ЛОВУШКИ ПРОФЕССИИ
И оспорить нельзя...
Количество требований, предъявляемых
учителю, растет
В очаровательном мультфильме «Барбос в
гостях у Шарика» Шарик, живописуя Барбосу свою
замечательную жизнь у дедушки, сообщает гостю,
что он спит на кровати, а дедушка – на коврике у
двери. Вот в эту формулу идеально вписывается
представление учителя о своей роли в обществе и
представление общества о нем. С приобретением
житейского и профессионального опыта глаза у
«Шарика» начинают открываться. И он начинает
осознавать свое истинное место – на том самом
коврике.
На что уходят силы
Как ни странно, основные силы учителю приходится
тратить на то, чтобы ухитриться перевести на
реальный язык преподавания предлагаемые
программы и учебники. Обычно около 70% учеников ни
одну из программ усвоить не могут.
Модифицировать ее по уменьшению заявленной
сложности и объему учитель не имеет права. Он
может только изменить порядок и методы введения
понятий. Но есть обязательные требования. И
только это проверяется вышестоящими
организациями. Посему либо нужно всеми
возможными способами выбивать необходимые
знания, либо идти на различного рода подлоги,
ухищрения и липу в отчетах. И это повсеместная
практика. Любой преподаватель прекрасно
понимает, что программы перегружены ненужным
количеством фактического материала, совершенно
не применяемого впоследствии, но ничего не может
сделать с этим чудовищным объемом, который кем-то
установлен и не должен оспариваться.
Обучать или ставить отметки?
Работу учителя принято определять по проценту
качества знаний. Например, учитель в нынешней
табели о рангах должен давать не менее 75%
качества знаний, иначе не видать ему высокого
разряда. Заинтересована и администрация школы,
поскольку ее рейтинг у проверяющих органов
связан опять же с этим показателем. Все это
никоим образом не имеет отношения к качеству
знаний. Что делать учителю? Учить детей, ставя
отметки, которые соответствуют их реальным
знаниям, или же повышать процент качества,
который устраивает всех: и администрацию, и
детей, и, конечно, родителей?
Получается, все участники учебного процесса
заинтересованы просто в хороших оценках, а
учитель стоит стопудовым камнем на их пути. И все
они, вместе взятые, указывают ему на то место, на
тот самый коврик у двери, который он должен
занимать. Более того, в связи с надвигающимися
переменами в оплате труда, получении грантов и
премий предпочтение, похоже, будет отдаваться
таким мастерам своего дела, которые «научились»
учить на «хорошо» и «отлично» подрастающее
поколение. Это ли не цель, которую нужно ставить
перед учителем? Но об этом никто ему прямо не
говорит. Это то знание, которое приобретается при
столкновении с системой. И должен он, бедный,
крутиться, как уж на сковородке, чтобы угодить и
нашим и вашим. Да еще себя сохранить для решения
тех задач, которые ежегодно ставит перед ним
родное государство.
Почему школа – средняя
Первые пять лет каждый учитель на августовском
педсовете вздрагивает от «дел громадья», которые
ему предлагают переделать в предстоящем учебном
году. Количество образовательных и
воспитательных задач переваливает за три
десятка. Это значит, что каждый должен на любом
уроке держать в голове этот джентльменский
набор, исхитрясь на теме, например «Оксиды» (если
вы не знаете, что это такое, то и не переживайте),
решить вопросы, положим, интернационального
воспитания. А набор мероприятий, в которых должен
принимать участие класс, возглавляемый классным
руководителем, не поддается перечислению. Он
должен готовить детей к музыкальным, живописным,
танцевальным, туристическим и еще бог знает к
каким конкурсам. А дисциплина, а посещаемость, а
успеваемость, а морально-этические нормы
поведения, а внешний вид учеников, а… Я думаю,
этого достаточно, чтобы понять, какую долю
нагрузки наваливает на человека государственное
учреждение под названием «средняя школа». Если
проанализировать количество требований, любой,
даже непосвященный, поймет, что кроме средней
такая школа никакой другой быть не может. И хоть
это просто совпадение лексическое, но недаром
язык обладает возможностью передавать суть.
Сколько можно продержаться на энтузиазме
А теперь – чем, собственно, радует учителя
общество за ворох заведомо невыполнимых
требований? Что может показать учителю, что он,
как Шарик, не спит на коврике у двери? Зарплата?
Оборудование кабинетов с учетом изменившихся
условий коммуникаций? Ремонт этих самых
кабинетов без усилий учителя? Отдельные комнаты
для отдыха во время перемен и после уроков?
Отдельные туалеты? Столовые с
удовлетворительной едой? Режим работы? Хоть
какие-либо привилегии, кроме права на труд?
Ограничение количества учеников в классе?
Уменьшение часов на пресловутую ставку?
Дополнительные денежные дотации на проезд и на
отдых? Даже редкие выездные экскурсии с детьми не
оплачиваются учителю как командировка, он должен
ездить за свой счет или за счет родителей. Не
правда ли, все это очень способствует
самоуважению и пониманию ответственности своей
деятельности для нужд общества?
Само же общество один раз в год очень трогательно
поминает героический труд учителя, особо
умиляясь энтузиазму людей, которые этой
деятельностью занимаются. Энтузиазм очень хорош
на коротком этапе деятельности. Он даже
необходим. Особенно в этой работе. Но
продержаться на одном энтузиазме десятилетия
очень трудно. Копится раздражение от повтора
бессмысленных задач, которые ставятся перед
учителем в школе, когда ему уже заведомо
известно, что они невыполнимы. Вырабатывается
равнодушие, и оно не может не сказываться на
ребятах, которые приходят за тем же, за чем
всегда: за пониманием и обучением. А учитель уже
устал настолько, что все его силы уходят на то,
чтобы скрыть свое раздражение. И получается, что
те люди, которые накопили огромный опыт,
становятся недееспособными от усталости далеко
не физической, а моральной.
Специфика учительской профессии такова, что
одного желания и самоотдачи не хватает. Однако
были, есть и будут учителя, которые работают
«невзирая». Но почему всегда «невзирая», почему
не в помощь? Почему их никогда не слушают те, кто
ими якобы управляет и на них должен работать?
Видимо, потому, что решают они различные задачи.
Настоящий учитель всегда печется об ученике, а
остальные – о процессе и результатах.
Марина ДРЯПИНА,
учитель школы № 199
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|