СЕТЕВАЯ ПЕДАГОГИКА
Всероссийский интернет-педсовет-2005
начался в этом году 29 сентября. По счету он уже
шестой. За годы существования педсовета многие
учителя ощутили пользу и радость виртуального
общения, поверили в силу сетевых сообществ и
стали их активными участниками.
В этом году педсовет окончательно избавился от
«бумажного» формата: не было больше ни секций, ни
конференций. А был фестиваль сетевых сообществ.
Работала библиотека докладов. Активно
действовали – и продолжают жить – сто два
форума, на которых обсуждается более пятисот тем.
И было основное правило: максимальная
индивидуализация при удовлетворении любых
информационных запросов педагогов.
Какие проблемы решил педсовет? Какие поставил?
Организаторы мероприятия уже приступили к
подведению итогов: статистика посещений и
скачиваний, персоны сайта, количество докладов…
Только ведь учителей, принявших участие в
педсовете, волнует совсем другое.
Живой разговор. Искренние интонации виртуальных
собеседников. И конечно, необъятные просторы
общения.
Когда педагогический Дальний Восток отправляет
свои сообщения, учителя Центральной России еще
видят сны. Открыв сайт с утра пораньше, они
приветствуют коллег из заснеженного Омска или
залитого дождями Южно-Сахалинска и так, в
сопричастности, начинают свой новый день.
PEDSOVET.ORG
Если вы хотите превращать в письменную
речь собственную практику – жмите сюда!
Темы – те же, решения – другие
Чем отличается интернет-педсовет от
реального? Ведь законы жанра те же: задаются
актуальные темы, по ним предъявляются доклады,
проходит обсуждение. Только вот решения здесь
принимаются необычные: подвести предварительные
итоги и продолжить обсуждения на форумах. Потому
что виртуальный педсовет не орган
коллегиального принятия решений, а институт
общественного мнения, клуб профессионального
общения, дистанционная научно-практическая
конференция и просто отдушина в напряженной
жизни учителя. По доброй воле, в удобное для себя
время, немного волнуясь и предвкушая многое,
собираются здесь люди. Всегда не даром: есть на
кого посмотреть, кому себя показать.
В ответ на ваш пост…
Люди пишут на педсовет о том, что их
беспокоит: «Взяли и отделили душу от человека.
Деятельность ввели. Общение как деятельность.
Мышление как деятельность... А телесность
утрачивается, подлинность, достоверность,
искренность. Где же Я-тельность?»
Получить материал для анализа личных
педагогических затруднений на виртуальном
педсовете оказалось гораздо легче, чем на
реальных совещаниях учителей, где обратная связь
затруднена по многим причинам. Она почти всегда
искусственна и выглядит необязательным довеском
к основной лекции. Обычно на методических
семинарах учителя избегают вопросов и уточнений.
Тут совсем другое дело. Вопросы желанны, они
мгновенно подхватываются участниками
обсуждения, отражаются в разных сознаниях:
развиваются, критикуются, углубляются за счет
полезных ссылок и цитат, личных откровений и
собственных методических ресурсов.
Беспристрастно, прозрачно, в прямом смысле –
невзирая на лица: люди реагируют на интересный
вопрос и оставляют без внимания пустую болтовню.
В “естественных” условиях такое общение
педагогов – редкий праздник. А темы-то самые
будничные: ученик совсем не читает условие
задания, безграмотный, мысль не умеет выразить,
списывает, не привык обсуждать свою проблему, не
выносит критики: все к нему придираются, наезжают
с вопросами… В общем, проблема в том, что дети
собственных учебных целей не видят!
В заинтересованном разговоре досада уходит:
“Коллег хочется благодарить за находки, и душа
поет!”
В рамках предзаданного
Учителя хотят учиться: где, говорят,
технологии преодоления собственной
зашоренности? Хотим различать, обобщать,
превращать в письменные слова собственную
практику, речь, мысли? Не желаем попадать в
ловушку эмоций и страстей!
Договорились: чтобы появилась потребность
учиться, надо начать делать то, чего не умеешь. Но
кто позволит в школе делать это? Как решиться
идти туда, не знаю куда? Рискнуть взяться за дело,
которое выше собственных возможностей? Ведь вся
школьная деятельность регламентирована, и
невозможное, требующее превозмогания дело не
вписывается ни в какой план. Разве и впрямь
запланировать “чрезвычайные обстоятельства”,
которые вынудят учителей к обучению и развитию?
В том-то и дело, пишут учителя, что насущные
культурные и профессиональные потребности
учителя не востребованы в реальной школе, где
гарантом образования служат ЗУНы. Учительница
пишет на форум: “Предложили учителям района
бесплатные курсы ПК – берут всего двоих. Никто не
захотел!” Значит, большинство учителей все же
опираются на ЗУНы. И лишь для части педагогов это
“прошлогодний снег, признак низкой квалификации
педагога”. Они и в отсутствие Сети ведут
образование в сетевом духе. Пример приводили:
школа риска 2003–2005, где нет формальной структуры
и формального лидерства.
“Воспитай учителя, чтобы было кому
учить”
Оказывается, в виртуале пол и возраст
значения не имеют. В интернете паспорт не
спрашивают, даже именем не интересуются – можно
войти под ником. На учительский форум пускают и
до шестнадцати. И тут выясняется, что дети более
интеллектуальны, чем некоторые взрослые, если
судить не по объему накопленной информации, а по
умению мыслить. Непросто отличить детей от
взрослых в пространстве, где все определяется
желанием, интересами и потребностями людей.
Да, на своих форумах дети, с точки зрения
взрослых, пишут много глупостей, но именно в этом
неконтролируемом пространстве свободы
самовыражения они обретают доверие к себе, о чем
взрослые могут только мечтать. Пришлось
признать: в е-коммуникации взрослые выглядят
инфантильно, а дети солидно.
На образовательных форумах, рассказывают
опытные педагоги-модераторы, ученики каждого
нового пришедшего учителя встречают с интересом,
проверяя всевозможными способами. Готов ли
педагог держать удар? Может ли общаться без
“учительской неприкосновенности”, когда все
решает не статус, а внутренняя свобода и
содержательность. Те из взрослых, кто приходит
без задачи самоопределения, из простого
любопытства, быстро и уходят. Но и в реальной
школе нет другого способа отвечать запросу
времени. Приводились цифры: примерно 80% наших
старшеклассников интернет-пространство обжили и
ориентируются в нем лучше взрослых. Разбираются,
где места для дела, где для отдыха. Не в последнюю
очередь благодаря тому, что взрослые не знают,
чем заняты дети в интернете. Сидит за
компьютером, и слава богу. А они ведут блоги
(открытые интернет-дневники), пишут в Живой
Журнал.
Показатель доверия к педагогу: кто-то из учеников
решается показать ему свои следы в виртуале, будь
это собственный сайт или любимое для посещений
место.
Единодушно приняли: без доверия общение
невозможно ни в реале, ни в виртуале; если человек
не вырос в убеждении, что мир добр к нему, то потом
он всю жизнь тяжкий груз на себе тащит и других
грузит. Школьные локальные форумы
могли бы объединить детей и взрослых и лучшим
образом решить проблему «отцов и детей»
образования.
Неуловимый Джон
Если компьютер у 90% городских детей есть,
то интернет пока не особенно востребован.
Образовательный интернет, если под ним
подразумевать не только поиск информации, но и
обучение на дистанционных курсах, почти не
освоен. Игровая индустрия в Сети превышает
образовательную, о которой известно, что она
занимает 11% русскоязычного интернета.
Как оптимизировать интернет под сферу
образования? Может быть, следует заставлять
детей в обязательном порядке посещать
образовательные сайты, программы? Учителей,
кстати, тоже туда погнать? Но дело ведь еще и в
том, что многие интернет-проекты в сфере
образования не привлекли внимания только потому,
что с самого начала не финансировались должным
образом. Скучно выполненные сайты непопулярны. И
потом: разве в каждом образовательном учреждении
есть интернет? А если да, то всем ли отведены часы
бесплатного пользования? И разве повсеместно
работают локальные сети внутри учебного
заведения? Увы, прозвучавшее на форуме
предложение “дать детям возможность обучаться
дистанционно по интернету в счет пропущенных
уроков” выглядело для большинства посетителей
гостем из будущего: “Как быть, если в школе нет
компьютеров? Мэр на всех форумах и перед
журналистами говорит, что школы обеспечены
компьютерами, а их как не было, так и нет. Глава
администрации района на августовском совещании
сказал, что все школы подключены к локальным
сетям, а это тоже неправда. Есть только мой
домашний компьютер, подключенный к местной
Сети”.
В контексте виртуального педсовета даже такой
пост звучит оптимистично: автор зарегистрирован,
а работники министерства регулярно посещают
сайт. “Потерявшиеся” школьные компьютеры найти
можно.
Но кто к нам прислушивается?
Участники педсовета хотят знать, есть ли
у них минимальный шанс повлиять на ситуацию в
образовании? Не то, мол, время, чтобы работать на
холостых оборотах! Кто-то рассказал, как пытался
писать на форум сайта министерства по поводу
предшкольного образования – никаких откликов. А
другой решил подключиться к обсуждению нового
проекта РАО – его не пустили. Размахивать
кулаками в пустоте – участь незавидная.
Не совсем в пустоте, конечно. Специалисты,
например, то и дело здесь появляются,
присматриваются к проблемам школьных учителей,
вывешивают свои доклады, что-то комментируют,
рассказывают. На Кубе, узнаем мы, резко вырос
уровень школьного образования, а
календарно-тематическое планирование,
оказывается, вполне можно называть проектной
деятельностью. Качественное же образование не
что иное, как умение ученика… во всем видеть
задачу и максимально быстро решать ее. В общем, на
кого нападешь, а всего и при желании не охватишь.
И вопрос уже не в том, услышат ли нас, а в том, как
бы не утонуть в лавине информации, как бы
отделить зерна от плевел. И тут опять речь об
учебе учителей заходит.
Верить-не верить
Есть мнение: учатся только дети, а
взрослые – учат. Но скорость происходящих в
жизни изменений вынуждает учиться всех без
исключения. Вопрос: чему учиться и у кого? Не
секрет, что на рынке образовательных услуг черт
ногу сломит: каждый из авторов педагогических
идей утверждает, что именно его технология,
система, концепция самая совершенная:
современная, универсальная, эффективная. На
виртуальном педсовете пересеклись
представители разных “неоплемен”: риторы,
КИМовцы, сторонники РО, Диалога культур…
Любители валеологии, акмеологии, аксиологии,
информатизации, медиаобразования, экологии,
музейной педагогики и пр. Их общий признак –
оптимизм. Уверенность в том, что решить все
проблемы образования можно, если стоять на
правильных позициях и использовать правильные
технологии. В одном из ученых докладов я
прочитала, что в свет выходит книжка Селевко, в
которой описано аж 800 образовательных
технологий! Пассивность здравомыслящих понятна.
Подробности о социальных проектах
Тема животрепещущая. Всем страшно
нравится вести проекты: оказывается, на них можно
и заработать. Люди обмениваются адресами
грантов. Но вот на форум приходит специалист: «Вы
на руки не получите ни копейки. Все пойдет на счет
той общественной некоммерческой организации,
через которую и от имени которой вы будете
подавать проект». И дальше – статистические
выкладки, потом: «Это не шутки. Налоговая, КРУ и
компетентные органы за этим следят. Я знаю
несколько руководителей социальных проектов,
которые по их завершении и после финансовой
проверки сели в тюрьму. Ненадолго, правда». И
вообще игра с грантами не стоит свеч. Или
работать в школе, или переходить на разработку и
консультирование социальных проектов. Хватит ли
учителю квалификации, имиджа, профессионального
опыта и связей?
Любопытно, что речи специалиста-искусителя не
сломили желания учительницы получить грант. Как
будет развиваться ее история, мы сможем узнать на
форуме. Ведь виртуальный педсовет в этом году не
будет законсервирован, как в предыдущие.
Неизвестный жанр
PEDSOVET.ORG. Такая вот получилась публичная
книжка: динамично заполняемая, всеми вместе
читаемая. “Открыл, а там кто-то уже что-то
нацарапал: кто пером, кто топором... Сразу не
разберешь”. И все-таки – что в итоге? Книга
знакомств? Педагогическая поэма? Мемуары? Книга
жалоб и предложений? Научно-методический
справочник? Свод образовательных
интернет-ресурсов? Или билет в детство, где
“песни, вожатые дружат, старшеклассники
похихикивают, мальчишки рассказывают страшные
истории, а девчонки сплетничают и поправляют
бант”? Для кого как.
Для автора этого материала, праздно гуляющего по
дорожкам форумов и останавливающегося возле
примечательных мест, – бесхитростные заметки о
маршрутах педагогики-2005.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|