Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ № 52 
 

Обзор подготовил Владимир СЕВРЮГИН

Новые книги

ГАСАН ГУСЕЙНОВ. КАРТА НАШЕЙ РОДИНЫ.ГАСАН ГУСЕЙНОВ. КАРТА НАШЕЙ РОДИНЫ.
Идеологема между словом и делом.
Москва, ОГИ, 2005

Книга Гасана Гусейнова посвящена картам России. Но это не о физической и не об экономической, а скорее о символической географии. С одной стороны, карта – лишь изображение, рисунок, схема; с другой – это набор инструктивных категорий и чисел, входящих в поле словесного представления идеологии.
Гасан Гусейнов пишет, что отмена или преобразование символов или идеологем сопровождают всякий исторический слом, но не всегда объясняют, в чем смысл этого слома. Всем с детства знакома географическая карта нашей страны. В то же время широко прочерченная граница – красная или розовая крышка глобуса, – занимаемая самой большой страной в мире, делают карту СССР и России особенно мощным символом. На севере граница проходит прямо по океану, страна граничит с космосом, хотя в действительности каждому ясно, что непосредственными соседями России на севере являются Канада и США.
Пространственный центр карты – Сибирь; это одна из самых безлюдных на свете территорий. После распада СССР и выделения из его состава огромных территорий на западе, юге, в Средней Азии этот пространственный центр сместился еще дальше на северо-восток. Новая Россия – это страна, потерявшая всего за несколько лет территории, которые Российская империя и СССР удерживали последние три столетия.
Но, по мнению Гасана Гусейнова, дело не столько в переосмыслении чисел (площадь страны, ее население, национальный состав и т.п.), сколько в изменении ключевых категорий национального сознания, главная из которых – граница. Слова зарубежный и заграничный, ближнее и дальнее зарубежье, железный занавес, пограничный столб, самый крупный народ Европы – все эти продукты массового сознания, принудительные ассоциации категорий прочности, непреодолимости – приобрели иной смысл, заставляют самоопределиться относительно новой и географической, и геополитической реальности. Но “политик или философ русской истории не может писать спокойно: простая речь, по укоренившемуся в писательском сознании представлению, не в состоянии достоверно передать то, что происходило в России в прошлом столетии. Политические события описываются в сильных выражениях, уже на уровне метафоры искажающих историческое протекание событий”. Отсутствие в современном русском языке плюсквамперфекта, или “давнопрошедшего”, порождает характерную ошибку сознания: “разбросанность” нации “по всему пространству бывшего СССР” – следствие не распада страны, а военно-хозяйственных преобразований 1920 – 1980-х годов, с их массовыми перемещениями целых народов и социальных слоев.
Разбирая экстравагантные геополитические взгляды А.Фоменко, Д.Галковского и некоторых других популярных писателей, Гасан Гусейнов пишет, что при всем несовпадении словесных, математических или историософских ресурсов, привлеченных для построения конструкций этих писателей, в самой их установке на цели и способы выявления геополитической истины можно увидеть общую исходную составляющую – географическую карту-картину мира. Карта – ориентационное поле, подвергшееся катаклизму, каких не происходило с их страной с самого 1917 года. Эмоционально-интеллектуальную реакцию на такой катаклизм полезно держать перед глазами как символ, отображающий самосознание русских людей после исчезновения остановившейся во времени сверхдержавы.
Дмитрий Иванович Менделеев, рассказывает автор, предлагал изменить изображения России на географических картах, на которых: “Новгородско-Московская или Царская Россия, составляющая родоначалие всей Империи и содержащая в себе центр ее населенности, является каким-то придатком, находящимся сбоку, так что получается общее впечатление о России как стране преимущественно Азиатской. Но в настоящую эпоху Россия все же во всех отношениях страна преимущественно европейская… Поэтому я употребил немало усилий и попыток на то, чтобы найти такой способ картографического изображения всей России, в котором Европа сливалась бы с Азиею и выступало бы ныне первенствующее значение Европейской России”.
“Прошло сто лет, и менделеевская Россия лишилась самой значительной части своих европейских владений – Польши, стран Балтии, Украины, оставив за собой скромные выходы в Черное и Балтийское моря, но географически сделавшись в гораздо большей степени именно азиатской державой – новой северной соседкой Пакистана, Индии, Китая”. Мы живем в Северной Азии. Это ничем не хуже, чем жить в Северной Америке или в Северной Африке.
В этой книге сплелось все – история и география, проза и поэзия, социология и геополитика. Автор пишет о том образе карты и границ, “что претерпевает свои превращения в сознании людей, которым довелось – помимо их воли! – пережить небывалые исторические перемены и которым приходится теперь по-новому ориентироваться в мировом пространстве”.
Исторические и географические переоценки неизбежно приведут “из похода в недостижимую даль к возвращению к себе, к точке равенства с самим собой… Песочные часы перевернуты, началось новое наполнение времени”.

По материалам Государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: gnpbu@gnpbu.ru
Internet: www.gnpbu.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru