Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

И не возить нельзя, и возить опасно
ГИБДД проверила школьный транспорт

Получить информацию о результатах проверки школьных автобусов оказалось затруднительно. Где-то ее проводила ГИБДД, где-то транспортная инспекция, где-то предписание из центра и вовсе проигнорировали. Отчетность по проверке удивительно быстро убрали в архив. И официальные лица были вовсе не намерены ее «рассекречивать», отделываясь общими фразами: у нас, дескать, все хорошо. Однако с помощью публикаций в местных СМИ нам удалось восстановить картину проверки.

В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ начальник управления ГИБДД Юрий Демин не стал дожидаться звонков от журналистов и сам собрал их на пресс-конференцию.
– Все автобусы, использующиеся в области для перевозок школьников, не соответствуют требованиям технической безопасности, – сообщил Демин. – Таковых насчитывается около ста штук.
Свердловские гаишники выдали предписания: какие недостатки следует устранить. И обещали через год еще одну проверку.
Схожим образом поступила руководитель управления Государственного автодорожного надзора по ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ Галина Архипова. В интервью местным СМИ она рассказала, что нарушения безопасности при школьных перевозках обнаружились во всех районах области.
– К перевозке школьников допускались водители, не имеющие непрерывного стажа работы в течение последних трех лет, – сообщила Архипова. – Во многих сельских школах и школах-интернатах не контролировали, проходят ли водители медосмотр. Также водители не проходили стажировку при приеме на работу. Не проводились технические осмотры автотранспорта перед выездом и в конце дня.
Но самая главная проблема, по мнению Галины Архиповой, в другом: многие школьные автобусы уже 15–17 лет «в строю» и попросту небезопасны.
Однако у ГИБДД Тверской области другая информация на этот счет.
– Все автобусы новые, – отрапортовал нам старший инспектор УГИБДД МВД Тверской области Игорь Громов. – Поэтому значительных нарушений по части их технического состояния мы не нашли.
В общем, информация не сошлась. Так случалось еще не раз.
В пресс-службе ГИБДД ЧУВАШИИ сразу после проверки огласили следующие данные: проверено 168 автобусов, два были неисправны, еще три не прошли вовремя техосмотр. Чувашия – один из пионеров программы реструктуризации сельской школы. Когда в остальных регионах еще только покупают транспорт для школ, там приобретают на средства займа МБРР микроавтобусы для «повышения мобильности педагогов» – на семинар съездить, на повышение квалификации. Казалось бы, картина соответствует «особому» положению региона…
– Да, техническое состояние автобусов в порядке, – сообщил «ПС» старший инспектор по особым поручениям УГИБДД МВД Чувашии Александр Молотов. – Проблема в другом: нет квалифицированных специалистов, которые смогли бы грамотно организовать перевозку детей. Не проводятся предрейсовые медицинские осмотры водителей.
Да… Если уж в «продвинутой» Чувашии не справляются с организацией школьных перевозок… Как тогда обстоят дела в других регионах – участниках пилотного проекта реструктуризации?
Мы позвонили в ЯРОСЛАВСКУЮ ОБЛАСТЬ.
– Мы не проверяли школьные автобусы, – сообщил пожелавший остаться неизвестным сотрудник
аналитического отдела УГИБДД. – Они новые. Проверяли маршруты, по которым они ездят. Основные нарушения: отсутствие дорожной разметки, дорожных знаков, неровности некоторых участков дорог, размытые обочины, недостаточность освещения. По результатам проверки направлены предписания по устранению неполадок в районы области.
Как нам удалось выяснить, автобусы в Ярославской области все-таки проверяли. Пока инспектора рулеткой измеряли глубину рытвин, автобусами занималась другая организация – автодорожный надзор. По сообщениям местной прессы, надзор обнаружил обычный букет нарушений: автобусы выпускают на линию не медики, а учителя, техобслуживание не проводится, поэтому машины часто ломаются. «Проверен 51 автобус, и почти во всех случаях выявлены нарушения», – пишут ярославские газеты.
В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ нас ждал совсем другой сюжет.
– У нас нет программы «Школьный автобус», поэтому мы их и не проверяли, – рассказал начальник отдела пропаганды ГИБДД Тульской области Владимир Мигунов. – В деревнях детей возят на автобусах, раньше принадлежавших колхозам, совхозам, чуть ли не на бортовых машинах. Так что нам было поручено проверить не школьные автобусы, а транспортные средства, которые занимаются перевозкой детей. В итоге из 108 машин две были признаны негодными к эксплуатации.
В расположенной по соседству ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ проверку закончили досрочно – еще к Дню знаний. По сообщениям местных СМИ, в области 119 школьных автобусов. Контролеры выявили 569 нарушений – почти что по пять на один автобус. Оказалось, что в 68 школах не проводится технический контроль перед выходом на линию. В пятнадцати учебных заведениях водители не проходят медосмотр, перед тем как сесть за руль. Нарушения обнаружились даже в городских школах Липецка.
Более скромным оказался «улов» у ГИБДД Республики КАРЕЛИИ.
– Было проверено 52 автобуса, осуществляющих перевозку детей, – рассказал инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения УГИБДД МВД Карелии Александр Харин. – Пять из них оказались неисправными. Большинство, четыре автобуса, не прошли гостехосмотр. По результатам проверки выдано восемь предписаний должностным лицам. Два должностных лица привлечены к административной ответственности.
В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГИБДД попыталась проверить школьные автобусы. Но не вышло.
– Сорок один школьный автобус был закуплен только этой осенью, – сообщил пожелавший остаться неназванным сотрудник ГИБДД области. – До этого детей возили на обычных. А новые, школьные, еще только переданы в районы.
На прощание сохраняющий инкогнито гаишник похвастался, что ГИБДД старается сопровождать все детские перевозки на машинах с мигалками. «Никакой платы не берем!» – воскликнул наш собеседник и отключился.
В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ школьные автобусы закупили раньше, чем в Тамбовской, но тоже недавно – год назад.
– Поэтому технических недостатков, угрожающих безопасности детей, мы не обнаружили, – сообщил сотрудник ГИБДД области Сергей Щекотов. – Правда, с водительским медосмотром уже возникли сложности. Не везде его удается организовать.
Общее место для всех регионов – проверки проводят люди, не вникающие в тонкости школьной жизни, в обстоятельства, в которых работают директора школ. Задача инспекторов – проверить, и они ее выполняют. Наверное, так и надо: безопасность детей – дело нешуточное. Но можно представить, каково директорам школ: и не возить нельзя, и возить опасно. Выкручиваются как могут.
Самый подробный и одновременно самый щадящий по отношению к руководителям образовательных учреждений анализ ситуации со школьными автобусами провел начальник отдела автотранспортного и автодорожного надзора управления Государственного автодорожного надзора по республике УдмуртиИ Юрий Кочуров.
– На сегодняшний день основная проблема – не техническое состояние школьных автобусов, а организация перевозок, – рассказал он. – Мы проверили 88 школ. Основные нарушения: не проводится медицинский осмотр водителей школьных автобусов перед выездом в рейс и после. Почему? Есть несколько причин. Во-первых, нет у школ профессиональных медицинских кадров. Во-вторых – экономия. Поселки, между которыми в районах республики ходят автобусы, находятся за 15–17 километров друг от друга. Чтобы не жечь бензин лишний раз, водители оставляют автобусы во дворе своих домов. Утром из своих поселков отвозят ребятишек в школу, забирают их и опять же ставят автобус под своими окнами. Ясно, что никакой медицинской проверки они не проходят.
Это, правда, не только из-за экономии. Если бы даже, допустим, водители отвозили автобусы к школе, то с утра им просто не на чем было бы за ними приехать. Транспортного сообщения, как правило, между маленькими поселками нет. Не пешком же за 15–17 километров идти.
Другое нарушение: не проверены маршруты, по которым ездят автобусы. В некоторых районах автобусы ездят, например, по мостам, которые находятся в аварийном состоянии.
Много других проблем: не проводится своевременное техническое обслуживание автобусов. Нет оборудованных мест для стоянок автобусов и их охраны.
Это все чревато бедами. Когда мы руководителям школ указали на все опасности, они сказали: «Мы думали радоваться надо, что школам автобусы выделили, а тут плакать скорее стоит».
Конечно, здесь не вина школ, а их беда. Не хватает ни квалифицированных специалистов, ни средств на решение этих проблем. По итогам проверки мы выдали предписания управлениям образования в каждом районе республики и министерству образования республики. Однако и в министерстве нет специалистов по организации транспортных перевозок.

Мария ВДОВИНА,
Алексей ОЛЕЙНИКОВ



Требования безопасности при перевозке детей
Рассказывает начальник отдела пропаганды Департамента безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Кондаков:

– Требования по безопасности школьных автобусов определяются ГОСТом 51160-98 “Автобусы для перевозки детей”. В нем прописаны технические детали: какой формы должны быть сиденья, как устроена задняя стенка машины, отсутствие стоячих мест и прочее.
Требования к водителю школьного автобуса определяются внутренними рекомендациями нашего департамента:
– Автобус должен быть обозначен знаком “Перевозка детей”.
– Водитель должен иметь непрерывный стаж работы по категории “Д” не менее трех лет.
– Перед отправкой на маршрут водитель должен пройти медосмотр.
– Общая продолжительность движения автобуса – не более 40 часов в неделю.
– Скорость движения выбирается произвольно, в зависимости от состояния дорожного плотна, но не более 60 километров. Техническое состояние дороги должно удовлетворять дорожному ГОСТу.
– Регулярно – два раза в год – школьный автобус должен проходить технический осмотр.



Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru