УЧЕБНИКИ №89
И Пушкин был школьником…
Конструктивная идея Александра
Закуренко, главного редактора «Открытого
плавания», проста и симпатична – объединить под
одной обложкой все то хорошее, что выходит из-под
перьев (точнее, наверное, курсоров) школьников.
Стихи, прозу, критические работы. Каких
школьников? Сперва московских, преимущественно
из тех школ, к которым сам Александр Юрьевич имел
отношение как учитель литературы. Потом по мере
распространения и роста популярности журнала
круг авторов будет расширяться. Тем более что
Закуренко прекрасно осведомлен о межшкольном
ежегодном фестивале, проходящем осенью в лицее №
1502, и во втором номере «Открытого плавания» будут
некоторые материалы с этого фестиваля. Есть
очень логичная и перспективная рубрика
«Поэтическая гостиная», дающая возможность
представлять в журнале различные (сперва,
вероятно, московские) студии. Первый гость –
студия «Элегия»; мы знакомимся с творчеством
детей с ограниченными возможностями. То есть
можно сказать, что дело организовано хорошо и с
прицелом на долгую жизнь (плавание). Но за
тактическим уровнем должен просвечивать
стратегический. Куда ж нам плыть?
Есть, например, очень популярная премия «Дебют».
И есть довольно стройный хор ее
недоброжелателей, рассуждающих практически о
духовном растлении молодежи, поощрении
графоманского зуда и тому подобным вещам. Из
тысяч юношей и девиц, храбро вступающих на
литературную стезю, условно востребованы
обществом единицы. Условно потому, что хоть эти
литераторы и издают книги, публикуются в
периодике, читают их (в современной России и во
всем цивилизованном мире) вяловато, пассажиры
метро предпочитают им глянцевую макулатуру и т.д.
Глянцевым писателем школьник, как правило, стать
не мечтает, потому что презирает попсу. Тем самым
школьник, начинающий писать, делает шаг,
статистически обреченный на неудачу. Ему надо
помочь – это общегуманистический зачин. Но
концовка фразы двоится. Большинство считают, что
ему надо помочь как можно быстрее и
безболезненнее бросить писать и заняться делом.
И лишь немногие думают, что ему надо помочь
повысить качество письма, а там как Бог даст.
Я, как и Александр Закуренко, стою на позиции
меньшинства и попробую ее сформулировать. При
этом я выношу за скобки того одного из тысячи,
которому действительно написано на роду стать
писателем. Да, для него одного (ну, тоже не совсем
одного) на период роста должны быть
зарезервированы в обществе какие-то культурные
институции, студии, премии, издательства. Но их
скорее больше, чем нужно. Я сейчас о другом.
Человек, начавший писать, и в какой-то момент
начавший писать лучше, мгновенно понимает что-то
существенное о литературе и очень вырастает как
читатель. Он улучшает вкус, расширяет кругозор,
начинает слышать ритм стихотворения. Точно так
же выпускник музыкальной школы, не ставший
профессиональным музыкантом, имеет шанс глубже
понимать музыку. А почему лучше читать, чем не
читать, я предпочту не рассказывать подробно,
поскольку здесь я на позиции большинства.
Я считаю, что в попытках литературного
творчества самое неприятное – попасть в
пародийную «малую» ситуацию. Лучший поэт нашего
подъезда. Золотое перо класса. Третий поэт России
после Пушкина и Егора Летова (потому что других
не знает). И во всех отношениях полезно расширять
контекст – студийный, культурный. Встретиться с
лучшими поэтами соседних дворов. Прочитать
Тютчева, Анненского, Мандельштама. Всячески
обострять ощущение себя в процессе. И либо
остаться (на год, на два или навсегда), либо уйти
почти без потерь.
Мы сделали длинную петлю и вернулись к
«Открытому плаванию». Журнал, конечно, образует
контекст. Прочитав его, пишущий школьник имеет
гораздо больше шансов как-то идентифицировать
себя.
Мне понравились стихи Александры Пестрецовой,
проза Кати Бандуриной, мудрым редактором
поставленные в начало номера. Катину повесть –
хоть сейчас в Голливуд. В ней сквозь некоторые
штампованные, усвоенные из ТВ ходы, есть азарт и
увлекательность. Сложнее с критикой. Пишет,
например, школьник о падении глубины в русской
прозе ХХ века. Рука (моя) тянется если не к
пистолету, то к валидолу. Это… как? То есть
Газданов, Набоков, Платонов, Зощенко, Булгаков,
Трифонов, Саша Соколов, Вен. Ерофеев, Вал.Попов…
Далее десятки имен, не менее важных, но менее
известных.
Тут я вспоминаю, что имею дело со школьником. Все
претензии исчезают, кроме одной: ты
действительно не должен знать литературу ХХ века
(кроме маленького островка), но ты должен
отдавать себе отчет в том, что это маленький
островок, и быть очень осторожным в обобщениях. И
тут мы выходим на еще одну важнейшую тему.
Если коротко – школьные уроки химии нацелены на
одного из тысячи учеников, который станет
химиком; у остальных воспитывается легкое
отвращение к химии. Можно спорить, хорошо это или
плохо. Школьные уроки литературы, как правило,
нацелены на одного из тысячи учеников, который
станет филологом, у остальных воспитывается
легкое отвращение к литературе. Это чудовищно. И
может быть, переориентация школьных занятий на
creative writing (извините, но русские варианты
отравлены избыточным пафосом) воскресит интерес
к чтению. Хотя бы в факультативные часы.
У журнала «Открытое плавание» есть еще один
замечательный резерв. Как верно отмечено
Александром Закуренко, и Пушкин, и Гумилев тоже
когда-то были школьниками. Если бы удалось
откопать школьные творения великих – скажем
мягче, состоявшихся людей… может быть, и не
литераторов… это организовало бы еще одну точку
стремления, маячок, который в открытом плавании
просто необходим.
Леонид КОСТЮКОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|