Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N49
 

Алексей МИТРОФАНОВ

Все о Петергофе

Петергоф – в первую очередь российский бренд. Популярный, туристический, гламурный. И создавался он не за последние пять лет – за три столетия. Уже при основателе его, Петре Великом, Петергоф сделался роскошной по восточным, европейским и тем паче по российским меркам царской резиденцией. После смерти основателя в его дворец стали пускать, словно в музей. Там сохранялись и показывались публике личные вещи Петра Первого. Так что Петергоф помимо всего прочего – одна из первых русских экспозиций. Старше него разве что Кунсткамера.
Бренд с десятилетиями и столетиями только укреплялся. Даже при советской власти и столь свойственной ей ненависти к “царскому наследию” одной из популярнейших в стране экскурсий была именно эта под названием “Фонтаны Петродворца” (кстати, переименование произошло довольно поздно, только в 1944 году, когда фашисты наконец-то были изгнаны из города). Неудивительно, что ныне Петергоф (официально он по сей день называется Петродворцом – похоже, историческое имя не было возвращено просто по недоразумению) – один из популярнейших туристических центров Европы.
Что же мы увидим там? Прекрасные и тщательно отреставрированные дворцы, фонтаны, павильоны. Нептун, Самсон, Ева, Адам. Дворец Марли. Толпы туристов, гомонящие на самых невообразимых языках. “Обманки”, обливающие их водой. Охрана. Дорогущий ресторан.
И вместе с этим – городок Петродворец, живущий своей тихой и провинциальной жизнью. Неудобные фрейлинские дома. Прекрасная конюшня, ныне отведенная под санаторий.
– Антонина Семеновна, а вы ходили на полдник?
– Нет, я подумала, что не успею после процедуры.
– Очень жалко. Сегодня давали творог и половину яблока. Вы бы чаю хотя бы попили.
Такие диалоги ведет старая санкт-петербургская интеллигенция (которая себя конечно же считает ленинградской) на скамеечках у санаторских корпусов. И это тоже Петергоф. Спешите видеть.

КНИГИ

С.Б.Горбатенко. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель

СПб.: Европейский Дом, 2002

“С 1832 г. Петергоф стал постоянной летней резиденцией Николая I. В этом же году он издал указ о передаче застраиваемых земель в полную собственность их владельцев, после чего строительство в Петергофе резко ускорилось. “Петергоф неузнаваем; он действительно делается красивым и великолепным...” – писал император А.Х.Бенкендорфу 5 июня 1837 г. А вот строки из его письма путешествовавшему по России старшему сыну, наследнику престола Александру Николаевичу: “Здесь очень много нового. Церковь очень продвинулась (“Капелла” в Александрии. – С.Г.), театр почти готов, дом графа Кушелева, тоже с прекрасным садом, вышел один из лучших...”
Именно в этот период сложился основной тип петергофского особняка – деревянного, реже каменного дома в 1-2 этажа, нередко с мезонином, чаще всего с садом. Здесь строились и богатые дачи, предназначенные для сановников в период пребывания в Петергофе высочайшего двора, и дома рядовых обывателей. Лицам, известным императору своими заслугами, выдавалась денежная помощь”.
Это исследование посвящено не столько самой дороге, сколько достопримечательностям городов и прочих населенных пунктов, находящихся на ней. Начало маршрута – исторический центр Петербурга, Коломна. Окончание – Госпитальная дача, находящаяся за Ораниенбаумом.

Е.Д.Юхнёва. Из Петергофа в Стрельну по Царской (Нижней) дороге. XIX век. Путеводитель

СПб.: “Паритет”, 2005

«С 1828 года каждое лето в Петергофе стали проводиться сборы воспитанников военно-учебных заведений. Кадетский лагерь размещался между Разводной улицей и Английским парком. Первое время кадеты жили в палатках, впоследствии на плацу построили деревянные бараки. В одном из них была церковь.
Современники относились к этому восторженно: “Центром города сделался кадетский корпус, рассадник юного поколения отечественных деятелей, собираемых летом для отдыха на чистом воздухе и развития укрепляющихся на свободе молодых сил, готовящихся служению Царю и Отечеству”.
Сами кадеты вспоминали петергофский лагерь без особого пиетета. Так, Ф.М.Достоевский, состоявший в Инженерном училище, несколько летних сезонов провел в лагере. Вот как он описывал в письмах к родным свое пребывание здесь: “В лагерях нет никаких строений, кроме палаток. Койки наши – это кучи соломы, покрытые простынею. Когда мы мокнем в сырую погоду в полотняной палатке... можно заболеть, что со мною случилось прошлого года”».
Автор этого исследования сосредоточился лишь на центральном участке – Петергофской дороге. Соответственно и книга вышла более подробной.


МНЕНИЯ 

“Сперва мы были в Петергофе утром и в простой день, в будни, чтобы удобнее все рассмотреть. В то время во дворце никто не жил, и мы по всему дворцу ходили и все видели.
Сравнительно с другими дворцами он кажется невелик и во внутренности оставался в том виде, как был при Петре Великом, который его построил, и убранством своим нисколько не удивляет; есть частные дома, которые обширнее и богаче.
Стриженый сад, в подражание версальскому саду, был разведен и разбит каким-то очень известным садовником, выписанным из Голландии. Таких стриженых садов с регулярными аллеями в мое время было премножество, с тою только разницей, что этот гораздо обширнее, но что показалось мне диковинным – это фонтаны, которые на каждом шагу: куда ни обернись, все фонтаны, и некоторые для нас пускали нарочно, чтобы дать нам понятие”.

Елизавета Янькова, светская дама, о 1822 годе

“Когда мы высадились в Петергофе, оказалось, что нас уже дожидается экипаж г-на Муира, и с его помощью, постоянно выходя, чтобы пройти пешком по тем участкам, где экипаж не мог проехать, мы обошли и объехали территорию двух императорских дворцов, включая множество летних домиков, каждый из которых сам по себе мог бы быть весьма неплохой резиденцией, поскольку, несмотря на небольшие размеры, они были оборудованы и украшены во всех отношениях, которые мог бы подсказать вкус или позволить огромные средства. Своим великолепием – разнообразной красотой и совершенным сочетанием природы и искусства, – я думаю, эти сады затмевают сады “Сан-Суси”. На каждом углу или в конце проспекта или аллеи, где можно было установить скульптуру, таковая скульптура неизменно присутствовала в бронзе или в белом мраморе, многие из последних имели позади нечто вроде округлой ниши с черным фоном, чтобы фигура выглядела более рельефно. В одном месте мы обнаружили серию идущих уступами карнизов, сделанных из камня, по которым каскадом стекает вода; в другом была длинная аллея, тянущаяся вниз по склонам и лестницам и закрытая сверху решетчатыми арками, которые были оплетены вьющимися растениями, – и еще огромный первозданный валун, из которого, прямо на месте его обитания, высекли гигантскую голову с нежными очами, похожими на глаза сфинкса, – казалось, словно какой-то погребенный в земле Титан пытается вырваться, освободиться; еще фонтан, настолько искусно созданный из расположенных спиралевидных трубок, что каждый следующий круг выбрасывает воду выше, чем предыдущий, образуя в целом пирамиду сверкающих брызг; лужайка, виднеющаяся под нами сквозь прогалину в деревьях с нитями алых гераней, которые выглядят на расстоянии как огромная ветка кораллов; то здесь, то там длинные широкие аллеи деревьев, идущие во всех направлениях, иногда по три-четыре рядом, а иногда расходясь лучами, как звезда, и уходя вдаль настолько, что глаз почти устает следить за ними”.

Льюис Кэрролл, писатель, 1867 год.

“Новый Петергоф дачной местностью назвать было нельзя. В этом “Русском Версале” были собственные роскошные дачи, виллы великосветских людей, придворных. Наемных дач почти не было. Чувствовалось, что здесь – резиденция царя: везде охрана, конвой, который в кавказской форме беспрестанно гарцевал вдоль ограды, много полиции, три гвардейских кавалерийских полка – драгунский, конно-гренадерский и уланский, а за железной дорогой квартировал пехотный армейский полк”.

Дмитрий Засосов, Владимир Пызин, мемуаристы, о конце XIX века

ЛЕТОПИСЬ 

1714
1716
1721
1723
1725
1735
1745
1794
1806
1829
1847
1884
1941
1944
1944
1945
1947
1956
1973
2000

– начало строительства дворца Монплезир.
– главным архитектором Петергофа назначен Ж.-Б.Леблон.
– начало работы петергофских фонтанов.
– официальное открытие петергофской царской резиденции.
– построена Оранжерея.
– установлен фонтан “Самсон, раздирающий пасть льву”.
– начата перестройка Большого дворца архитектором Б.Растрелли.
– закончено формирование Английского парка.
– завершена замена свинцовых статуй на бронзовые позолоченные.
– закончено формирование парка Александрия.
– установлена мраморная скамейка-памятник в память о Великой княгине Александре Николаевне, младшей дочери Николая I, впоследствии разрушенная.
– установлен памятник Петру Великому работы скульптора М.Антокольского.
– Петергоф захвачен гитлеровскими войсками.
– Петергоф освобожден советскими войсками.
– Петергоф переименован в Петродворец.
– разработан проект восстановления разрушенного Петродворца.
– заново отлит фонтан “Самсон, раздирающий пасть льву”, похищенный фашистами во время оккупации.
– заново отлит памятник Петру Великому работы скульптора М.Антокольского, похищенный фашистами во время оккупации.
– Петродворец награжден орденом “Знак почета”.
– воссоздана мраморная скамейка-памятник в память о Великой княгине Александре Николаевне, младшей дочери Николая I.


МУЗЕИ 

Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник “Петергоф”

Разводная улица, 2

Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник “Петергоф”Собственно говоря, практически весь Петергоф является музеем. И произошло это, по сути, задолго до революции – еще в восемнадцатом столетии сюда съезжались путешественники со всего мира с одной целью – осмотреть петровский парадиз.
Способствовали этому и венценосные хозяева дворца. Елизавета Петровна, к примеру, издала специальный указ: “Ее Императорское Величество повелела, чтобы приезжающим в Петергоф послам, посланникам и прочим чужестранным кавалерам во время их там пребывания для гуляния и фонтаны пускать, и чего знатного они к показанию требовать будут, все показывать и допускать”.
А мемуаристы Засосов и Пызин вспоминали о конце девятнадцатого века: “Приезжать можно было сюда только по железной дороге. Поэтому поезда ходили часто. Пароходного же сообщения не было, так как гавань в устье канала от главного каскада фонтана для публики была закрыта.
Дворцы можно было осматривать бесплатно. Никаких экскурсоводов тогда не было, и помещения показывал сторож, который давал некоторые объяснения, за что получал на чай.
Пускали осматривать даже Собственную дачу его императорского величества, которая находилась в Старом Петергофе, на границе с парком Лейхтенбергского, в тихом, малопосещаемом месте. Сторож, который водил нас по этой даче, рассказал, что Александр III провел в ней свой медовый месяц и с той поры в ней никто не жил”.
Музейная сущность подобных поездок была очевидна – ведь больше в Петергофе делать тогда было по большому счету нечего: “В парках никаких развлечений, кроме музыки. Ни буфетов, ни ларьков, ни ресторанов. Состав гуляющей публики был самый разнообразный, приходили любоваться на фонтаны и дворцы самые скромные служащие, рабочие, крестьяне. Все вели себя очень чинно. Песен не пели, не кричали. За порядком следили сторожа в особой форме”.
Однако же официальное открытие музея произошло лишь 19 мая 1918 года.
В войну дворец был уничтожен, экспонаты же частично выгорели, а частично оказались под землей. Сами фашисты были вынуждены признать сей факт. Особая комиссия отчитывалась перед Вермахтом: “Петергоф. Большой дворец полностью выгорел... Вблизи фонтана в парке должны быть закопаны некоторые художественные ценности. В гроте под парковой террасой лежит коллекция фарфора, которую упаковали большевики, а граф Сольмс запер ее и взял под охрану”.
И другой документ: “Граф Сольмс уже вывез из Петергофа коллекцию фарфора... Из дворца Гатчины картины вывезли большевики. Наиболее ценное из оставшегося забрал граф Сольмс”.
Вывезенные Сольмсом вещи направлялись в Кенигсберг, где их следы по большей части пропадали.
После отхода немцев Петергоф выглядел устрашающе. Архитектор А.Буров писал: “Подъехали к дворцу. Верхний партер перекопан противотанковым рвом. Невозможно представить, что здесь был партер, сад. Это гигантская помойная яма, в которой валяются противогазы, обрывки палаток, какие-то фонари, погоны “СС”-овцев и черт ее знает что.
Дворец сгорел дотла.
Если бы карточные домики, составленные из прекрасных дам и гордых валетов, могли не падать, а обгорать, это выглядело бы примерно так же. Дворец потерял свой масштаб и стал не руиной, а разбитым и почерневшим севрским фарфором.
Невозможно представить, что на этом месте был каскадный парк, красивее которого мне никогда и нигде в мире не приходилось видеть. Мы проехали к Монплезиру. Дорога вниз была перегорожена шлагбаумом. Древняя старушка, пережившая весь кошмар оккупации, согласилась пропустить и, навалившись своим старческим тщедушным телом на другой конец доски шлагбаума, открыла проезд.
На расколоченных, зияющих дырами стенах дворца каким-то чудом сохранились потолки с их росписью. Внутри все стены ободраны, а голландские изразцы с кораблями – отбиты. На террасе против дворца, обращенной своей амбразурой к морю, – бетонная площадка, на которой стоял пулемет. Она залита маслом из замка или кровью.
От виденных разрушений делалось дурно”.
Долго еще экскурсоводы вместо подлинных фонтанов и скульптур показывали фотографии, сделанные еще до войны. Однако все со временем восстановили.
КСТАТИ, Большой дворец был возведен в 1721 году под надзором архитекторов Ж.-Б.Леблона, И.Браунштейна и Н.Микетти. В 1747 году дворец был капитально перестроен Б.-Ф.Растрелли.


ИНТЕРНЕТ 

http://www.peterhof.ru/index.php

“В куртинах, примыкающих к перекрестку Марлинской и Монплезирской аллей, к югу от памятника Петру I скрыты фонтаны-шутихи “Зонтик” и “Дубок”.
Развлекательные фонтаны относятся к числу интереснейших достопримечательностей Нижнего парка. История их создания берет свое начало от петровских водяных забав: “Диванов” Монплезирского сада, “Моста с водяным ходом” на Руинном каскаде, “Стола с брызганием” в гроте Большого каскада и других “игровых” мест.
Комический эффект фонтанов-шутих заключается во внезапности действия водяных струй, обрызгивающих со всех сторон посетителей (представим себе дам и кавалеров в пышных костюмах XVIII века).
Фонтан “Зонтик” создан в 1796 году по проекту архитектора Ф.Броуэра. Вокруг массивной подставки устроена скамья. Над ней – широкий зонт, увенчанный изящной резной шишкой, по форме напоминающей ананас. По краям зонта – яркие фестоны, окрашенные во все цвета радуги. Они закрывают 164 маленькие трубочки с отверстиями, которые направлены к земле.
Когда посетитель парка зайдет под зонтик и сядет на скамейку, внезапно включается фонтан. Из трубочек с шумом вырываются струйки воды, и человек оказывается как бы в водяной клетке. Сухим отсюда не выйти...
Напротив затейливого “Зонтика”, по другую сторону Монплезирской аллеи, на небольшой круглой площадке расположен целый комплекс фонтанных сооружений: пять металлических тюльпанов, дерево “званием дуб” и две скамейки-шутихи. Весь этот комплекс носит название “Дубок”.
Ветвистый шестиметровый трубчатый ствол дерева снаружи отделан свинцом под вид коры. К трубчатым веткам прикреплены “дубовые” листья, выколоченные из красной меди. Под “Дубком” помещены пять тюльпанов. Ствол, ветки, листья дерева и стебли тюльпанов окрашены в зеленый цвет.
При включении фонтана из трубчатых веток дерева, цветков и листьев тюльпанов вырываются тонкие струйки воды.
С восточной и западной сторон фонтана “Дубок” установлены деревянные парковые диваны, за спинками которых в земле спрятано по 41 трубочке, открытыми частями направленные вверх. Желающие осмотреть со всех сторон чудеса фонтанного искусства или посидеть на скамейке будут внезапно атакованы густым навесом струй, вылетающих из-за спинки дивана”.
Сайт Peterhof.ru приятно поражает разнообразием и полнотой информации. Здесь можно узнать и цены на билеты, и расписание рейсовых корабликов-”метеоров”, и адреса гостиничных сайтов, и занятные исторические сюжеты.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru