Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА
ТЕХНИКА (БЕЗ)ОПАСНОСТИ

Знаменитая фраза Станиславского “Любите искусство в себе, а не себя в искусстве” конечно же справедлива и для педагогики. И не случайно учителям, которые любят не себя в педагогике, а педагогику в себе, легче пару лишних уроков провести, чем страницу методички накропать. Вот, например, наш сегодняшний автор. Просто кладезь идей. А что-нибудь написать – не дождетесь. Оно и понятно. То в одной школе уроки, то в другой. То с дошколятами между гаражами путешествует, то с учителями “зверобатикой” занимается.
Да и интервью у него не так просто взять. Отвечая на вопросы, начинает так глубоко копать, что у собеседников дух захватывает. А диктофон включишь – так сразу сникает: ничего особенного, мол, многие так на своих уроках делают. Ах, если бы столь широко и в то же время скромно смотрели на свою работу все учителя – физкультуры ли, литературы, математики или химии!..

Мария ГАНЬКИНА,
Вячеслав БУКАТОВ

О границах внутренних и внешних
Старые истины и новые способы

Если жить по принципу полной безопасности, то жить нельзя, это начало смерти. Минимизация риска необходима.
Для меня вопрос безопасности – это вопрос об ограничениях, внутренних рамках. Если ты не нарушаешь законы Вселенной, то ты в безопасности.
Внутренние рамки, внутренняя свобода – это и есть настоящая безопасность! Поэтому задача у учителей обычно следующая: выработать такие внутренние рамки, чтобы человек по своему недомыслию и гордости не полез, например, мину ковырять. И все. Тренер из школы выживания считал самым большим своим достижением, что его дочь избежала искушения одна в штормовую ночь пойти на лодке в море, так как она рассчитала, что ей это будет не по силам!

На занятиях я то и дело становлюсь внешней рамкой детей: то более гибкой, то более жесткой, чем их собственные рамки. В идеале – чтобы внешних рамок не было, остались только внутренние.
А малыши, если взрослые не успели погасить их интуицию, своими внутренними рамками прекрасно чувствуют безопасность и опасность. Понаблюдайте, как малыши осваивают физкультурный комплекс. Вы видели? Сначала подходят и смотрят, затем подходят и трогают, потом залезают и слезают и только после этого пробуют раскачиваться. Подходят, отходят, присматриваются, пробуют – движутся челноком. Считывают состояния других детей, уже освоивших эту конструкцию. (Наш спортивный комплекс – в каком-то смысле тот же самый лес из детства моего дядьки, только хуже, чем лес, однако лучше, чем ничего.)
Дети хотят понять, чем же они ограничены в этом мире. Это во многом и есть образование.

Правило безопасности первое и самое главное – спокойствие и уравновешенность. Неуравновешенность ребенка видна через громкие звуки, резкие движения, быстрые перемещения... Чтобы успокоить ребенка, я чаще всего прошу его выйти в раздевалку и войти, когда он будет готов. Обычно помогает.
Правило второе – умей просить о помощи. Пространство зала непривычное, и человек может попасть в ситуацию, которую не сможет разрешить (например, висит на руках, сил не остается, а ногу некуда поставить). Поэтому ребенок должен быть способен позвать на помощь. Это сложное умение, мало кто из детей им владеет (да и из взрослых тоже).
Правило третье – думай о других. Важна привычка думать о своей безопасности на фоне безопасности окружающих и сохранять по ходу дела доброжелательность ко всем. Как научить? Тут помогают упражнения на встречное движение, на дружбу...

Впрочем, про все это давным-давно уже сказано не одну тысячу лет назад. Поэтому мы придерживаемся принципа: “Ничего нового среди того, что касается человека, открыть невозможно”. Все уж было пережито эмоционально, осмыслено, проговорено и реализовано в тех или иных программах. Самые древние программы – религиозные.
Смешно себя тешить мыслью, что ты нечто невиданное изобрел. Все уже давно знакомо. Новизна же в том, что ситуация в мире меняется и мы приспосабливаемся к этому новому. И нам каждый раз необходимо найти в новой обстановке новый способ воплощения давно известных принципов и истин.

Сергей РЕУТСКИЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru