Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2005

Третья тетрадь. Детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА

Маскировка под бывалого
Подростки по-прежнему мало что знают о СПИДе и на всякий случай стараются не общаться с ВИЧ-носителями, боясь заразиться

Во время одного из недавних опросов общественного мнения москвичей спрашивали: «Как, по вашему мнению, большинство людей относятся к ВИЧ-носителям и больным СПИДом?». Ответы распределились так: с сочувствием, стараясь посильно помочь – 9%, с опаской, недоверием, спеша отгородиться – 52%, с осуждением, требованием жестких мер изоляции – 19%, с желанием выслать их из Москвы – 10%. Затруднились ответить только 10%. То есть абсолютное большинство относятся к ВИЧ-носителям крайне плохо. Но страх и осуждение парадоксальным образом сочетаются у них с незнанием и непониманием, что, собственно, представляет собой этот вирус, каковы механизмы его распространения, как можно заразиться, а как нельзя.
Типичное общественное настроение формулируется примерно так: на всякий случай вообще не буду общаться, а то вдруг заражусь. Это настроение вольно или невольно перенимают школьники.
Что же опасно, а что безопасно в общении с ВИЧ-носителем? Как себя защитить? В чем состоят действительные риски, а в чем – мифические? Группа самарских ученых предлагает разработку цикла школьных уроков по проблемам профилактики ВИЧ/СПИДа. Цель уроков – закрепление знаний конкретных ситуаций, опасных и безопасных в плане передачи ВИЧ, выработка умения оценить степень риска заражения в реальной жизненной ситуации.
Учащиеся объединяются в четверки или шестерки (две или три соседние парты). Выбирают лидера для выступления на общем обсуждении в классе. Учитель предлагает каждой группе перечень из 6–7 видов поведения. Ученики должны определить для каждого вида степень риска – высокий уровень, низкий или риск отсутствует.
После обсуждения в малых группах лидеры высказывают коллективное решение. Ответы записываются на доске, а учитель комментирует их, поясняет, исправляет допущенные ошибки. Окончательный вариант ученики записывают в тетради. В итоге у ребят выстраиваются три перечня.
Риск отсутствует: соприкасаться одеждой с инфицированным. Разговаривать, смеяться. Пожимать руку. Сидеть за одним столом. Прикасаться к дверной ручке (кнопке лифта) в доме, где живет инфицированный. Пользоваться общественным туалетом. Есть пищу, приготовленную инфицированным. Пить кофе в доме у ВИЧ-инфицированного. Купаться в бассейне или водоеме, где, возможно, купались и ВИЧ-инфицированные. Находиться рядом с инфицированным, если он кашляет или чихает. Целовать ВИЧ-инфицированного в щеку. Заниматься спортом в одном зале. Сидеть в общей очереди к врачу. Сидеть за одной партой. Передавать книги, тетради, деньги и тому подобное из рук в руки. Играть в шахматы. Пользоваться общими предметами быта и канцелярскими принадлежностями (кроме режущих). Делать ВИЧ-инфицированному массаж. Заплетать косу ВИЧ-инфицированной. Пользоваться одним музыкальным инструментом, телефоном, компьютером. Отдыхать на природе, где может укусить комар. Танцевать с ВИЧ-инфицированным.
Низкая степень риска: целовать ВИЧ-инфицированного в губы или делать ему искусственное дыхание рот в рот (а вдруг у него во рту кровоточащая ранка и у спасателя тоже?). Перевязывать поранившегося ВИЧ-инфицированного (может, у помощника на руке есть кровоточащая ранка и туда попадет кровь раненого?). Передавать друг другу колющие и режущие предметы (вдруг ВИЧ-инфицированный поранится и тут же поранитесь и вы?).
То есть и перевязывать инфицированного, и делать ему искусственное дыхание рот в рот можно, но сначала надо убедиться, что не произойдет соприкосновения с его кровью. И ножик передать можно, только осторожно.
Высокая степень риска: совместное пользование иглами для инъекций и татуировок. Проведение инъекций в быту с нарушением правил безопасности (одним шприцем). Переливание крови от ВИЧ-инфицированного донора. Незащищенный сексуальный контакт (этот вариант присутствует или отсутствует в зависимости от выбора педагога и мнения родителей).
Школьники убеждаются, что вариантов поведения с высокой степенью риска, по сути, очень мало. Учитель тут же может провести и антинаркотическую профилактику, напомнив, что потребление инъекционных наркотиков смертельно опасно, самоубийственно. Расчеты Международной организации труда показали, что группа риска, в которую входят потребители наркотиков, будет полностью (97%) инфицирована в течение ближайших лет.
Занятия включают также информирование о вирусе, о диагностике и развитии болезни. Итогом занятий станут соревнование и дискуссия. Для соревнования ученики разделяются на две команды, и каждая готовит для другой вопросы. Учитель комментирует ответы, поправляя учеников по мере необходимости.
Вопросы и ответы могут быть примерно такими.
Вопрос: какова продолжительность времени от заражения до
развития СПИДа?
Ответ: она варьируется в широких пределах, для разных людей разная, в среднем – лет 10.
Вопрос: заразны ли ВИЧ-инфицированные в «период окна», когда тест на ВИЧ показывает якобы хороший результат?
Ответ: да, в «период окна» люди могут передать ВИЧ другим, если не соблюдаются элементарные правила безопасности.
Вопрос: какой результат обследования получают медики, если анализ на ВИЧ проведен в этот период?
Ответ: в том-то и беда, что обследование показывает отрицательный (то есть хороший для обследуемого) результат. Выявить ВИЧ можно только через 3–6 месяцев после заражения, по выработанным за этот период антителам.
Вопрос: можно ли по внешнему виду определить, что человек заражен ВИЧ?
Ответ: пока ВИЧ не перешел в стадию СПИДа, по внешнему виду человека нельзя определить, что он инфицирован.
Вопрос: если человек заразился, изменяется ли его самочувствие?
Ответ: ВИЧ-носительство бессимптомно, человек может и не подозревать, что инфицирован. У незначительной группы инфицированных могут возникнуть симптомы, сходные с острым респираторным заболеванием, но никому и в голову не придет, в чем тут дело. Пока ВИЧ-инфекция не перешла в стадию СПИДа, человек может чувствовать себя здоровым.
Вопрос: как узнать, есть у человека ВИЧ/СПИД или нет?
Ответ: если была рискованная ситуация (например, использование общих игл для инъекций, контакт с кровью инфицированного, необходимо обратиться в специальные центры по профилактике и борьбе со СПИДом или к участковому врачу своей поликлиники и сдать кровь на анализ, помня о «периоде окна».
Вопрос: как ВИЧ-инфицированные люди могут передать эту инфекцию другим?
Ответ: через кровь и некоторые другие биологические жидкости.
В зависимости от возраста учащихся и по решению учителя и родителей уточняется, что это за биологические жидкости – грудное молоко, сперма, вагинальный секрет. Что передача вируса возможна при половых контактах и от инфицированной женщины к будущему ребенку.
Вопрос: какими путями ВИЧ/СПИД не распространяется?
Ответ: ВИЧ/СПИД не распространяется через дружеское и повседневное общение.
Затем учащиеся перечисляют ситуации, помеченные как «отсутствие риска».
Дискуссия по итогам занятий посвящена вопросу: почему люди проявляют дискриминацию по отношению к ВИЧ-инфицированным? Проводится словарная работа: что такое дискриминация?
Опыт показывает, что учащиеся слышали это слово, но с трудом представляют, что оно обозначает. На обсуждение выносятся четыре типичные позиции: 1) потому что не обладают достаточной информацией; 2) потому что боятся заразиться; 3) потому что так к ним относятся все мои знакомые; 4) потому что они заслужили такое отношение своим безнравственным поведением.
Каждая из причин обсуждается, а потом комментируется учителем. После цикла уроков учащиеся уже достаточно информированы, чтобы оценить степень риска и безопасности в общении с ВИЧ-носителем и понимать, что далеко не все инфицированные заразились из-за своего безнравственного поведения. Учитель особо комментирует третью позицию, направляя внимание учащихся на выработку собственной позиции: поддерживать дискриминацию ВИЧ-инфицированных, потому что «все так делают», – значит идти по пути наименьшего сопротивления. И не вырабатывать собственную позицию, основанную на реальной информации, а слепо полагаться на чужую, непросвещенную точку зрения.

Елена ИВАНИЦКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru