Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА
НЕШТО ПОПРОБОВАТЬ?

Задачки на движение
Как убежать от сухой учебности: советы учителя физкультуры

У любого учителя есть осознанный пласт работы (я про это понимаю и стараюсь это сделать) и неосознанный (какую бы я замечательную программу ни взял, буду ее воплощать через себя). В традиционной физкультуре у кого-то волейболисты получаются, у кого-то – лыжники. Все зависит от интересов самого учителя. И я согласен: учителю должно быть интересно на уроке. Но хочется придумывать такие формы работы, когда бы личный интерес учителя сохранялся, но не загонял бы детей в одну жесткую колею.
От простого к сложному – принцип всем хорошо известный. Но чтобы уйти от сухой учебности, скучной детям, мы добавили метод двигательных задачек. Это задачки, которые надо решить, но как хочешь, любым способом. Двигательные задачки – это обучение универсальной способности понимать новую ситуацию и встраиваться в нее.
Сухая методика очень рафинирована: в ней уже определено лучшее (лучший угол для метания, лучший способ бега по гладкой дорожке стадиона). Но если мы побежим по неровной дороге, по полю, то придется выбирать другой лучший способ: по лесу сквозь кустарник, по лесу с тяжелым рюкзаком и т.д.
Всем лучшим способам не научишься! В жизни большое разнообразие, сплошные вариации на тему. Для этого надо учиться не столько конкретным лучшим способам, сколько учиться действовать в предложенных обстоятельствах разумно. И решая двигательные задачки самостоятельно – “как хочешь”, ребенок учится действовать сам.

Задачки можно подобрать адекватные каждому ребенку. Чтобы у ребенка получилось быть успешным и в то же время требовалось бы усилие с его стороны. Тогда и возникает потребность в разбиении пути к цели на много-много мелких ступенек, различающихся сложностью. И когда удается удачно раздробить, то и детям становится интересно, и учителю легко соблюсти принцип индивидуального подхода. (Кроме того, ведь встречаются дети с определенными проблемами: страхами, физическими и психическими отклонениями. Тогда учебный материал дробится на еще более мелкие, даже микроскопические шаги.)

Начните с самого простого, общего для всех действия. Например, подбросить мячик и поймать его. Потом тот, кто справился, получает следующую задачку, но при этом не нужно объяснять, как ее выполнять! Ребенок сам найдет для себя удобный ему способ. Если учитель хочет подсказать, помочь, то только создает правильные условия.
Как определенным образом бросить палку в “городках”? Дайте ученику попробовать броски на разных расстояниях. Отведите его на большее расстояние – и он уже простым способом не сможет сбить предметы. А на близком расстоянии этот способ будет неудобен для броска, опять придется новый придумывать. А если другие условия появятся, то опять технику броска меняем.

Попутно средствами движения моделируем педагогические ситуации. Допустим, нужно уменьшить количество конфликтов в классе. Тогда я создаю на уроке физкультуры ситуацию управляемого конфликта. Например, хаотический бег, когда на первых порах без столкновения не обойтись.
Сначала предоставляю для бега целый зал. После того как количество столкновений уменьшилось, усложняю задачу – предлагаю бегать в половине зала и т.д. Еще уменьшаю территорию для бега – и детям снова приходится контролировать себя, чтобы не сталкиваться. Если не получается, опять увеличиваю пространство. Так и играем. Это одна из самых простых моделей работы над конфликтной ситуацией.
Как видите, дети находятся постоянно в движении с приличной (но при этом индивидуальной) нагрузкой, попутно решая совсем другие проблемы.
Неожиданно для нас эта методика стала работать на развитие и наших собственных педагогических способностей!

Сергей РЕУТСКИЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru