СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Сегодня в министерстве уже не говорят о
единой программе реструктуризации для всей
страны. Упор делается на муниципальные
программы, учитывающие особенности конкретного
района, на доработку моделей переустройства
отдельных школ.
При этом одна из главных проблем сегодня –
нормативно-правовое обеспечение
реструктуризации в ее новом понимании. Когда
речь идет о закрытии школы – тут все ясно. А
когда, например, школа объединяется с детсадом,
организуются ресурсные центры, образовательное
учреждение берется на баланс успешным
предприятием, возникают десятки имущественных и
юридических вопросов.
Разные способы решения этих вопросов
обсуждались на семинаре, организованном Высшей
школой экономики. Он проходил в Ясной Поляне, в
музее-усадьбе Льва Толстого.
Место выбрано не случайно: вот уже несколько лет
музей добивается, чтобы ему передали
яснополянскую школу, оказавшуюся в бедственном
положении.
Директора школ из Карелии, Чувашии, Ставрополья,
Краснодарского края лишний раз могли убедиться,
что даже в прославленной усадьбе в трех часах
езды от столицы возникают те же проблемы, что и в
отдаленных сельских районах.
Школа становится центром.
Ресурсным
Как делить часы, объединять программы
и выбирать учебники
Жители Андроповского района
Ставропольского края занимаются сельским
хозяйством. Школы здесь тоже сельские. Правда, по
количеству детей они могут поспорить с
городскими: от ста до шестисот учеников в каждой.
В школе села Курсавка – девятьсот ребят. И это
только те, кто учится здесь постоянно. За
несколько лет в районе создали разветвленную
школьную сеть. И теперь в Курсавскую школу (в 2004
году она стала лауреатом краевого фестиваля
экспериментальных площадок) съезжаются все
старшеклассники района, чтобы углубленно
изучать выбранные предметы.
– Когда-то у нас находился единственный
на Ставрополье сельский учебно-производственный
комбинат. Сюда свозили детей из разных сел для
занятий по технологии, – вспоминает Татьяна
Новикова, заместитель директора курсавской
школы № 1, координатор эксперимента по созданию
районной школьной сети. – Тогда считали, что
сельские дети обязательно должны получать
разные производственные специальности. В 2002 году
мы поняли, что наработанный опыт можно перенести
на обучение в старшей школе. В районе есть
замечательные педагоги, и наша задача – сделать
их уроки доступными для старшеклассников из
любой школы. На нашей базе был создан ресурсный
центр, и сегодня половина учителей Андроповского
района преподают у нас.
– Кто решает, что этот педагог лучший, что он
может вести уроки для всех детей?
– Конкурс на преподавание проводит роно, а
заявку может подать любой учитель. При отборе
учитывается профессиональный рост педагога,
успешность его учеников. Мы принимаем их на
работу в школу села Курсавка как совместителей.
Заключаем договор на преподавание конкретного
предмета в конкретные сроки. Часто учителя
приезжают вести уроки на школьном автобусе
вместе со своим классом.
– Занятия в ресурсном центре – это не
дополнительное образование, а углубленное
освоение школьной программы. Но если одним
учителям прибавляются часы, то у других
отнимаются…
– Педсоветы в каждой сельской школе сами решают,
какие часы они согласны передать для углубленных
занятий в ресурсный центр. А тем учителям,
которые теряют нагрузку, мы стараемся ее
компенсировать – они занимаются внеклассной
работой во второй половине дня.
– Если школы района через ресурсный центр
обмениваются учителями, то и учебный план должен
быть общим. Да и учебники для старших классов
нужно отбирать вместе.
– Если в какой-нибудь школе не проходят до
конца учебный план, на занятиях в ресурсном
центре это сразу заметно. Если используется
нестандартный учебник – тоже. Сегодня учебный
план в районе построен так, чтобы ученики всех
школ по возможности обучались синхронно. Мы
договорились, что предметы базового и
профильного компонентов изучаются в базовой
части по единым учебникам.
– И вам удалось убедить учителей, что это
правильно?
– Многие педагоги привыкли к старым,
проверенным, на их взгляд, учебникам. Наша
позиция – не давить на учителя, а помочь ему: дать
возможность изучить новые учебники. С введением
госстандартов многое упростилось: для нас стало
главным, соответствует ли учебник стандартам.
– Кто составляет единое для всего района
расписание?
– Научно-методический совет при районном
отделе образования и методический кабинет
ресурсного центра. Там работают лучшие учителя,
методисты, заместители директоров школ. Они
разрабатывают учебные планы и единое
календарно-тематическое планирование для всего
района.
– Но директора школ обязаны отправлять
детей на занятия к вам? Многим надо проделать
неблизкий и небезопасный путь на автобусе.
– У нас на Кавказе бывают трудные погодные
условия. Решение везти или не везти детей в
ресурсный центр принимает директор школы. В
подвозе в ресурсный центр у нас в районе работает
21 автобус. Все они находятся на балансе школ.
Когда директор считает, что дорога небезопасна,
он перестраивает учебный план: пусть лучше дети
не рискуют и доберут эти часы в период
очно-заочной практики, которую мы организовываем
летом в 10 классах. Если ребенок не хочет изучать
профильный предмет в ресурсном центре – он может
никуда не ехать, а изучать предмет, никуда не
выезжая, в качестве базового.
– Ресурсный центр проводит обучение. Здесь
все более или менее понятно. Но какие документы
он выдает старшеклассникам? У него есть какой-то
юридический статус?
– Пока в существующей нормативной базе нет
понятия «ресурсный центр». Наш центр считается
организационно-методической структурой на базе
юридического лица – средней школы № 1 села
Курсавка. По договорам с другими школами, которые
тоже являются юридическими лицами, мы оказываем
старшеклассникам образовательные услуги. А
затем передаем заказчикам сведения о
результатах обучения. Администрации районных
школ ставят детям оценки и выдают аттестаты.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|