НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Анатолий ПИНСКИЙ
беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ
Еще одна школьная власть
Эксперимент по созданию управляющих
советов: подведение предварительных итогов
В школах шести российских регионов
появилось новшество – управляющие советы. Этот
орган обладает гораздо большими полномочиями,
чем родительский или попечительский совет, – его
решения обязательны к исполнению.
С января 2005 года в стране создано около 70 советов
такого типа. До конца года появятся еще 80. Недавно
участники эксперимента по созданию управляющих
советов собрались в Москве на межрегиональную
конференцию. О предварительных итогах
эксперимента рассказывает Анатолий ПИНСКИЙ –
заместитель руководителя министерской рабочей
группы по развитию общественного соуправления в
школах.
– Появление в школе управляющего
совета означает перестройку всей системы
отношений внутри нее – административных,
личных… Как вы помогали школам в этой ситуации?
– Мы готовились к эксперименту около двух лет.
Рабочая группа подробно описала: какие
полномочия есть у уп-
равляющего совета, кто может войти в его состав,
как этот совет сформировать, по какой технологии
ему работать. Мы обсуждали эти вопросы с
работниками органов управления образованием,
директорами школ. Приезжали коллеги из Европы,
рассказывали об опыте школьного общественного
управления у себя на родине.
Однако и в России участникам эксперимента было
на что опереться: опыт попечительских советов,
родительских комитетов. Например, в девяностые
годы в Красноярском крае развернулось движение
общественно-активных школ, возрождались земские
традиции. Поэтому идею апробации моделей
управляющих советов здесь восприняли с большим
интересом.
Наверное, из-за того, что нововведение возникло
не на пустом месте, развивается оно очень
динамично. Например, в прошлом году только
отрабатывалась схема и нормативная основа: как
создать управляющий совет. А в нынешнем первые
управляющие советы в пилотных школах созданы,
уже начато обучение членов этих структур.
Возникают сетевые объединения управляющих
советов в пределах района или города.
– Вы можете привести пример, чтобы
управляющий совет решил какую-то проблему школы,
с которой директор без него не справлялся?
– В подмосковной Дубне поменяли маршрут
автобуса, на котором ездят в школу ученики из
левобережной части города. Теперь он подвозит
детей прямо к школе. Другой пример, тоже на тему
транспорта: директор московской школы № 548 Ефим
Рачевский три года просил муниципальные власти
поставить перед школой светофор и “лежачего
полицейского”. Когда подключился управляющий
совет, все решилось в считанные дни.
Конечно, в разных школах будут разные
управляющие советы. Где-то родители более
инициативны, где-то менее. Но расшевелить следует
всех. Ведь в итоге советы будут стимулировать
директоров и педагогов совершенствовать учебный
и воспитательный процесс, обновлять
материально-техническую базу, определять пути
развития школы, находить ресурсы для этого
развития.
– А многие опасаются, что управляющие советы
превратятся в еще один инструмент сбора денег с
родителей, и только…
– По первому опыту деятельности
управляющих советов можно судить, что прогнозы
рисков не оправдались. Например, оппоненты
говорили: идея хорошая, но общественность у нас
пассивная. Или: управляющие советы обязательно
вступят в конфронтацию с директорами школ,
начнется двоевластие. Еще высказывались
опасения, что директора будут саботировать
управляющие советы как своих конкурентов. Все
сомнения оказались напрасными – директора видят
в этих структурах помощь и поддержку.
– Но при этом существует риск, что совет
превратится в “общественное” прикрытие
политики директора…
– Если родители будут соглашаться, чтобы
ими манипулировали (вероятность этого, конечно,
имеется), то я не знаю, как им помочь. Демократию
нельзя подарить. Управляющие советы создают
новые условия и новые возможности. Захотят ли
люди ими воспользоваться, заранее неизвестно. Но
нельзя же на этом основании решить, что советы не
нужны вообще.
– В Думе прошлого созыва идею общественного
управления поддержал Комитет по образованию и
науке. Был разработан пакет поправок в Закон “Об
образовании”. Предполагалось, что управляющие
советы появятся в каждой школе… Какова ваша
позиция на этот счет?
– Не надо никого ломать через колено,
“принимать меры” по отношению к директорам,
которые не поддерживают такие начинания.
Двигающая сила этого проекта – инициатива тех же
директоров. Министерство предлагает
методические разработки, организует обмен
опытом, но решения принимаются на местах.
Другое дело, что если поставить вопрос об
обязательности управляющего совета для каждой
школы, то в законодательном оформлении это будет
нуждаться. Но этот вопрос возникнет года через
три, не раньше.
И еще по поводу “обязаловки”. Почему не
прижились в массовой практике школьные советы,
попечительские советы? Потому что их очень часто
создавали ради галочки, никакими реальными
полномочиями они не обладали. Сегодня мы порой
сталкиваемся с похожей ситуацией: начальники
облоно или районо спускают разнарядку уже на
создание управляющих советов. К сожалению, нормы
управленческой культуры меняются крайне
медленно. Придется набраться терпения и быть
настойчивыми.
Однако я убежден, что за этим начинанием будущее.
Нам привычно централизованное управление
школой: сверху – роно, в школе – директор. Школа
закрыта для общества, оно не заинтересовано в ее
развитии. Поэтому растет репетиторство,
расширяется экстернат. И здравый смысл
подсказывает, что нужно искать выход из этой
ситуации.
Например, в Англии, Америке или Австралии
школьный управляющий совет – повседневное
явление. В этих странах административная модель
школы постепенно трансформируется в школу
гражданского общества, где реальными
управленческими полномочиями обладает
общественность.
Те же механизмы действуют и в бизнесе. В любой
компании есть коллегиальный орган управления –
наблюдательный совет, совет директоров, собрание
акционеров, – который занимается стратегическим
управлением. А директор как старший менеджер
решает оперативные вопросы.
Думаю, в итоге и наши школы поймут, что
управляющие советы необходимы в первую очередь
им самим.
– И еще один вопрос: на конференцию приехали
представители тридцати трех регионов, хотя
управляющие советы есть только в шести…
– Многие области, например, Ульяновская,
Пермская, Кемеровская, Псковская,
заинтересовались нашей работой. Их
представители приехали, чтобы узнать о
практическом опыте создания управляющих
советов.
Эксперимент по созданию управляющих советов в
школах начат с января 2005 года. В нем участвуют
Москва, Московская, Калининградская, Тамбовская
области, Республика Карелия, Красноярский край.
Юридическая основа возможности создания
управляющих советов – статья № 2 Закона “Об
образовании”, в которой провозглашен принцип
государственно-общественного управления школой,
а также статья 35, согласно которой “Управление
государственными и муниципальными
образовательными учреждениями строится на
принципах единоначалия и самоуправления.
Формами самоуправления образовательного
учреждения являются совет образовательного
учреждения, попечительский совет, общее
собрание, педагогический совет и другие формы.
Порядок выборов органов самоуправления
образовательного учреждения и их компетенция
определяются уставом образовательного
учреждения”.
Управляющий совет – коллегиальный орган, в
составе которого может быть от 11 до 25 выборных
членов. В него могут войти учителя, ученики,
родители (их должно быть не менее трети, но и не
более половины), выпускники, общественные
деятели и предприниматели. Возглавить
управляющий совет имеют право только родители
или представители общественности.
“Функционал” управляющего совета –
стратегические задачи развития школы. Например,
согласование сметы бюджетного финансирования,
расходование внебюджетных средств, определение
перечня предметов “школьного компонента” БУПа,
профилей обучения в старшей школе. Кроме того,
управляющие советы вправе решать, каким должен
быть режим работы школы, ее внутренний
распорядок. Права и обязанности членов
управляющего света должны быть прописаны в
уставе школы.
Рекомендации Минобрнауки России по
созданию
управляющих советов можно прочитать на сайтах
www.boards-edu.ru и www.us.cross-ipk.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|