ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N49
СЮЖЕТЫ
“Водяные искусства”
Главное в Петергофе, разумеется, не
парк, не море, даже не дворец, а многочисленные и
затейливейшие фонтаны. Именно они являются на ум,
когда услышишь слово “Петергоф”.
Царь Петр по водной части был большой
затейник. Неудивительно, что в своей загородной
резиденции он сделал ставку именно на водные
феерии.
Затея удалась на сто процентов. Швед К.Р.Берк
изумлялся: “Сад очень велик, с красивыми
длинными беседками, планами, шпалерами, воротами
и фигурами из одних решетин или тонкой жести. Там
есть четыре водяные затеи; две ближайшие к дворцу
просто-напросто выбрасывают струи воды –
толстые и, говорят, бьющие высоко. Посреди сада
стоит фонтан-дуб, извергающий воду из всех
листов. Вокруг дерева лежат тритоны, наяды и
дельфины, тоже исторгающие воду. Все фигуры –
свинцовые, их лепил и отливал Растрелли. Бассейн
этого фонтана имеет в диаметре 44 шага, но он все
же совсем маленький по сравнению с четвертым
бассейном, который, наверно, вскоре будет готов и
для которого упомянутый Растрелли уже отлил
огромного Нептуна и много других исторгающих
воду фигур.
Все прочие расставленные здесь в саду и на
каскаде (о чем будет сказано чуть ниже) статуи –
свинцовые и выполнены скверно, но тем не менее их
ежегодно покрывают позолотой...
При входе в партер сначала видишь по обеим
сторонам колоннаду, в которой стоит несколько
красивых мраморных изваяний. Затем среди
многочисленных планов и цветников – три большие
водяные затеи, а именно следующие. Фонтан
Самсона, находящийся как раз в верхней
оконечности канала. Я от разных людей слышал, что
вода в этом фонтане бьет не ниже, чем в Сен-Клу.
Огромное изваяние выполнено упомянутым уже
Растрелли. Две другие водяные затеи – просто
водометы, но должны быть превращены в фонтаны
подобно вышеописанным в Верхнем саду.
В горе, на которой стоит дворец, есть два грота,
один над другим. По обе стороны от входов в гроты
падают каскады – с самого верха до канала. Фигуры
и вазы, во множестве стоящие по бокам снизу вверх
вдоль всех малых бассейнов, выполнены из
позолоченного свинца; часть из них – фонтаны, да
и в некоторых упомянутых маленьких бассейнах
тоже бьют водометы. В промежутках между
маленькими водопадами изображены сюжеты о воде
из Овидия – рельефные, золотом по синему; должно
выглядеть весьма эффектно, когда вода все это
омывает.
Оба грота глубоки, и потому в них очень прохладно.
Пол и наружные площадки выложены мрамором. В
нижнем гроте есть несколько маленьких водометов,
и стены украшены всевозможными раковинами,
правда, не столь красивыми, как в гроте
петербургского Летнего двора, но хорошо
уложенными. Верхний грот – из разнородных
камней, они, однако, выглядят весьма грубыми, и
некоторые отдаленно напоминают людей или
животных, словно бы природа таким манером
забавлялась. У входа в этот верхний грот стоят в
нишах четыре действительно красивых мраморных
бюста, представляющие времена года.
Когда стоишь на самом верху над гротами и,
следовательно, перед воротами дворца,
открывается превосходнейший вид на канал и
партер со всеми их водяными затеями, на лес и
открытое море”.
А прибывший сюда годом позже англичанин Джон Кук
писал о Большом гроте: “Дно выстлано гравием, в
котором проложено очень много маленьких трубок,
незаметных для беспечного новичка”.
Время от времени служитель при фонтане
поворачивал свой кран, и “новички” оказывались
с головы до ног окачены водой.
Ничуть не меньше Кука поразил другой фонтан: “Из
воды, к моему великому и приятному удивлению,
появились собака и три утки, сделанные из меди
или железа и на вид совсем как живые. Утки, крякая,
бегают по воде крыльями, а собака с лаем их
преследует”.
А путешественник И.Георги давал свою оценку:
“Верхний сад имеет... весьма великий водоем, в
коем позолоченный Нептун с его колесницею,
конями и прочими символами, окруженный тритонами
и дельфинами. Из всех выливается вода – частью в
большом количестве, частью весьма высоко. Сии
водяные искусства в продолжении лета находятся в
действии и при солнечном сиянии весьма приятны
зрению”.
Не оказался равнодушным к этому хозяйству
Александр Сергеевич Пушкин:
…Летят алмазные фонтаны
С веселым шумом к облакам;
Под ними блещут истуканы
И, мнится, живы; Фидий сам,
Питомец Феба и Паллады,
Любуясь ими, наконец,
Свой очарованный резец
Из рук бы выронил с досады.
Дробясь о мраморны преграды,
Жемчужной, огненной дугой
Валятся, плещут водопады;
И ручейки в тени лесной
Чуть вьются сонною волной.
Более прочих, разумеется, известен был
“Самсон, раздирающий пасть льву”, поставленный
по повелению Екатерины Первой в память победы
над шведами. Самсон символизирует Россию, лев же
взят с герба Шведского королевства. Просто,
незамысловато и со вкусом.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|