КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
Зачем нам культ масскульта?
Стандарты в искусстве уничтожают
художественную культуру
«Гвоздь» московского «биеннале-2005» –
восковая муляжная фигура Льва Толстого в витрине
за письменным столом, по которому гуляют живые
куры, гадя на стол и на фигуру.
Кто-то приходит в ужас, кто-то видит в подобных
шоу свободу творчества, наконец-то обретенную
Россией и приобщающую нас к мировой
художественной культуре. К какой культуре? В
этом, безусловно, следует разобраться.
Ликвидация всех «железных занавесов» и выход
России на мировую арену явились нелегким
испытанием, в том числе и для официальных
структур, спутали многие понятия. Диктат рынка
оказался не легче идеологической цензуры
советского времени. Чтобы выжить в современном
мире, мы должны быть конкурентоспособными на
мировом рынке, наши товары и услуги обязаны
соответствовать мировым стандартам. Всё
правильно, пока речь идет о технике, промышленном
производстве, сфере обслуживания и т.п. Но иные
ретивые деятели, в том числе, как ни странно,
чиновники из Министерств культуры и образования,
торопятся перенести те же принципы на
художественную культуру, на искусство. Русское
искусство, видите ли, должно быть
конкурентоспособно на мировом художественном
рынке! Национальные традиции, вкусы,
эстетические понятия – всё это нечто
«маргинальное», интересное только в нашей
«сельской местности». Чтобы продаваться, надо
соответствовать мировым стандартам!
Пора сказать наконец четко и определенно:
мировые стандарты в художественной культуре и в
искусстве – фикция. Стандарты в искусстве
граничат с уничтожением всякой художественной
культуры, концом всякого искусства. Искусство –
не товар. Да, Пушкин сказал: «Не продается
вдохновенье, / Но можно рукопись продать». Но
заметьте: продается рукопись, а не вдохновенье!
Искусство – это прежде всего «вдохновенье», душа
народа, воплощение его национальных традиций,
веры, истории, природы, языка, единственных и
неповторимых. Это душа и образ автора – творца
произведения искусства, воплощение его
индивидуального человеческого «я»!
Художественная культура каждого народа
интересна именно своей неповторимостью, ею и
входит в мировую культуру, обогащает ее. Массовая
культура, всеобщая и ничья, ведет к
обезличиванию, утрате всякой национальной и
человеческой индивидуальности, а в итоге – к
крайнему занижению художественного качества, в
конечном счете – к полной его потере.
Поинтересуйтесь, какие «мультики» крутят по
утрам по телевизору. Лишенные всякого
вдохновения, состряпанные холодным
«компьютерным» способом с использованием одних
и тех же готовых «программ», они неразличимы –
сделаны ли в Японии или в США. Одни и те же
примитивные уродцы-персонажи, один и тот же
крайне низкий уровень профессионализма – словно
не было в мире ни «Белоснежки», ни «Бемби», ни
«Ежика в тумане»...
Не поленитесь, просмотрите и прослушайте
ежегодный концерт-конкурс европейской песни!
Отличить солиста или ансамбль Португалии от
солиста или ансамбля Эстонии можно только по
государственному флагу, появляющемуся в это
время на экране телевизора. Одинаково
бессмысленные тексты, исполненные на одинаково
плохом английском языке; одинаково примитивное
музыкальное сопровождение; одинаковые типовые
движения исполнителей и танцевальных групп,
сопровождающих выступление солиста метанием по
сцене раскоряченных полуголых фигур.
Совершенно ясно: к такому конкурсу заведомо не
допустят никаких новых Эдит Пиаф и Азнавура,
Окуджаву и Дунаевского. «Знатоки» презрительно
уличат меня в невежестве: это же совсем другой
жанр! Да, не спорю. Совершенно другой жанр: не
песни народов Европы, а безликая общемировая
попса. Индивидуальные талантливые исполнители
здесь не нужны, как не нужны яркие музыкальные
открытия. Нужен бойкий композитор, способный
слепить из готовых ритмов и расхожих музыкальных
блоков нечто песнеподобное; нужна пара «Тату» с
их скандальной славой будто бы лесбиянок,
натасканных и раскрученных ловкими
имиджмейкерами.
Охотно допускаю, что таких «Тату» можно дорого
продать на мировом рынке. Вероятно, найдутся
покупатели и на обгаженного Толстого, и на
милицейско-криминальную «Волшебную флейту».
Раскрученные звезды в ореоле скандалов, сплетен,
крикливой рекламы и впрямь способны принести
нашему Министерству культуры такой доход, какого
не принесет подлинный оригинальный талант,
требующий не раскрутки, а понимания. Но не
слишком ли дорогой ценой расплачивается
человечество за чьи-то сногсшибательные доходы?
Масскульт не только портит вкус – человек, чьи
глаза были с детства настроены на компьютерные
«мультики», а уши – на попсу, вряд ли окажется
способным воспринимать что-либо иное. Но
масскульт идет куда дальше: он убивает всякое
уважение к таланту, профессиональному
мастерству, сводит величайшее проявление
человеческого духа – Искусство – до уровня
пустого развлекательного шоу, столь же
общедоступного и безвкусного, как гамбургер,
какой можно заглотать на ходу в «Макдоналдсе» –
и в Австралии, и в Гренландии, и в Южной Америке.
Более того: человек, настроенный на общемировую
попсу, теряет всякое чувство чего-либо своего,
личного, святого для своего народа. О какой любви
к Родине, к ее традициям, к ее культуре можно тут
говорить, о какой национальной идее? Надо всем
можно поглумиться, всё позволительно обгадить,
унизить, убить, продать – Моцарта, Толстого.
Что дальше?
Мария ЧЕГОДАЕВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|