешнему виду определить, что
человек заражен ВИЧ?
Ответ: пока ВИЧ не перешел в стадию СПИДа, по
внешнему виду человека нельзя определить, что он
инфицирован.
Вопрос: если человек заразился, изменяется ли его
самочувствие?
Ответ: ВИЧ-носительство бессимптомно, человек
может и не подозревать, что инфицирован. У
незначительной группы инфицированных могут
возникнуть симптомы, сходные с острым
респираторным заболеванием, но никому и в голову
не придет, в чем тут дело. Пока ВИЧ-инфекция не
перешла в стадию СПИДа, человек может
чувствовать себя здоровым.
Вопрос: как узнать, есть у человека ВИЧ/СПИД или
нет?
Ответ: если была рискованная ситуация (например,
использование общих игл для инъекций, контакт с
кровью инфицированного, необходимо обратиться в
специальные центры по профилактике и борьбе со
СПИДом или к участковому врачу своей поликлиники
и сдать кровь на анализ, помня о «периоде окна».
Вопрос: как ВИЧ-инфицированные люди могут
передать эту инфекцию другим?
Ответ: через кровь и некоторые другие
биологические жидкости.
В зависимости от возраста учащихся и по решению
учителя и родителей уточняется, что это за
биологические жидкости – грудное молоко, сперма,
вагинальный секрет. Что передача вируса возможна
при половых контактах и от инфицированной
женщины к будущему ребенку.
Вопрос: какими путями ВИЧ/СПИД не
распространяется?
Ответ: ВИЧ/СПИД не распространяется через
дружеское и повседневное общение.
Затем учащиеся перечисляют ситуации, помеченные
как «отсутствие риска».
Дискуссия по итогам занятий посвящена вопросу:
почему люди проявляют дискриминацию по
отношению к ВИЧ-инфицированным? Проводится
словарная работа: что такое дискриминация?
Опыт показывает, что учащиеся слышали это слово,
но с трудом представляют, что оно обозначает. На
обсуждение выносятся четыре типичные позиции: 1)
потому что не обладают достаточной информацией;
2) потому что боятся заразиться; 3) потому что так к
ним относятся все мои знакомые; 4) потому что они
заслужили такое отношение своим безнравственным
поведением.
Каждая из причин обсуждается, а потом
комментируется учителем. После цикла уроков
учащиеся уже достаточно информированы, чтобы
оценить степень риска и безопасности в общении с
ВИЧ-носителем и понимать, что далеко не все
инфицированные заразились из-за своего
безнравственного поведения. Учитель особо
комментирует третью позицию, направляя внимание
учащихся на выработку собственной позиции:
поддерживать дискриминацию ВИЧ-инфицированных,
потому что «все так делают», – значит идти по
пути наименьшего сопротивления. И не
вырабатывать собственную позицию, основанную на
реальной информации, а слепо полагаться на чужую,
непросвещенную точку зрения.
Елена ИВАНИЦКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|