ШКОЛА И ВЛАСТЬ
От науки – к образованию
Похоже, президент меняет расстановку сил
на поле образовательной политики
25 октября состоялось первое заседание
обновленного Совета по науке, технологиям и
образованию при Президенте РФ. Оно проходило в
“пробном” режиме, но уже сейчас очевидно, что
проблематика обсуждения в сравнении с
заседаниями годичной давности сильно
изменилась. Президенту нужна представительная
структура, которая бы поддерживала его проекты в
образовании. А со временем совет может стать
органом, через который будут инициироваться
изменения в образовательной политике страны.
Президентский совет – орган, наделенный
достаточно весомыми полномочиями. Он по
поручению президента может проводить экспертизу
законов, готовить предложения по приоритетам
образовательной политики, через него должна
доходить до главы государства информация о
положении дел в системе образования. Другое дело,
что раньше совет работал скорее в своей научной
части – вспомним годичной давности историю с
реформой РАН, вызвавшей активный протест именно
среди академиков, входивших в совет. Еще он
занимался раздачей премий в области культуры и
некоторыми другими “парадными мероприятиями”.
Теперь В.Путин ввел в состав совета фигуры с
другого поля – поля образовательной политики. С
одной стороны, эти люди имеют некоторую долю
независимости, авторитет в образовательном
сообществе, известны критичностью суждений по
поводу реформ образования. С другой стороны –
они сторонники Владимира Путина и его курса. Этот
“люфт” между личными связями с президентом и
относительной свободой суждений касательно
образования может быть использован для того,
чтобы президентские образовательные проекты
получили видимую поддержку общественности,
пусть и избранной. Также через совет возможно
“вбрасывание” новых инициатив. Фактически
совет может стать тем, что и прописано в его
уставных документах – устами и глазами
президента в образовании. Понятно, что при этом
“избранники” президента получают в свое
распоряжение мощный лоббистский ресурс. Вопрос,
как будет работать вся эта структура, какой
сложится баланс сил и интересов, пока остается
открытым. Но уже по первому заседанию можно
сделать некоторые выводы.
Президент В.Путин начал выступление на совете с
общих слов – “в России 60% населения вовлечены в
образовательную сферу”, “с образованием
увязываются устремления к жизненному успеху”,
“небходимо поддержать школы, вузы с
инновационными программами, талантливых
преподавателей”. Все это уже не раз было
высказано в связи с национальными проектами. Но в
дальнейшей речи В.Путина проявилось несколько
моментов, ранее остававшихся в тени.
Президент заочно ответил на замечание
профсоюзов о том, что премии лучшим педагогам не
сделают школу привлекательнее для молодых
учителей. “Молодым педагогам мы окажем
поддержку в ходе реализации двух других
национальных проектов – по доступному жилью и
улучшению жизни на селе”, – заявил В.Путин.
Правда, механизм поддержки пока не ясен: молодые
педагоги на селе и так должны получать
бесплатное жилье с отоплением и освещением, а в
городах
доступные квадратные метры учитель может
получить по ипотеке, которая пока признана
неэффективной.
Также президент впервые явно поддержал борьбу
Рос-
обрнадзора за качество высшего образования.
“Давно пора навести порядок в малоизвестных, но
многочисленных вузах и их филиалах, где
самоцелью стала плата за обучение”, –
высказался В.Путин.
Понятно, что плата за учебу – самоцель отнюдь не
для студентов, а для вузов. Для абитуриента
самоцель – получить высшее образование, с
которым, как справедливо заметил президент,
“увязываются надежды на успех”. Но тогда нужно
наводить порядок и в государственных вузах:
недавняя засекреченная проверка Рособрнадзора
показала, что они серьезно и систематически
нарушают правила приема. Пока это будет
продолжаться, молодые люди, для которых высшее
образование – “социальный лифт”, будут
обращаться в сомнительные конторы по штамповке
дипломов.
Для обеспечения качества образования нужны
достойные условия жизни и работы учителя,
признал президент. Но повышения заработка
обещать не стал, а призвал учителей “повышать
профессиональную мобильность”, поскольку из-за
демографической ситуации в стране школы
загружены неравномерно. Также президент
напомнил о премиях учителям и школам.
“Я недавно встречался с представителями
профсоюзов, – сообщил В.Путин. – Они высказывали
свои предложения по данному вопросу. Мы
проанализируем возможность внесения корректив в
те планы, которые у нас есть”.
Еще президент говорил о нехватке детских садов.
“Регионам и муниципалитетам надо совместно
работать над восстановлением сети дошкольных
учреждений, – заявил В.Путин. – Молодые, особенно
работающие родители крайне в них нуждаются”.
В ответ на это руководитель столичного
департамента образования Любовь Кезина
попросила президента не передавать детские сады
полностью на баланс муниципалитетов и вернуть в
систему образования ведомственные детсады,
которые учредители часто закрывают или
перепрофилируют. Другая инициатива Кезиной –
приравнять зарплату воспитателя детского сада к
зарплате учителя: педагоги хоть и получают мало,
но воспитатели – еще меньше. Эта идея
президентом была одобрена.
Ректор Санкт-Петербургского государственного
университета Людмила Вербицкая вернулась в
своем выступлении к теме качества образования,
но в другом, нежели президент, ракурсе:
“Невозможно обеспечить секретность тестов ЕГЭ,
а значит, достоверность результатов экзамена”.
Ректор одного из ведущих вузов России, где,
кстати, учатся обе дочери В.Путина, считает, что
единый экзамен должен стать лишь одним из
способов приема в вуз.
Также Вербицкая поддержала призыв президента
ужесточить требования к вузам.
“Плохое качество неизбежно приведет к инфляции
в образовании”, – сказала ректор СпбГУ. По
мнению Вербицкой, по-настоящему качественное
образование дают лишь 150–200 из 3000 российских
вузов, лишь несколько десятков из них являются
исследовательскими центрами, а “национальным
достоянием” можно считать вообще только 8 высших
учебных заведений (заметим в скобках – ректоров
в составе совета тоже 8)…
“Существование учителей – буквально нищенское,
– выступила директор гимназии “Дмитров” Алла
Курбатова. – Молодой учитель получает 1700 рублей,
опытный – 2700. В школах нет бесплатных спортивных
секций, летних лагерей. Надо ведь и о здоровье
учеников думать. А школы, где туалет на улице, его
не прибавляют”.
Курбатову аккуратно попросили не превышать
время выступления, положенное по регламенту.
Итог обсуждению подвел министр образования и
науки Андрей Фурсенко, заверив собравшихся от
лица присутствующего в зале президента, что
государство готово и дальше увеличивать
финансирование образования.
Сергей ЛЕБЕДЕВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|