Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Константин БОГДАНОВ

Слепой ищет зрячего

Сакральный смысл знакомых с детства правил

В современном быту игра в жмурки воспринимается как игра детская. Но сводится ли она исключительно к детской психологии? Объясняется ли она только ею? Для этнографа и фольклориста за детским обиходом жмурок просматривается контекст взрослой традиции.
Игра эта известна со времен античности, оставаясь в значительной степени неизменным – и в этой неизменности интригующим – стереотипом всякого социокультурного обихода. Правила «жмурочных» игр исторически и географически разнятся, но при всех нюансах они в достаточной мере похожи одним легко узнаваемым сюжетом. Повторяются три условия: 1) в игре по меньшей мере два участника; 2) один ищет (ловит, отгадывает), другого ищут; 3) тот, кто ищет, обязательно ограничен в зрении, но имеет другие ориентиры; тот, кого ищут, как-то дает знать о том, где находится.
Символический смысл игры в жмурки: слепой ищет зрячего – мертвый ищет живого.
То, что слепота – аналог смерти, понятно. Умереть – потерять зрение: «Закрыть глазки да лечь на салазки»; «Свет из очей выкатился»; «Померк свет в очах».
Безжалостная смерть сама представляется незрячей. По распространенному у восточных славян поверью, если сразу не закрыть глаза покойному, смерть воспользуется открытыми глазами и выберет ими новую жертву. Устойчивый в фольклорной традиции образ слепой смерти популярен и в литературе.
Смертельная опасность, связанная со слепотой, как и слепота смерти, ассоциировалась и с чрезвычайно распространенными с античности и средневековья заразными болезнями, прежде всего проказой и оспой, от которых слепло и умирало множество людей.
Еще историки языка отмечают, что в египетском и, возможно, шумерском языках слепота – синоним кастрации. Во многих мифологических сюжетах слепота выступает как наказание за прелюбодеяние и инцест.
Впрочем, ущербность компенсируется возможностями иного опыта, иного знания, иной силы. Слепы пророки и провидцы, праотцы, богоизбранные герои, легендарные поэты; примеры можно множить и множить. Слепцу вменяется знать о том, о чем не знают зрячие; более того, он знает правду о зрячих. Слепые опасны, и лишь немногим удается их обмануть.
Еще один аспект игры в жмурки: «слепой» ловец должен не только поймать, но и назвать того, кого он поймал.
Представление о том, что имени присуща самодостаточная внутренняя сила, широко распространенное у разных народов мира, в Европе оставалось неоспоримым по меньшей мере вплоть до эпохи Просвещения. То, что названо, начинает существовать независимо от того, существовало ли оно прежде. Интересно, что среди народных примет, предвещающих смерть, есть и такая: быть окликнутым по имени и не увидеть при этом того, кто окликнул.
А вот другой символический пласт игры.
В одних вариантах правила обязывают играющих ударять «слепца», с тем чтобы он угадывал ударившего. В других «слепцу» задаются вопросы, на которые он должен ответить как отгадчик.
В Евангелиях есть место, где описывается, как люди, державшие схваченного Иисуса, «ругались над Ним и били Его, и накрывши Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?». Издевательство, которому подвергают Христа, формально воспроизводит собою не что иное, как один из вариантов игры в жмурки. Сходство это осознавалось и подчеркивалось средневековыми миниатюристами, одинаково изображавшими как игроков в жмурки, так и Христа в этой сцене: с завязанными глазами или с покрытой капюшоном головой.
Сакральность этой сцены подтверждает обычай, существовавший на Украине еще в середине ХIХ века: играть в жмурки на похоронах, и только на похоронах. Это была одна из похоронных игр, составлявших очень важный элемент в комплексе ритуальных действ на общественных сборах при покойнике. Такие игры с битьем и загадываниями как бы оживотворяют покойного и упорядочивают его коллективные проводы. На сегодняшний взгляд такой характер похорон в традиционном обществе кажется парадоксально игровым. «Почему похороны… мертвеца превращаются в фарс?» – спрашивает В.Я.Пропп. Это можно объяснить, если иметь в виду, что не только смерть «играет» с человеком, но и представляющее человека общество «играет» со смертью, чтобы не сказать – играет саму смерть. Здесь игра выступает как встреча с возможным иным – в данном случае со смертью и (или) с судьбой, но встреча в ее игровом и, значит, двусмысленном контексте. Показательно, что помимо слов со значением «смерть» русское слово «жмурки» этимологически связано со словами «морок», «морочить», то есть обманывать, вышучивать, смеяться над кем-либо.
Йохан Хейзинга подчеркивал, что «внутри сферы игры законы и обычаи мира повседневности силы не имеют», но те, которые этой силой обладают, достаточно серьезны. В игре нет ничего несерьезного, и вместе с тем всякая игра остается только игрою. «Ребенок играет совершенно серьезно, можно с полным правом сказать – в священной серьезности. Но он играет, и он знает, что играет». То же можно сказать об играющих в жмурки. По словам Саттона-Смита, «хотя водящий и олицетворяет опасную силу, его можно и осмеивать, и толкать со всех сторон, как это и происходит при игре в жмурки».
Игрой в жмурки преодолевается страх перед смертью и миром потустороннего. В русском фольклоре смерть можно перехитрить, обмануть, хоть она и неотвратима. В целом такое отношение к смерти в истории культуры представляется формой психотерапии и вместе с тем формой социализации человека.
Человек и общество ориентированы на жизнь в большей степени, чем на смерть. Всякое общество в той или иной мере отворачивается от смерти, «прячет» покойников и осуждает тех, кто стремится перейти в их ряды без идеологически узаконенной санкции (осуждение самоубийц в европейской традиции универсально).
Общество вменяет в обязанность своим членам прежде всего помнить о жизни и уже в силу этой обязанности не забывать о смерти. Игра в жмурки – замечательная, хотя и очень частная, реализация этой обязанности.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru