Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N49
СЮЖЕТЫ 

Алексей МИТРОФАНОВ

“Водяные искусства”

Главное в Петергофе, разумеется, не парк, не море, даже не дворец, а многочисленные и затейливейшие фонтаны. Именно они являются на ум, когда услышишь слово “Петергоф”.

Царь Петр по водной части был большой затейник. Неудивительно, что в своей загородной резиденции он сделал ставку именно на водные феерии.
Затея удалась на сто процентов. Швед К.Р.Берк изумлялся: “Сад очень велик, с красивыми длинными беседками, планами, шпалерами, воротами и фигурами из одних решетин или тонкой жести. Там есть четыре водяные затеи; две ближайшие к дворцу просто-напросто выбрасывают струи воды – толстые и, говорят, бьющие высоко. Посреди сада стоит фонтан-дуб, извергающий воду из всех листов. Вокруг дерева лежат тритоны, наяды и дельфины, тоже исторгающие воду. Все фигуры – свинцовые, их лепил и отливал Растрелли. Бассейн этого фонтана имеет в диаметре 44 шага, но он все же совсем маленький по сравнению с четвертым бассейном, который, наверно, вскоре будет готов и для которого упомянутый Растрелли уже отлил огромного Нептуна и много других исторгающих воду фигур.
Все прочие расставленные здесь в саду и на каскаде (о чем будет сказано чуть ниже) статуи – свинцовые и выполнены скверно, но тем не менее их ежегодно покрывают позолотой...
При входе в партер сначала видишь по обеим сторонам колоннаду, в которой стоит несколько красивых мраморных изваяний. Затем среди многочисленных планов и цветников – три большие водяные затеи, а именно следующие. Фонтан Самсона, находящийся как раз в верхней оконечности канала. Я от разных людей слышал, что вода в этом фонтане бьет не ниже, чем в Сен-Клу. Огромное изваяние выполнено упомянутым уже Растрелли. Две другие водяные затеи – просто водометы, но должны быть превращены в фонтаны подобно вышеописанным в Верхнем саду.
В горе, на которой стоит дворец, есть два грота, один над другим. По обе стороны от входов в гроты падают каскады – с самого верха до канала. Фигуры и вазы, во множестве стоящие по бокам снизу вверх вдоль всех малых бассейнов, выполнены из позолоченного свинца; часть из них – фонтаны, да и в некоторых упомянутых маленьких бассейнах тоже бьют водометы. В промежутках между маленькими водопадами изображены сюжеты о воде из Овидия – рельефные, золотом по синему; должно выглядеть весьма эффектно, когда вода все это омывает.
Оба грота глубоки, и потому в них очень прохладно. Пол и наружные площадки выложены мрамором. В нижнем гроте есть несколько маленьких водометов, и стены украшены всевозможными раковинами, правда, не столь красивыми, как в гроте петербургского Летнего двора, но хорошо уложенными. Верхний грот – из разнородных камней, они, однако, выглядят весьма грубыми, и некоторые отдаленно напоминают людей или животных, словно бы природа таким манером забавлялась. У входа в этот верхний грот стоят в нишах четыре действительно красивых мраморных бюста, представляющие времена года.
Когда стоишь на самом верху над гротами и, следовательно, перед воротами дворца, открывается превосходнейший вид на канал и партер со всеми их водяными затеями, на лес и открытое море”.
А прибывший сюда годом позже англичанин Джон Кук писал о Большом гроте: “Дно выстлано гравием, в котором проложено очень много маленьких трубок, незаметных для беспечного новичка”.
Время от времени служитель при фонтане поворачивал свой кран, и “новички” оказывались с головы до ног окачены водой.
Ничуть не меньше Кука поразил другой фонтан: “Из воды, к моему великому и приятному удивлению, появились собака и три утки, сделанные из меди или железа и на вид совсем как живые. Утки, крякая, бегают по воде крыльями, а собака с лаем их преследует”.
А путешественник И.Георги давал свою оценку: “Верхний сад имеет... весьма великий водоем, в коем позолоченный Нептун с его колесницею, конями и прочими символами, окруженный тритонами и дельфинами. Из всех выливается вода – частью в большом количестве, частью весьма высоко. Сии водяные искусства в продолжении лета находятся в действии и при солнечном сиянии весьма приятны зрению”.
Не оказался равнодушным к этому хозяйству Александр Сергеевич Пушкин:

…Летят алмазные фонтаны
С веселым шумом к облакам;
Под ними блещут истуканы
И, мнится, живы; Фидий сам,
Питомец Феба и Паллады,
Любуясь ими, наконец,
Свой очарованный резец
Из рук бы выронил с досады.
Дробясь о мраморны преграды,
Жемчужной, огненной дугой
Валятся, плещут водопады;
И ручейки в тени лесной
Чуть вьются сонною волной.

Более прочих, разумеется, известен был “Самсон, раздирающий пасть льву”, поставленный по повелению Екатерины Первой в память победы над шведами. Самсон символизирует Россию, лев же взят с герба Шведского королевства. Просто, незамысловато и со вкусом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru