РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
Кабы не матушка...
Помочь ребенку пережить конфликтный
возраст можем только мы с вами
Есть дети, жизнь которых плавно течет, и
без особых кризисов они постепенно становятся
взрослыми. Есть другие дети, чья жизнь из них
одних и состоит. Хотя у большинства есть только
несколько так называемых кризисов созревания
личности, соответствующих примерно возрастам
2–4, 6–8 и 12–14 лет. В эти периоды происходит
качественный скачок в развитии каждого ребенка,
когда он, используя на-
копленный материал, вдруг начинает очень быстро
перестраивать себя – иногда до неузнаваемости.
Особенно сильные изменения происходят в
подростковом кризисе. Порой возникает такое
впечатление, что ребенка как будто подменили. Был
ласковый, добрый – и вдруг упрямый, жесткий,
чужой. Тяжелее всего бывает тем родителям, у
которых первый ребенок рос без катастроф, а
второй совершенно не похож на него и заставляет
их день и ночь думать только о нем, будто он
действующий вулкан.
После первого спокойного ребенка родители часто
имеют такую же установку на второго и, оказавшись
морально не готовыми к катаклизмам, очень
болезненно переживают период его роста. Во
всяком случае, на консультации к психологам чаще
всего попадают именно такие семьи с контрастными
детьми.
Мне самой было легче, так как старшая дочка Аня,
когда ей исполнилось двенадцать лет, дала нам
прикурить, а младшая Настя, глядя на нее, честно
предупреждала нас с отцом, и так напуганных до
смерти:
– Вот погодите, скоро и у меня будет переходный
возраст!
Может быть, поэтому ее кризис мы пережили гораздо
легче, чем Анюткин. Старшая дочка успела
воспитать в нас стрессоустойчивость, гибкость и
бесстрашие.
На тему конфликта между родителями и
подрастающими детьми написано очень много, но я в
последнее время предпочитаю литературу
художественную, потому что рекомендаций на
каждый конкретный случай не напасешься, а
глобальные тенденции лучше и честнее отражают
именно художники слова.
Но в одном сходятся абсолютно все: этот конфликт,
это великое противостояние абсолютно необходимо
детям, чтобы стать взрослыми и самостоятельными,
шагнуть в завтрашний день, который будет, может
быть, совсем не похож на все предыдущие. И мы даже
не знаем, как именно не похож. А так как мы не
можем подготовить их к чему-то конкретному, у нас
есть только одна возможность: не мешать им самим
изучать опыт каждого прошедшего дня и переносить
его в день завтрашний.
Этот процесс противостояния, а затем и отрыва от
родных – болезненный и трудный не только для
родителей, но и для самих детей, которые
одновременно и любят нас, и презирают за
консерватизм, непонимание их потребностей, и
нуждаются как в свободе, так и в зависимости.
Как же нам тогда быть, как устроить наши с ними
отношения, чтобы они могли обретать новых себя, а
может быть, новых нас? Примеров из жизни
достаточно, но лучшей иллюстрации, чем сказка
шведской писательницы Сельмы Лагерлеф
«Подменыш», я не знаю. В этой сказке есть все.
Муж и жена долго ждали ребенка, и вот у них сын. Но
– о горе! – лошадь понесла, и крестьянка выронила
свое дитя из рук. Найти ребенка не удалось –
вместо него на дороге лежало дитя троллихи –
сущее отродье.
Горе матери было безмерно, но она не решилась
бросить чужого ребенка. Ей предлагали бить его,
чтобы вернуть собственное дитя, – она не посмела.
Преодолевая отвращение, мать добывала ему
лягушек и мышей, а он только и делал, что
безобразничал и в конце концов поджег дом.
Все возненавидели ее за заботу о противном
троллевом отродье, а муж ушел из дома. По дороге
он встретил прелестного мальчика – своего сына,
который так рассказывал о своей жизни в доме
троллей:
– Когда вы хотели бросить тролленка в пропасть,
троллиха чуть не бросила меня. Кабы не матушка…
И оказалось, что, когда матушка бывала ласкова к
тролленку, троллиха была ласкова с человеческим
ребенком. Била не чаще, чем били ее детеныша. И
всякий раз, когда матушка давала тролленку
лягушек и мышей, его кормили хлебом с маслом.
И тогда крестьянин круто повернул назад. А
вернувшись домой, сказал жене:
– Вот наш сын. И спасла его только ты и никто
другой.
Дети очень любят слушать эту сказку, а мамы часто
плачут, читая ее. Наверное, потому, что все в ней
похоже на правду. И прежде всего то, что нет
другого способа обрести что-то новое, как путем
кропотливого труда и только через боль и муки.
Вопрос лишь в том, считать ли эту муку наказанием,
горем и несправедливостью или возможностью
понять наконец своего ребенка и помочь ему.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|