ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
И не возить нельзя, и возить опасно
ГИБДД проверила школьный транспорт
Получить информацию о результатах
проверки школьных автобусов оказалось
затруднительно. Где-то ее проводила ГИБДД, где-то
транспортная инспекция, где-то предписание из
центра и вовсе проигнорировали. Отчетность по
проверке удивительно быстро убрали в архив. И
официальные лица были вовсе не намерены ее
«рассекречивать», отделываясь общими фразами: у
нас, дескать, все хорошо. Однако с помощью
публикаций в местных СМИ нам удалось
восстановить картину проверки.
В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ начальник
управления ГИБДД Юрий Демин не стал дожидаться
звонков от журналистов и сам собрал их на
пресс-конференцию.
– Все автобусы, использующиеся в области для
перевозок школьников, не соответствуют
требованиям технической безопасности, – сообщил
Демин. – Таковых насчитывается около ста штук.
Свердловские гаишники выдали предписания: какие
недостатки следует устранить. И обещали через
год еще одну проверку.
Схожим образом поступила руководитель
управления Государственного автодорожного
надзора по ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ Галина Архипова. В
интервью местным СМИ она рассказала, что
нарушения безопасности при школьных перевозках
обнаружились во всех районах области.
– К перевозке школьников допускались водители,
не имеющие непрерывного стажа работы в течение
последних трех лет, – сообщила Архипова. – Во
многих сельских школах и школах-интернатах не
контролировали, проходят ли водители медосмотр.
Также водители не проходили стажировку при
приеме на работу. Не проводились технические
осмотры автотранспорта перед выездом и в конце
дня.
Но самая главная проблема, по мнению Галины
Архиповой, в другом: многие школьные автобусы уже
15–17 лет «в строю» и попросту небезопасны.
Однако у ГИБДД Тверской области другая
информация на этот счет.
– Все автобусы новые, – отрапортовал нам старший
инспектор УГИБДД МВД Тверской области Игорь
Громов. – Поэтому значительных нарушений по
части их технического состояния мы не нашли.
В общем, информация не сошлась. Так случалось еще
не раз.
В пресс-службе ГИБДД ЧУВАШИИ сразу после
проверки огласили следующие данные: проверено 168
автобусов, два были неисправны, еще три не прошли
вовремя техосмотр. Чувашия – один из пионеров
программы реструктуризации сельской школы.
Когда в остальных регионах еще только покупают
транспорт для школ, там приобретают на средства
займа МБРР микроавтобусы для «повышения
мобильности педагогов» – на семинар съездить, на
повышение квалификации. Казалось бы, картина
соответствует «особому» положению региона…
– Да, техническое состояние автобусов в порядке,
– сообщил «ПС» старший инспектор по особым
поручениям УГИБДД МВД Чувашии Александр Молотов.
– Проблема в другом: нет квалифицированных
специалистов, которые смогли бы грамотно
организовать перевозку детей. Не проводятся
предрейсовые медицинские осмотры водителей.
Да… Если уж в «продвинутой» Чувашии не
справляются с организацией школьных перевозок…
Как тогда обстоят дела в других регионах –
участниках пилотного проекта реструктуризации?
Мы позвонили в ЯРОСЛАВСКУЮ ОБЛАСТЬ.
– Мы не проверяли школьные автобусы, – сообщил
пожелавший остаться неизвестным сотрудник
аналитического отдела УГИБДД. – Они новые.
Проверяли маршруты, по которым они ездят.
Основные нарушения: отсутствие дорожной
разметки, дорожных знаков, неровности некоторых
участков дорог, размытые обочины,
недостаточность освещения. По результатам
проверки направлены предписания по устранению
неполадок в районы области.
Как нам удалось выяснить, автобусы в Ярославской
области все-таки проверяли. Пока инспектора
рулеткой измеряли глубину рытвин, автобусами
занималась другая организация – автодорожный
надзор. По сообщениям местной прессы, надзор
обнаружил обычный букет нарушений: автобусы
выпускают на линию не медики, а учителя,
техобслуживание не проводится, поэтому машины
часто ломаются. «Проверен 51 автобус, и почти во
всех случаях выявлены нарушения», – пишут
ярославские газеты.
В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ нас ждал совсем другой сюжет.
– У нас нет программы «Школьный автобус»,
поэтому мы их и не проверяли, – рассказал
начальник отдела пропаганды ГИБДД Тульской
области Владимир Мигунов. – В деревнях детей
возят на автобусах, раньше принадлежавших
колхозам, совхозам, чуть ли не на бортовых
машинах. Так что нам было поручено проверить не
школьные автобусы, а транспортные средства,
которые занимаются перевозкой детей. В итоге из
108 машин две были признаны негодными к
эксплуатации.
В расположенной по соседству ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
проверку закончили досрочно – еще к Дню знаний.
По сообщениям местных СМИ, в области 119 школьных
автобусов. Контролеры выявили 569 нарушений –
почти что по пять на один автобус. Оказалось, что
в 68 школах не проводится технический контроль
перед выходом на линию. В пятнадцати учебных
заведениях водители не проходят медосмотр, перед
тем как сесть за руль. Нарушения обнаружились
даже в городских школах Липецка.
Более скромным оказался «улов» у ГИБДД
Республики КАРЕЛИИ.
– Было проверено 52 автобуса, осуществляющих
перевозку детей, – рассказал инспектор по
пропаганде безопасности дорожного движения
УГИБДД МВД Карелии Александр Харин. – Пять из них
оказались неисправными. Большинство, четыре
автобуса, не прошли гостехосмотр. По результатам
проверки выдано восемь предписаний должностным
лицам. Два должностных лица привлечены к
административной ответственности.
В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГИБДД попыталась проверить
школьные автобусы. Но не вышло.
– Сорок один школьный автобус был закуплен
только этой осенью, – сообщил пожелавший
остаться неназванным сотрудник ГИБДД области. –
До этого детей возили на обычных. А новые,
школьные, еще только переданы в районы.
На прощание сохраняющий инкогнито гаишник
похвастался, что ГИБДД старается сопровождать
все детские перевозки на машинах с мигалками.
«Никакой платы не берем!» – воскликнул наш
собеседник и отключился.
В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ школьные автобусы
закупили раньше, чем в Тамбовской, но тоже
недавно – год назад.
– Поэтому технических недостатков, угрожающих
безопасности детей, мы не обнаружили, – сообщил
сотрудник ГИБДД области Сергей Щекотов. –
Правда, с водительским медосмотром уже возникли
сложности. Не везде его удается организовать.
Общее место для всех регионов – проверки
проводят люди, не вникающие в тонкости школьной
жизни, в обстоятельства, в которых работают
директора школ. Задача инспекторов – проверить,
и они ее выполняют. Наверное, так и надо:
безопасность детей – дело нешуточное. Но можно
представить, каково директорам школ: и не возить
нельзя, и возить опасно. Выкручиваются как могут.
Самый подробный и одновременно самый щадящий по
отношению к руководителям образовательных
учреждений анализ ситуации со школьными
автобусами провел начальник отдела
автотранспортного и автодорожного надзора
управления Государственного автодорожного
надзора по республике УдмуртиИ Юрий Кочуров.
– На сегодняшний день основная проблема – не
техническое состояние школьных автобусов, а
организация перевозок, – рассказал он. – Мы
проверили 88 школ. Основные нарушения: не
проводится медицинский осмотр водителей
школьных автобусов перед выездом в рейс и после.
Почему? Есть несколько причин. Во-первых, нет у
школ профессиональных медицинских кадров.
Во-вторых – экономия. Поселки, между которыми в
районах республики ходят автобусы, находятся за
15–17 километров друг от друга. Чтобы не жечь
бензин лишний раз, водители оставляют автобусы
во дворе своих домов. Утром из своих поселков
отвозят ребятишек в школу, забирают их и опять же
ставят автобус под своими окнами. Ясно, что
никакой медицинской проверки они не проходят.
Это, правда, не только из-за экономии. Если бы
даже, допустим, водители отвозили автобусы к
школе, то с утра им просто не на чем было бы за
ними приехать. Транспортного сообщения, как
правило, между маленькими поселками нет. Не
пешком же за 15–17 километров идти.
Другое нарушение: не проверены маршруты, по
которым ездят автобусы. В некоторых районах
автобусы ездят, например, по мостам, которые
находятся в аварийном состоянии.
Много других проблем: не проводится
своевременное техническое обслуживание
автобусов. Нет оборудованных мест для стоянок
автобусов и их охраны.
Это все чревато бедами. Когда мы руководителям
школ указали на все опасности, они сказали: «Мы
думали радоваться надо, что школам автобусы
выделили, а тут плакать скорее стоит».
Конечно, здесь не вина школ, а их беда. Не хватает
ни квалифицированных специалистов, ни средств на
решение этих проблем. По итогам проверки мы
выдали предписания управлениям образования в
каждом районе республики и министерству
образования республики. Однако и в министерстве
нет специалистов по организации транспортных
перевозок.
Мария ВДОВИНА,
Алексей ОЛЕЙНИКОВ
Требования безопасности при перевозке детей
Рассказывает начальник отдела пропаганды
Департамента безопасности дорожного движения
МВД РФ Владимир Кондаков:
– Требования по безопасности школьных
автобусов определяются ГОСТом 51160-98 “Автобусы
для перевозки детей”. В нем прописаны
технические детали: какой формы должны быть
сиденья, как устроена задняя стенка машины,
отсутствие стоячих мест и прочее.
Требования к водителю школьного автобуса
определяются внутренними рекомендациями нашего
департамента:
– Автобус должен быть обозначен знаком
“Перевозка детей”.
– Водитель должен иметь непрерывный стаж работы
по категории “Д” не менее трех лет.
– Перед отправкой на маршрут водитель должен
пройти медосмотр.
– Общая продолжительность движения автобуса –
не более 40 часов в неделю.
– Скорость движения выбирается произвольно, в
зависимости от состояния дорожного плотна, но не
более 60 километров. Техническое состояние дороги
должно удовлетворять дорожному ГОСТу.
– Регулярно – два раза в год – школьный автобус
должен проходить технический осмотр.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|