ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА
В этом году начался массовый переход
школ на предпрофильную подготовку, что
предполагает, в частности, внедрение новой для
большинства российских школ системы оценивания
– портфолио, или папки учебных достижений. В
последние годы этот метод стал весьма популярен
в западных странах, где он рассматривается не
только как эффективный способ оценивания
достижений ученика, но и как способ развития его
способностей.
Однако, похоже, мы, как всегда, пытаемся быть
оригинальными.
Пятнадцать ловушек на пути раскрытия
способностей
Авторы российской версии портфолио –
о типичных ошибках при использовании этой
технологии
Помогать, но не делать вместо…
Ошибка № 1. Нарушение принципа добровольности
при формировании портфолио.
При сборе официальных документов, творческих
работ, самоотчетов о социальной практике и в
конечном счете при оформлении состава портфолио
родители и педагоги пытаются включить в него те
или иные материалы… без учета мнения самого
ребенка. Взрослые опираются лишь на свои
предпочтения и свое мнение о способностях и
интересах ребенка. Это объясняется привычкой
взрослых считать, что они лучше самого ребенка
знают, что ему нужно, и их желанием сделать
информацию о ребенке более «объективной» и
«объемной». Но школьник должен сам лично решить,
какие именно документы и материалы он помещает в
папку своих достижений. Ни в коем случае нельзя
принудительно, без согласия самого ребенка
включать те или иные материалы в его портфолио –
особенно на финальной стадии, когда ребенок
предъявляет собранные документы при поступлении
в профильный класс.
Ошибка № 2. Сбор материалов
взрослыми, а не ребенком.
Распространенный случай, когда сбором
документов и материалов для портфолио
занимается не сам ребенок, а его родители или
другие родственники «по его поручению» или даже
«по его требованию». Определенная помощь и
поддержка взрослых при сборе и оформлении
портфолио, разумеется, нужна, но ни в коем случае
не следует полностью подменять ребенка в этом
процессе. Очень важно, чтобы ребенок сам приложил
определенные усилия, поскольку при этом
происходит процесс осмысления своих достижений,
формирование личного отношения к полученным
результатам и осознание своих возможностей.
Тогда и выбор профиля дальнейшего обучения
становится более осознанным. Кроме того, он
начинает более серьезно и вдумчиво относиться к
своим занятиям, увлечениям, к своему свободному
времени.
Ошибка № 3. Отказ от всякой помощи ребенку при
формировании портфолио.
Мол, процесс формирования портфолио – сугубо
личное дело самого ребенка, и не следует
вмешиваться в этот процесс: «Он уже большой, вот
пусть и проявляет самостоятельность на деле».
Разумеется, ребенок должен работать над
материалами своего портфолио самостоятельно,
однако это не значит, что взрослые должны
самоустраняться из процесса. Помощь может
состоять, например, в том, чтобы просто время от
времени напоминать ребенку о необходимости
сбора и систематизации материалов. Или в том,
чтобы попробовать вместе с ребенком обсудить
различные способы демонстрации своих достижений
– например, посоветовать ему подготовиться и
выступить с докладом или сообщением на школьной
научной конференции, включиться в интересный
социальный проект и т.д. Иными словами, следует
всячески стимулировать собственную активность
школьника. Не направлять его в ту или иную
сторону, а открывать ему разные возможности для
самореализации. И оказывать при этом необходимую
психологическую и практическую поддержку.
Что собирать?
Ошибка № 1. Неиспользование возможностей системы
дополнительного и профессионального
образования, общественных организаций и т.д.
Часто бывает так, что при сборе портфолио
игнорируется деятельность ребенка в учреждениях
дополнительного и профессионального
образования и в различного рода общественных
организациях. К сожалению, многие взрослые не
склонны рассматривать успехи ребенка в
спортивной секции или музыкальной школе,
художественной студии или фотокружке как то, что
позволяет сделать более осознанный выбор
профиля дальнейшего обучения.
Нужно научиться видеть ценность внешкольных
увлечений ребенка и разных форм дополнительного
образования. Это позволяет выйти за пределы
узкого круга тех олимпиад, конкурсов и викторин,
которые предлагаются самими школами и в которых
принимает участие далеко не каждый ученик.
Ошибка № 2. Формальный подход к портфолио –
«соревнование за количество».
Другая опасность возникает, когда начинается
соревнование за максимальное количество
документов и материалов, помещаемых в
презентационную папку ученика. Следует помнить,
что главное в технологии портфолио – помочь
ученику и учителям разобраться в том, каковы
истинные интересы и возможности ученика, а вовсе
не в том, чтобы создать формально увесистую папку
документов. Следует более тщательно подходить к
отбору документов и материалов для портфолио.
Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой
целью он помещает в папку портфолио тот или иной
документ: помогает ли это сделать верный и
осознанный выбор профиля дальнейшего обучения?
Ошибка № 3. Собираем только документы «с
печатями».
Часто случается так, что авторы-составители
портфолио считают, что собирать следует только
официальные документы «с печатями» (дипломы,
сертификаты, свидетельства, удостоверения и т.д.),
которые выдаются официальными органами
образования, культуры, физкультуры и спорта. При
этом игнорируются творческие работы, самоотчеты,
отзывы, рекомендательные письма и т.д. Но сама
суть идеи портфолио заключается в том, чтобы
помочь школьнику осознать необходимость
получения разнообразной и разносторонней
информации о своей деятельности. Главное –
способность школьника продемонстрировать свои
возможности и достижения с разных сторон.
Выбранная самим школьником творческая работа
или самоотчет могут быть не менее значимыми, чем
официальный документ с печатью.
Ошибка № 4. Превращение портфолио в архив всех
прошлых достижений ребенка.
Понятно желание школьников и родителей включить
в портфолио все имеющиеся у них документы и
материалы, начиная с похвального листа за успехи
в 1 классе. Однако идея портфолио состоит в том,
чтобы из всех имеющихся на руках ребенка
материалов отобрать те, которые позволят ребенку
и педагогам с максимальной эффективностью
определиться при выборе профиля, помогут сделать
этот выбор более осознанным.
Ошибка № 5. Сбор материалов только последнего
времени.
Другая крайность – это когда школьник собирает
документы и материалы исключительно за 9 класс
или даже за последние месяцы девятого класса.
Понятно, что так проще. Но точнее ли, когда речь
идет о сложном механизме выбора профильного
обучения? Только в том случае, если в портфолио
собрана информация об успехах и достижениях
ребенка за несколько лет, у него и его педагогов
появляется реальная возможность оценить
динамику его успехов и интересов, сделать
качественный и достоверный прогноз относительно
подходящего этому ребенку профиля обучения.
Псевдопортфолио
Ошибка № 1. Когда вместо портфолио – «зачетная
книжка».
Это довольно распространенное «рацпредложение»,
вводимое в некоторых школах, а то и в целых
регионах: издается своего рода «зачетная
книжка», одинаковая для всех детей. Книжка, где
все уже заранее разграфлено и школьнику остается
только вписывать свои показатели. С точки зрения
отчетности это, конечно, проще. Но главное в идее
портфолио – это собственный выбор хозяина: какие
документы и материалы включать, а какие нет.
Здесь нет и не может быть универсально
одинаковых зачетных страниц. Полная свобода
ребенка в том, чтобы вкладывать или изымать из
папки те или иные документы – неотъемлемая
составляющая идеи портфолио.
Ошибка № 2. Когда вместо свободного портфолио –
характеристика от классного руководителя или
педагогического совета.
Еще один способ упрощения идеи портфолио –
вкладывание туда обязательных итоговых
характеристик от классного руководителя или
педагогических советов. В этом случае идея
свободного портфолио как бы перекрывается
мнением педагогов и теряет смысл как
деятельность детского самоопределения.
Включение или невключение характеристики
(отзыва) от классного руководителя или
педагогического совета в материалы портфолио –
дело самого ребенка. Такая характеристика имеет
право на существование, но только ребенок может
судить, нужна ли она ему для портфолио.
Ошибка № 3. Вместо систематической работы над
портфолио – разовая акция.
В этом случае портфолио рассматривается просто
как инструмент для выбора профиля в 10 классе, а не
как важный способ активизации самосознания
ребенка на протяжении длительного времени. А
нужно приучить ребенка к постоянной работе по
сбору папки личных достижений, поскольку это
технология всматривания в себя, которая
потребуется ему на протяжении всей последующей
жизни. Нужно, чтобы ребенок осознал, что в целом
его будущая профессиональная деятельность и тем
более карьера будут требовать этой постоянной
работы по пополнению своей папки личных
достижений.
Ошибка № 4. Акцент на форме, а не на содержании.
Бывает, педагоги и родители предъявляют
чрезвычайно высокие требования к внешнему виду
портфолио школьника. Но главное для портфолио –
его содержание, а не внешняя красота и
выдержанный стиль оформления.
Как оценить?
Ошибка № 1. Стремление оценить все материалы
портфолио в баллах.
В нескольких российских регионах приняли
решение оценивать все документы и материалы
учебного портфолио определенными баллами (даже
рекомендательные письма, отзывы на творческие
работы ученика и т.д.). Это объясняется
стереотипами педагогической практики, в ходе
которой ученик должен обязательно получить балл
– ведь часто у педагога нет иных стимулов и
рычагов влияния на ребенка. Но это в корне
противоречит замыслу портфолио – тем более в
части оценки творческих работ, отчетов о
социальной практике, отзывов научных
руководителей исследовательских проектов
школьников и т.д. Лишь сертифицированные
документы портфолио школьника (первый раздел
портфолио, который называется «Официальные
документы») можно оценивать в соответствии с
принятой в данной муниципальной образовательной
сети шкалой. Все остальные материалы папки
личных достижений ученика могут оцениваться
только на основании качественных показателей с
указанием оригинальности материалов и
особенностей мышления автора, актуальности и
проработанности, полноты и аккуратности и т.д.
Ошибка № 2. Завышение удельного веса портфолио.
Иногда происходит значительное завышение
удельного веса портфолио: его итоговый балл в
некоторых регионах превышает результаты сданных
государственных экзаменов. Например, при
двадцати максимально возможных баллах за четыре
государственных экзамена вес портфолио
оказывается равен 20 или даже 30 или 40 баллам.
Однако портфолио – важный, но лишь
дополнительный инструмент определения профиля
дальнейшего обучения. Рекомендуемый нами вес
портфолио должен составлять от пяти до десяти
баллов.
Ошибка № 3. Отсутствие единства в оценке
материалов портфолио.
В ряде территорий отсутствуют необходимые
нормативные документы, в соответствии с которыми
материалы портфолио всех школьников данного
региона, а тем более муниципалитета оцениваются
по единой шкале и признаются всеми
общеобразовательными учреждениями этого
региона. В этом случае соответствующее
управление образования должно разработать и на
уровне региона принять локальный нормативный
документ, который будет регулировать вопросы
оценивания и использования материалов портфолио
при формировании состава классов для
дальнейшего профильного обучения.
Татьяна НОВИКОВА, кандидат
педагогических наук,
заведующая кафедрой развития образовательных
систем АПКиПРО;
Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических
наук, профессор
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|