Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

От науки – к образованию
Похоже, президент меняет расстановку сил на поле образовательной политики

25 октября состоялось первое заседание обновленного Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте РФ. Оно проходило в “пробном” режиме, но уже сейчас очевидно, что проблематика обсуждения в сравнении с заседаниями годичной давности сильно изменилась. Президенту нужна представительная структура, которая бы поддерживала его проекты в образовании. А со временем совет может стать органом, через который будут инициироваться изменения в образовательной политике страны.

Президентский совет – орган, наделенный достаточно весомыми полномочиями. Он по поручению президента может проводить экспертизу законов, готовить предложения по приоритетам образовательной политики, через него должна доходить до главы государства информация о положении дел в системе образования. Другое дело, что раньше совет работал скорее в своей научной части – вспомним годичной давности историю с реформой РАН, вызвавшей активный протест именно среди академиков, входивших в совет. Еще он занимался раздачей премий в области культуры и некоторыми другими “парадными мероприятиями”.
Теперь В.Путин ввел в состав совета фигуры с другого поля – поля образовательной политики. С одной стороны, эти люди имеют некоторую долю независимости, авторитет в образовательном сообществе, известны критичностью суждений по поводу реформ образования. С другой стороны – они сторонники Владимира Путина и его курса. Этот “люфт” между личными связями с президентом и относительной свободой суждений касательно образования может быть использован для того, чтобы президентские образовательные проекты получили видимую поддержку общественности, пусть и избранной. Также через совет возможно “вбрасывание” новых инициатив. Фактически совет может стать тем, что и прописано в его уставных документах – устами и глазами президента в образовании. Понятно, что при этом “избранники” президента получают в свое распоряжение мощный лоббистский ресурс. Вопрос, как будет работать вся эта структура, какой сложится баланс сил и интересов, пока остается открытым. Но уже по первому заседанию можно сделать некоторые выводы.

Президент В.Путин начал выступление на совете с общих слов – “в России 60% населения вовлечены в образовательную сферу”, “с образованием увязываются устремления к жизненному успеху”, “небходимо поддержать школы, вузы с инновационными программами, талантливых преподавателей”. Все это уже не раз было высказано в связи с национальными проектами. Но в дальнейшей речи В.Путина проявилось несколько моментов, ранее остававшихся в тени.
Президент заочно ответил на замечание профсоюзов о том, что премии лучшим педагогам не сделают школу привлекательнее для молодых учителей. “Молодым педагогам мы окажем поддержку в ходе реализации двух других национальных проектов – по доступному жилью и улучшению жизни на селе”, – заявил В.Путин. Правда, механизм поддержки пока не ясен: молодые педагоги на селе и так должны получать бесплатное жилье с отоплением и освещением, а в городах
доступные квадратные метры учитель может получить по ипотеке, которая пока признана неэффективной.
Также президент впервые явно поддержал борьбу Рос-
обрнадзора за качество высшего образования. “Давно пора навести порядок в малоизвестных, но многочисленных вузах и их филиалах, где самоцелью стала плата за обучение”, – высказался В.Путин.
Понятно, что плата за учебу – самоцель отнюдь не для студентов, а для вузов. Для абитуриента самоцель – получить высшее образование, с которым, как справедливо заметил президент, “увязываются надежды на успех”. Но тогда нужно наводить порядок и в государственных вузах: недавняя засекреченная проверка Рособрнадзора показала, что они серьезно и систематически нарушают правила приема. Пока это будет продолжаться, молодые люди, для которых высшее образование – “социальный лифт”, будут обращаться в сомнительные конторы по штамповке дипломов.
Для обеспечения качества образования нужны достойные условия жизни и работы учителя, признал президент. Но повышения заработка обещать не стал, а призвал учителей “повышать профессиональную мобильность”, поскольку из-за демографической ситуации в стране школы загружены неравномерно. Также президент напомнил о премиях учителям и школам.
“Я недавно встречался с представителями профсоюзов, – сообщил В.Путин. – Они высказывали свои предложения по данному вопросу. Мы проанализируем возможность внесения корректив в те планы, которые у нас есть”.
Еще президент говорил о нехватке детских садов. “Регионам и муниципалитетам надо совместно работать над восстановлением сети дошкольных учреждений, – заявил В.Путин. – Молодые, особенно работающие родители крайне в них нуждаются”.
В ответ на это руководитель столичного департамента образования Любовь Кезина попросила президента не передавать детские сады полностью на баланс муниципалитетов и вернуть в систему образования ведомственные детсады, которые учредители часто закрывают или перепрофилируют. Другая инициатива Кезиной – приравнять зарплату воспитателя детского сада к зарплате учителя: педагоги хоть и получают мало, но воспитатели – еще меньше. Эта идея президентом была одобрена.
Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая вернулась в своем выступлении к теме качества образования, но в другом, нежели президент, ракурсе:
“Невозможно обеспечить секретность тестов ЕГЭ, а значит, достоверность результатов экзамена”.
Ректор одного из ведущих вузов России, где, кстати, учатся обе дочери В.Путина, считает, что единый экзамен должен стать лишь одним из способов приема в вуз.
Также Вербицкая поддержала призыв президента ужесточить требования к вузам.
“Плохое качество неизбежно приведет к инфляции в образовании”, – сказала ректор СпбГУ. По мнению Вербицкой, по-настоящему качественное образование дают лишь 150–200 из 3000 российских вузов, лишь несколько десятков из них являются исследовательскими центрами, а “национальным достоянием” можно считать вообще только 8 высших учебных заведений (заметим в скобках – ректоров в составе совета тоже 8)…
“Существование учителей – буквально нищенское, – выступила директор гимназии “Дмитров” Алла Курбатова. – Молодой учитель получает 1700 рублей, опытный – 2700. В школах нет бесплатных спортивных секций, летних лагерей. Надо ведь и о здоровье учеников думать. А школы, где туалет на улице, его не прибавляют”.
Курбатову аккуратно попросили не превышать время выступления, положенное по регламенту.
Итог обсуждению подвел министр образования и науки Андрей Фурсенко, заверив собравшихся от лица присутствующего в зале президента, что государство готово и дальше увеличивать финансирование образования.

Сергей ЛЕБЕДЕВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru