Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА

В этом году начался массовый переход школ на предпрофильную подготовку, что предполагает, в частности, внедрение новой для большинства российских школ системы оценивания – портфолио, или папки учебных достижений. В последние годы этот метод стал весьма популярен в западных странах, где он рассматривается не только как эффективный способ оценивания достижений ученика, но и как способ развития его способностей.
Однако, похоже, мы, как всегда, пытаемся быть оригинальными.

Портфель ненужных достижений
Как система оценивания, предназначенная для развития учеников, стала схемой их селекции и отбора

Сорок грамот к третьему классу

Два года назад появились федеральные рекомендации по созданию портфолио выпускников основной школы. Министерство рекомендовало использовать «папки достижений» при конкурсном отборе в профильные классы и группы. С этой целью предлагалась модель перевода содержания портфолио в баллы, которые в сумме с баллами экзаменов и должны были определить образовательный рейтинг выпускника.
Предложенная для экспериментальной апробации модель портфолио включала в себя три раздела: «портфолио документов» (сертификаты, дипломы, грамоты…), «портфолио работ» (творческих, научно-исследовательских, проектных…) и «портфолио отзывов» (характеристики, рецензии, заключения о деятельности ученика). Однако самым востребованным оказался первый раздел. Причина очевидна: грамоты и сертификаты легко переводились в баллы образовательного рейтинга.
Региональные организаторы эксперимента проявили поразительную активность при разработке схем исчисления итоговой оценки портфолио. Дело дошло до того, что при управлениях образования города Ленинск-Кузнецкого и Ленинск-Кузнецкого района были созданы специальные комитеты учета учебных достижений (КУУД), члены которых следили за объективной и достоверной фиксацией учебных достижений по схеме, включающей в себя шесть блоков и сложную систему оценивания с максимальным баллом десять. А в Якутии пошли еще дальше и разработали пятидесятичетырехбалльную шкалу оценивания.
Способ оценки «портфеля достижений» определил формы работы по созданию портфолио. Главной задачей стало собрать максимальное количество всевозможных сертификатов.
В результате цель пополнить папку стала затмевать содержательные вещи. В отдельных случаях гонка за результатом начиналась уже с первого класса. Вот красноречивый пример. Мама дочери-первоклассницы, пытаясь соответствовать новым веяниям образовательной политики, начала разыскивать в интернете конкурсы по самой различной тематике вплоть до «Становления православия», и уже к третьему классу девочка собрала… около сорока грамот.
С другой стороны, во многих школах возникли проблемы с наполнением портфолио. Проявилась простая закономерность: чем беднее образовательная среда школы и региона, тем меньше сертификатов оказывалось в «портфелях достижений».
Организаторы эксперимента полагали, что портфолио сыграет свою роль при конкурсном отборе в профильные классы. Отчасти эти надежды, конечно, оправдались. Но совсем не в том залоге, на который рассчитывали идеологи портфолио. Во многих школах все свелось к более удобному представлению четвертных и годовых оценок. Вот мнение завуча одной из таких школ: «Папка достижений помогает снять некоторые вопросы при зачислении в профильный класс: мы сразу видим, какие оценки получил ученик за год, за каждую четверть, за элективные курсы. Если бы не портфолио, нам пришлось бы поднимать все журналы».
А в большинстве школ конкурса в профильные классы и вовсе не было. По причине очередной демографической ямы и отсутствия у значительной части выпускников интереса к предложенным профилям.
В итоге многие учителя не смогли увидеть никакого смысла в «портфеле достижений». «А некоторые школы просто отказались от портфолио как от бессмысленной работы», – подвела итог муниципальный координатор эксперимента, ведущий специалист управления образования администрации Павловского района Краснодарского края Елена Дымуха.

Исключение качества

Почему же популярный на Западе метод оценивания оказался неэффективным у нас?
Наверное потому, что портфолио там рассматривается как альтернатива либо дополнение к формальным (сугубо количественным) методам оценивания. И превращать работу с портфолио в процедуру по выставлению очередных балльных отметок означает выхолащивать его смысл.
«Портфолио нужен для того, чтобы ученик мог представить продукт своего труда, продемонстрировать основные достоинства этого продукта, рассказать, чему он научился и что понял про себя, выполняя эту работу, – говорит заведующий кафедрой образовательных технологий АПКиПРО, профессор Вячеслав Гузеев. – Переводя такое оценивание в балльную шкалу, мы теряем все преимущества портфолио». Участие в школьной научно-практической конференции или конференции городского уровня – это качественные достижения, и их немыслимо оценивать между собой по количественной, балльной шкале.
Профессор Биробиджанского государственного педагогического института Борис Фишман предлагает метафорическое объяснение: «Вообразите себе пчелу, ползущую по столу. А теперь представьте, что вы будете следить за перемещением пчелы не по ее движению, а по движению тени, которую она отбрасывает на стену от направленного на нее луча. Если пчела будет двигаться параллельно лучу, у вас может возникнуть впечатление, что движения нет. Но можно так спроектировать луч, что маленькое перемещение пчелы даст большой сдвиг тени на стене… Перевод портфолио в баллы как раз и напоминает такую попытку оценить перемещение живого существа по тени, которую оно оставляет на стене. И как бы ни строили мы этот балльный перевод, во всех случаях наше понимание будет искаженным».

Рекомендации и практика

Вроде бы все всё понимают. Но почему тогда почти ничего не было сделано для разъяснения сущности новой методики региональным управленцам и педагогам? Ведь доходило до анекдотов: в одной из школ портфолио до самого последнего момента не выдавали ученикам, боясь, как бы ребята не потрепали полученные от муниципалитета красивые новенькие папки.
Вполне вероятно, что организаторы эксперимента искренне хотели ввести в школу новый способ оценивания ребенка, работающий «на развитие важнейших поведенческих навыков и ключевых компетенций». Но… Чтобы реализовать благие намерения, требовалось как минимум развернуть большую работу по подготовке методических пособий и рекомендаций, по проведению обучающих семинаров, но все это не предполагалось ни бюджетом, ни жесткими сроками эксперимента.
И получилось «как всегда» – в условиях ограниченности временных и материальных ресурсов была предложена простейшая схема, которая на местах мгновенно обернулась привычной для нашего административного мышления игрой в баллы. А это значит, что идея портфолио с треском провалилась.
Примечательный момент: когда выяснилось, что конкурса в профильные классы нет, а значит, нет и потребности в сравнительных баллах, балльное измерение портфолио повсеместно сократилось. Почему? Ответ, прозвучавший из уст одного из организаторов эксперимента, отражает саму суть сложившейся в нашем образовании ситуации: «Этого не хотят региональные управленцы. Им так удобнее». То есть дело не в том, как лучше для ученика и для образования, а в том, как удобнее для чиновника! Та единственная «мелочь», которую год за годом никак не желают учитывать наши наивные и благодушные реформаторы образования.
«Механизм самооценивания не понят в отечественной педагогике и не отработан в педагогической практике, – подводит итог профессор Тверского педагогического университета Галина Ксендзова. – Мы по-прежнему упорно используем только внешнюю оценку, добиваясь результата за счет принуждения со стороны управленца, администратора и учителя».

Две реформы

Есть и еще одна причина, которая позволяет объяснить провал идеи портфолио. Министерство выдвигает задачу «индивидуализации обучения на старшей ступени».
Но индивидуализация по своей сути – это процесс, нацеленный на развитие самых разных способностей, склонностей, интересов ребенка. А если образование по-прежнему ориентировано на ЗУНы, – индивидуализация становится бессмысленной.
Как утверждает заместитель директора Центра образовательных инициатив Омского государственного педагогического университета Алексей Филимонов, «если строго следовать всем нормативным документам министерства, то в условиях крайне жесткого базисного плана у школ не остается времени ни на что, кроме предметной деятельности. А школы, которые пытаются заниматься обновлением содержания образования всерьез, вынуждены отходить от некоторых нормативных предписаний и обманывать проверяющих».
Вместе с тем в разных российских регионах существуют образовательные учреждения, которые работают с идеей портфолио гораздо интереснее и продуктивнее, чем это делается в рамках профильного эксперимента. Например, подход педагогов Академического лицея при Омском государственном педагогическом университете состоит в том, что портфолио нужно для того, чтобы «развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся», а также для «формирования умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность».
В отличие от школ, участвующих в министерском эксперименте, действительно инновационные образовательные учреждения нацелены на поиск нового содержания, целей и смысла образования. Практически все по-настоящему инновационные образовательные учреждения активно практикуют проектную деятельность, результатом которой является некий овеществленный продукт, и для таких учреждений идея портфолио полностью адекватна в отличие от массовой школы, которая, к сожалению, в проектную деятельность не включена.
Но инновационные образовательные учреждения сторонятся официальных экспериментов. «Есть опасение, что тебя заставят “двигаться в одной упряжке со всеми”», – замечает Алексей Филимонов.
Вот и получается, что министерские широкомасштабные эксперименты проводятся таким образом, что они просто обречены на провал. И в общем-то неплохие идеи оборачиваются широкомасштабной имитацией деятельности и дискредитацией заявленных целей.
Это проблема, требующая серьезного осмысления.
А вывод такой: в российском образовании назрела необходимость перехода к новой управленческой культуре, основанной на доверии к педагогам-профессионалам, на предоставлении практикам свободы выбора не только в методических, но и в содержательных вопросах. А еще – на неформализуемых качественно-количественных методах экспертизы деятельности школы, работы учителя и ученика.
Но такой переход – дело не одного года и, наверное, не одного десятилетия. Хочется надеяться, что он не за горами. Во всяком случае, ситуация с портфолио демонстрирует полную несостоятельность применения современных оценочных методик в логике старых управленческих и педагогических подходов. Но приведет ли это к постепенному отказу от таких подходов и построению адекватных моделей управления образованием – покажет время.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru