РЕЖИССУРА УРОКА
ТЕХНИКА (БЕЗ)ОПАСНОСТИ
Знаменитая фраза Станиславского
“Любите искусство в себе, а не себя в искусстве”
конечно же справедлива и для педагогики. И не
случайно учителям, которые любят не себя в
педагогике, а педагогику в себе, легче пару
лишних уроков провести, чем страницу методички
накропать. Вот, например, наш сегодняшний автор.
Просто кладезь идей. А что-нибудь написать – не
дождетесь. Оно и понятно. То в одной школе уроки,
то в другой. То с дошколятами между гаражами
путешествует, то с учителями “зверобатикой”
занимается.
Да и интервью у него не так просто взять. Отвечая
на вопросы, начинает так глубоко копать, что у
собеседников дух захватывает. А диктофон
включишь – так сразу сникает: ничего особенного,
мол, многие так на своих уроках делают. Ах, если бы
столь широко и в то же время скромно смотрели на
свою работу все учителя – физкультуры ли,
литературы, математики или химии!..
Мария ГАНЬКИНА,
Вячеслав БУКАТОВ
О границах внутренних и внешних
Старые истины и новые способы
Если жить по принципу
полной безопасности, то жить нельзя, это начало
смерти. Минимизация риска необходима.
Для меня вопрос безопасности – это вопрос об
ограничениях, внутренних рамках. Если ты не
нарушаешь законы Вселенной, то ты в безопасности.
Внутренние рамки, внутренняя свобода – это и
есть настоящая безопасность! Поэтому задача у
учителей обычно следующая: выработать такие
внутренние рамки, чтобы человек по своему
недомыслию и гордости не полез, например, мину
ковырять. И все. Тренер из школы выживания считал
самым большим своим достижением, что его дочь
избежала искушения одна в штормовую ночь пойти
на лодке в море, так как она рассчитала, что ей это
будет не по силам!
На занятиях я то и дело становлюсь
внешней рамкой детей: то более гибкой, то более
жесткой, чем их собственные рамки. В идеале –
чтобы внешних рамок не было, остались только
внутренние.
А малыши, если взрослые не успели погасить их
интуицию, своими внутренними рамками прекрасно
чувствуют безопасность и опасность.
Понаблюдайте, как малыши осваивают
физкультурный комплекс. Вы видели? Сначала
подходят и смотрят, затем подходят и трогают,
потом залезают и слезают и только после этого
пробуют раскачиваться. Подходят, отходят,
присматриваются, пробуют – движутся челноком.
Считывают состояния других детей, уже освоивших
эту конструкцию. (Наш спортивный комплекс – в
каком-то смысле тот же самый лес из детства моего
дядьки, только хуже, чем лес, однако лучше, чем
ничего.)
Дети хотят понять, чем же они ограничены в этом
мире. Это во многом и есть образование.
Правило безопасности первое и
самое главное – спокойствие и уравновешенность.
Неуравновешенность ребенка видна через громкие
звуки, резкие движения, быстрые перемещения...
Чтобы успокоить ребенка, я чаще всего прошу его
выйти в раздевалку и войти, когда он будет готов.
Обычно помогает.
Правило второе – умей просить о помощи.
Пространство зала непривычное, и человек может
попасть в ситуацию, которую не сможет разрешить
(например, висит на руках, сил не остается, а ногу
некуда поставить). Поэтому ребенок должен быть
способен позвать на помощь. Это сложное умение,
мало кто из детей им владеет (да и из взрослых
тоже).
Правило третье – думай о других. Важна привычка
думать о своей безопасности на фоне безопасности
окружающих и сохранять по ходу дела
доброжелательность ко всем. Как научить? Тут
помогают упражнения на встречное движение, на
дружбу...
Впрочем, про все это давным-давно
уже сказано не одну тысячу лет назад. Поэтому мы
придерживаемся принципа: “Ничего нового среди
того, что касается человека, открыть
невозможно”. Все уж было пережито эмоционально,
осмыслено, проговорено и реализовано в тех или
иных программах. Самые древние программы –
религиозные.
Смешно себя тешить мыслью, что ты нечто
невиданное изобрел. Все уже давно знакомо.
Новизна же в том, что ситуация в мире меняется и
мы приспосабливаемся к этому новому. И нам каждый
раз необходимо найти в новой обстановке новый
способ воплощения давно известных принципов и
истин.
Сергей РЕУТСКИЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|