Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ЭКРАН

Маленький человек накануне большой войны
Кинохроника прошлого, увиденная сегодняшними глазами

10.jpg (10707 bytes)

“Большие каникулы 30-х” и “40-е: листки из блокнота времени” – две части дилогии сценариста Владимира Дмитриева и режиссера Ивана Твердовского. “Большие каникулы 30-х” уже прошли по каналу “Культура”, получили призы и дипломы на кинофестивалях – “40-е: листки из блокнота времени” еще только начинают свою зрительскую судьбу. Оба фильма монтажные, целиком построены на материале архивном. Что, учитывая биографию сценариста, никак не случайно.
Владимир Дмитриев – специалист уникальный, с вгиковских времен – а это уже добрых сорок лет – посвятивший всю свою жизнь главному киноархиву страны, Госфильмофонду. Наверное, никто у нас, да, думаю, и за рубежом не знает так мировое кино. Причем это не холодное знание эрудита – это влюбленность в магию движущегося изображения, в искусство кино, в его великих мастеров. Кстати, именно благодаря Дмитриеву после распада СССР уникальная коллекция Госфильмофонда не была растащена по бывшим республикам – для их же, заметим, блага. Чтобы хранить эту хрупкую субстанцию, кинофильмы, нужны и соответствующие помещения, и технологии, и специалисты, которые воспитываются годами и десятилетиями…
Те два фильма, о которых речь, могли быть созданы только благодаря доскональному знанию бездонных богатств Госфильмофонда, впитанной в его кинозалах богатейшей кинематографической культуре. Они сотканы из редчайших, любовно подобранных кадров, снятых в десятках стран, – нередко сразу и не распознаешь, в каких именно. Причем не просто подобранных, но выстроенных в четкую смысловую связь.
Авторы фильмов ведут речь о “маленьком человеке”, обывателе или, пользуясь гумилевской терминологией, о субпассионарии. О том, кто не высовывается, живет “как все”, поглощен лишь своими личными, сегодняшними, по-простому – шкурными заботами. Пусть уж там герои и титаны вершат судьбы мира – лишь бы нам не мешали греться на солнышке, нянькаться с детишками, почитывать газетку за столиком кафе.
Авторы и погружают нас в атмосферу вот этой такой теплой, такой трогательно-умилительной жизни маленького человека, подсмотренной кинооператорами по всему белу свету. Как при всей непохожести – этнической, культурной, бытовой, антуражной – все-таки похожи эти “маленькие человеки”! Не важно, капитализм, социализм или оголтелый фашизм. Вот и в СССР после 17-летнего запрета разрешили наряжать елку, и как легко, без сучка и задоринки эти кадры вливаются в череду общечеловеческого, всемирного новогоднего ожидания счастья. Его ведь хотят все – и бедные и богатые, и безбожники и верующие, и дети и взрослые. Ну а детям его особенно хочется. Они пока и не представляют, что для чего-то иного им выпало появиться на свет. Как симпатичны эти чудные мордашки – тянущиеся к голубкам или к игрушкам на елке, замершие от восторга на катящихся по снегу санках! Как умилительно поет “Кукарачу” эта смуглая коротконогая малышка! Ну и взрослые тоже, конечно, радуются вместе с детишками. Попивают винцо или пиво за столиками и стойками баров, танцуют в дансингах под эти затягивающие ритмы джазовых труб.
А следом за праздником начинаются будни. Люди спешат на работу – в рабочих кепках, щеголеватах шляпах “белых воротничков”, шахтерских касках. Какой это бесконечный поток, словно катящийся по всему миру. Мужчины, женщины, молодые, не очень молодые и сильно немолодые – все что-то делают. Стучат на пишущих машинках, рубают уголек, шьют, льют сталь, крутят рукояти станков и машин, жнут хлеб и собирают виноград – трудом этих маленьких безымянных людей не просто производится необходимое им самим и всем другим для жизни, но и куется экономическая мощь государств. И естественно, военная. Танки, самолеты, очень много танков и очень много самолетов.
И как-то незаметно мы втягиваемся в иной круг размышлений. Почему эти маленькие трудолюбивые человеческие пчелки с такой готовностью сбиваются в рои и стаи, в толпы, заполняющие до краев огромные площади, в марширующие колонны? Почему им так любы военные мундиры? Вот даже малыш в военном мундирчике старательно учится отдавать честь. Мундиры повсюду разные – человеческая психология та же. Почему эти толпы с таким ликованием приветствуют новоявленных лидеров – этих дуче, фюреров, великих вождей, этих лучших друзей народа? Почему так слепо готовы идти за ними?
Почему религии, вроде бы все призывающие к миру и любви, бессильны удержать эти толпы от оголтелой ненависти? Да они не только не удерживают, они сами к ней и толкают: эти верят не в того Бога, а те не так молятся, не так поклоны кладут – вместо того чтобы объединять мир, они все время делят его на своих и чужих. Не поторопился ли тот, кто назвал веру “территорией любви”?.. Очень точный текст написал к фильму Денис Горелов, ненавязчивый, как бы походя пробрасываемый, но всегда бьющий в самую суть…
И как-то сам собой рассказ неумолимо движется к давно написанному историей финалу – к началу всемирной бойни, названной Второй мировой войной. Вот эти миллионы маленьких людей, поглощенных только своими маленькими заботами, – они не просто жертвы всемирной катастрофы. Они же сами, вовсе не хотя того, ее породили. Они еще нежатся на пляже под августовским солнышком, а каникулы 30-х уже подошли к концу. 1 сентября 1939-го началось “сплошное происшествие с участием всех вышепоказанных лиц”.
Вторая часть дилогии этому самому происшествию и посвящена. Поначалу кажется, что каникулы вовсе и не кончились. Что молодые люди, потянувшиеся к призывным пунктам с документами на разных языках, отправляются в недолгую поездку то ли на заработки, то ли и вовсе на прогулку. Что выстроившиеся в каре и шеренги люди, одетые в ладные мундиры разных покроев, никого и не собираются убивать, а так, вышли покрасоваться в военной форме. Что гитлеровские ребята, промаршировав по Елисейским полям, тут же и отправятся в кабаре и на дансинг. Ни за чем иным они в Париж и не шли… Только все чернее от дыма пожарищ становится небо над головой, и все мрачнее лица людей, толкающих тележки с небогатым скарбом в надежде убежать от беды. И все больше испуга и горечи в лицах детей, через десятилетия глядящих с экрана на нас…
А в благополучной Америке лихо бьют чечетку негры, и пышнотелая девица в купальнике обнимает заветный приз, вырванный в состязании с другими красотками. Демонстранты на улице несут плакаты: “Европа – для европейцев, Америка – для американцев”, “Гитлер не нападал на нас. Зачем нам нападать на Гитлера?” Очень хочется маленькому человеку отсидеться в своей скорлупе… Но отсидеться не удастся. И маленькому человеку придется на своих плечах вынести груз беды, рожденный его собственной слепотой. И проявить мужество, и выстоять, и победить… Но история почему-то не хочет оставить его в покое. Ядерный гриб, поднявшийся над землей в финале картины, говорит о том, что возможности новых каникул ему уже не осталось.
Очень о многом заставляют задуматься эти фильмы, мастерски сделанные, глубокие, мудрые…

Александр ЛИПКОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru