ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Почему мне неинтересно учиться?
Тысячи школьников из разных стран
объяснили, от чего зависит их учебная мотивация
Растет количество детей, у которых нет
никакой учебной мотивации: 40% старшеклассников и
50% учеников средней школы не испытывают интереса
к учебе.
Британские ученые, опираясь на данные опросов,
проведенных их европейскими (в том числе
российскими) и американскими коллегами,
попытались выяснить позицию самих учеников
относительно того, что влияет на их учебную
мотивацию. В исследовании участвовали более
тринадцати тысяч школьников.
Позиция ученика. Ребята в какой-то момент делают
вывод, какие предметы им нравятся больше, а какие
меньше (на основании многих причин, не всегда
связанных со школой). Свои выводы они не склонны
изменять, и это оказывает огромное влияние на
успешность ученика, его активность в данной
области.
Многое зависит от родителей – их установок на то,
какие предметы труднее или интереснее. Важно и
то, насколько преподаватель верит в личный успех
ученика. Однако семь из восьми опрошенных
полагают, что все зависит от них самих, от их
умения сконцентрироваться, организовать себя.
Полезность. Ученики готовы тратить силы на то,
что, как им кажется, может пригодиться в жизни, а
также на то, что отвечает их внутренним
потребностям. Причем девочки чаще принимают
школьные требования за жизненно важные,
личностно-значимые. Мальчики же склонны считать,
что школа – это нечто отдельное, ненастоящее.
Более того, она мешает жить настоящей жизнью,
мешает учиться настоящему делу. Поэтому
неуспешность в школе не означает, что они не
смогут преуспеть в интересующей их области за
пределами урока. Так, порою худшие ученики по
словесности уверены в том, что станут писателями,
журналистами.
Возможно, это и неплохо. Но если школьные
требования не воспринимаются всерьез, если
плохие оценки ничего для ребенка не значат, то
нет и мотивации заниматься, работать над собой.
Подросток ждет, что настанет время и он как-то
вдруг сумеет, покажет всем…
Российские подростки чаще, чем европейские и
американские, верят в то, что школа готовит их к
жизни, что хорошая учеба поможет сделать карьеру.
Это связано с позицией родителей, общественным
мнением.
Британские исследователи думают, что по мере
того, как будет развиваться рынок труда, у
российских детей появится более реальное
представление о роли школьного образования в
достижении социального успеха, иллюзии
развеются. Или школа изменится, начнет и впрямь
учить детей тому, что им пригодится в жизни.
Влияние педагога. Положительно влияет на
мотивацию ребенка собственная увлеченность
педагога, его умение сделать урок занимательным,
необычным. Дети предпочитают активную
деятельность пассивному слушанию, собственную
инициативу исполнению распоряжений, групповую
работу индивидуальной. И конечно, их отпугивают
сложные задания. Только посильная работа
вызывает интерес.
Мальчики подчеркивают, что им легче
взаимодействовать с учителями, достаточно
гибкими, готовыми принимать чужую точку зрения. А
главное – умеющими слушать. Слишком
определенные люди, с узким спектром допускаемых
возможностей, закрытые для всего необычного,
отвращают их от работы.
Вообще роль учителя для мальчиков гораздо более
важна, чем для девочек. Иногда изменение только
одного этого фактора кардинально меняет
отношение подростка к учебе.
Влияние внешнего мира. Дети склонны увлекаться
тем, что вызывает уважение у сверстников, ценится
в своей компании. Никто не хочет оказаться белой
вороной. Особенно беспокоятся по этому поводу
американские подростки. А вот в России школьники
в меньшей степени боятся быть отвергнутыми из-за
хороших оценок, из-за интереса к науке.
Большое влияние на учебную мотивацию подростка
оказывают его родители, культурная среда, в
которой он пребывает. В частности, представления
близких людей о том, как достигается успех в
жизни и в учебе: за счет труда, вложенных усилий
или за счет природных способностей, таланта. Если
акцент ставится на последнем, любая неудача
будет сильно сказываться на самооценке ребенка и
снижать уровень его мотивации.
Признание и оценка. Ученики интересуются тем, что
требует каких-то усилий, но эти усилия должны
быть замечены, оценены как учителем, так и
другими значимыми людьми: сверстниками,
родителями.
Девочкам особенно важно освоить универсальные
учебные навыки, понять, как можно учиться, как
оценивать себя. В противном случае они теряют
уверенность: им начинает казаться, что они ничего
не знают, не могут узнать, а значит, и не хотят.
Система образования. По мнению многих учеников,
образование может стать помехой в общении с
ровесниками, и в этом зачастую кроется одна из
причин утраты интереса к наукам.
Многих отпугивает не высказываемая вслух
уверенность в том, что образование доступно не
всем, а только избранным. Некоторые школьники
даже и не пытаются учиться. Ведь если не
получится, придется признать, что ты не из элиты.
К чему лишний раз доказывать неприятное?
Повторяем, эти выводы получены в результате
анализа данных тринадцати тысяч анкет. Возможно,
в них и нет чего-то нового, ранее неизвестного
педагогам. Однако здесь самое интересное
заключается в том, что перед нами не суждения
взрослых, а мнение подростков. Если взгляды
педагога совпадают с мнением воспитанников,
значит, он на верном пути.
И еще: если мотивация зависит от стольких причин,
трудно поддающихся изменению, возможно, стоит
приложить больше усилий к тому, чтобы не отбить у
маленьких детей естественного желания учиться и
быть успешными.
Тогда в 11–16 лет не придется решать мучительную
проблему возвращения ребенка в школу, к
образованию.
Центр социологических исследований
Лондонского университета
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|