ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Школа – место встречи учителя и
ребенка. Оба чего-то хотят, к чему-то стремятся. Но
почему-то с течением времени они утрачивают
интерес друг к другу, теряют уверенность в себе.
Школа одинаково разрушительно действует и на
взрослого, и на ребенка. В первую очередь с этой
безысходной ситуацией отказались мириться
учителя. Им нелегко отбросить привычные
стереотипы, наработанный годами опыт, преодолеть
страх перед свободными детьми, которые не хотят
сидеть за партой в позе послушного ученика.
Теперь слово за обществом, государством.
Насколько мы заинтересованы в появлении новой
школы? Насколько готовы поддержать меняющегося
учителя?
Командная работа вместо одиночного
плавания
Кристиан Мароу, бельгийский профессор
социологии, уверен, что за последние
тридцать лет характер учительского труда
принципиально изменился
– Что представляли собой, по-вашему,
учителя прошлого века?
– Европейская школа на протяжении уже пяти веков
и практически до последних дней представляла
собой особую пространственно-временную
организацию, где в изоляции от внешнего мира, по
специальному распорядку, не существующему ни в
одной другой системе, происходила передача
знаний (преимущественно письменных) и
устанавливались особые социальные отношения
(учитель–ученик). Эти отношения и назывались
педагогикой, предполагая различные формы
тренингов, повторения, заучивания, проверок,
контрольных, оценивания, исправления ошибок,
домашних заданий…
Здесь все было особое, не такое, как в других
местах: правила поведения, виды письменной
культуры (учебники, рабочие тетради, доска…).
Структура школы была достаточно проста: сумма
классов, то есть закрытых пространств, где
учитель работал одиноко и независимо, выполняя
свою задачу за закрытой от посторонних взглядов
дверью. Но при этом каждый педагог был, словно
клеточка огромного организма. Он выполнял свою
маленькую задачу, не испытывая необходимости
знать о целом. И достигалось это за счет
закрепления учителя за отдельным предметом и
классом (возрастом).
Фактически преподаватель осуществлял два
параллельных вида деятельности: собственно
обучающую и организационную. Соответственно у
него были и два центра внимания: с одной стороны,
содержание учебного предмета, а с другой –
поведение ребенка. Ведь чтобы вести урок,
педагогу приходится заботиться о порядке в
классе. Однако поддержание дисциплины
рассматривалось одновременно и как учебная
задача. Дети учатся соблюдать правила, чтобы
потом, заучивая очередной параграф, и думать
правильно.
А какой задаче (дисциплине или предмету) уделять
больше внимания, зависело исключительно от
установок педагога и от традиций каждой
отдельной страны.
В работе учителя много тайн и парадоксов. С одной
стороны, это профессия публичная, он постоянно на
глазах; однако большая часть того, что он делает,
ускользает от постороннего взгляда, остается за
пределами понимания.
Учитель совершенно независим в классе (все
происходящее – плод его мастерства и предмет его
личной ответственности), однако абсолютно связан
программой, школьными установками, принципами
той или иной педагогической системы,
расписанием…
Как организатор он определяет цели и результаты
работы, но это всегда нечто вариативное, не
поддающееся строгому учету.
В отношении выбора технологии тоже нет ясности.
Методик множество. Но какую ни возьми, невозможно
с точностью предсказать последствия ее
применения.
– Что стало причиной принципиальных изменений в
характере учительского труда, происходящих на
наших глазах?
– Начну с банальности: мир изменился.
Современная экономика, структура общества
требуют от молодых людей высокого уровня
профессиональной подготовки. Значит, повышаются
требования к учебным заведениям, где можно
получить эту подготовку. От образования напрямую
зависит будущая карьера.
В то же время в классе за соседними партами сидят
дети с разным уровнем знаний, с различными
культурными традициями. Не все из них хотят, не
все могут учиться. Как работать в таком классе,
как дать всем хорошее образование?
Изменились не только условия жизни, но и сознание
людей. Сегодня мы ценим индивидуальность,
сомневаемся в существовании единых норм,
неоспоримых авторитетов. Признаем за человеком,
ребенком право быть таким, какой он есть.
Естественно, возникает общественное требование
сделать школу более разнообразной,
приспособленной к нуждам разных детей, и в том
числе “трудных”.
Школа постепенно становится более свободной,
начинает развиваться не по инструкции, а исходя
из внутренних представлений о целях и результате
в каждой конкретной ситуации. Соответственно и
педагог перестает быть просто исполнителем, он
становится участником коллективного проекта. Он
вынужден отступать от традиционных методик,
экспериментировать, анализировать ситуацию,
искать нестандартные решения – словом, из
ментора, лектора превращаться в рефлексирующего
практика.
Общество тоже изменило свое восприятие фигуры
учителя. Если когда-то педагогика виделась как
призвание (моральные качества плюс предметные
знания), потом стала восприниматься как ремесло
(владение методикой), то сегодня педагогика – это
высочайшего уровня профессионализм, доведенный
почти до уровня искусства и включающий
способность к рефлексии, совершенствованию,
самооцениванию.
– Каковы особенности современного педагога?
– Основная часть работы современного педагога –
выстраивание взаимоотношений с учениками.
Не только объяснение темы, проверка работ,
исправление ошибок, но и вовлечение ребенка в
деятельность, индивидуальные беседы, внеурочные
занятия, встречи с родителями… Именно
взаимоотношения с учениками сегодня во многом
определяют профессиональную самооценку
педагога.
Раньше большее значение имел культурный багаж,
знание предмета, качества ученого. Сегодня на
первом плане – педагогическое мастерство,
умение организовать учебный процесс, вовлечь
детей в изучение предмета. Педагогика постепенно
превращается из ремесла в искусство. И главным
достоинством учителя становится не умение
поддерживать дисциплину, а способность
возбудить интерес к предмету.
Современный идеальный учитель действует в
тесном сотрудничестве с командой
единомышленников и организует коллективную
работу в классе.
Умея работать с информацией, использовать
достижения техники (в первую очередь компьютер,
интернет), педагог учит тому же и детей, готовит
их к образованию длиною в жизнь.
А еще поскольку учитель и ученики живут в
демократическом обществе, они учатся соблюдать и
отстаивать права личности. Значит, и на уроке в
школе приходится жить по тем же законам,
соблюдать права человека.
Конечно, не всегда реальность отвечает нашим
ожиданиям, и далеко не всегда учитель готов
соответствовать идеалу, но сам факт наличия
этих ожиданий указывает направление развития.
– Итак, характер работы учителя изменился.
Готово ли общество оценить это?
– Меняются возложенные на педагога обязанности
– меняется и форма оплаты. Только четыре
европейские страны (Бельгия, Германия, Ирландия и
Люксембург) сохранили традиционный принцип
почасовой оплаты: сколько уроков дал – столько
денег и получил. В остальных странах ищут способы
финансово оценить новые формы работы учителя:
стараются оплатить дни, когда он приходит в школу
ради внеклассных мероприятий, на заседания
проектной команды, для участия в управлении
школой, для обсуждения концептуальных проблем
развития школы, для повышения своей
квалификации.
Изменение форм оплаты – не просто дань
справедливости. Это свидетельство изменения
отношения общества к роли учителя. Свидетельство
признания того факта, что педагог не просто
урокодатель, но человек, работающий в школе с
детьми вне строгой схемы классно-урочной
организации времени и пространства.
Новые формы оплаты, менее жесткие и менее
регламентированные, передают существенные
полномочия самому учебному заведению. Школа, а не
посторонний чиновник будет учитывать, кто,
сколько и на что времени потратил, кому и сколько
нужно заплатить. Это требует ослабления
государственного контроля (в меняющейся
ситуации приходится предоставлять учителю
значительную степень свободы: право отступать от
традиционных методик, экспериментировать), но
при этом усиления государственной
ответственности. Расходы на образование должны
расти, приходится совершенствовать, делать более
гибкой и отзывчивой систему управления.
Но государство, увы, не всегда соглашается с
таким перераспределением прав и обязанностей.
– Предположим, педагоги готовы выполнять
возложенные на них обязанности. Как меняются при
этом условия труда, степень удовлетворенности
своей работой?
– Наблюдения показывают, что в последние годы
труд педагога стал сложнее, интенсивнее и
разнообразнее. Рабочая неделя удлиняется. В
среднем европейский учитель младших классов
тратит в неделю на 22 часа, а учитель средней школы
– на 19 часов больше, чем раньше. Получается около
42–47 часов в неделю. Это и уроки, и подготовка к
ним, всевозможные дополнительные встречи,
совещания, семинары и т.п. По сравнению с другими
государственными служащими, у которых рабочая
неделя сокращается, учителя сильно проигрывают.
Они трудятся больше, часто без всякой
материальной компенсации.
Считается, что предельно допустимая недельная
нагрузка для педагога – 40 часов, из которых 27 он
проводит в школе (уроки, совещания и т.п.), восемь
часов работает дома (подготовка к урокам,
самообразование), а остальное время тратит на
внешкольные занятия с детьми (экскурсии) или
повышение квалификации (курсы). Увы, реальная
нагрузка обычно гораздо выше.
К тому же образовательная система не успевает за
изменением содержания образования, и учителю
порой приходится разрываться между
необходимостью выполнять традиционные
обязанности (вести урок) и желанием делать что-то
осмысленное (тратить время на обсуждение того,
что и зачем происходит, на выстраивание
критериев оценивания, анализ фактов). Разлад
между тем, что делаешь по обязанности, и тем, что
хочешь делать в соответствии с внутренними
представлениями, приводит к потере интереса к
профессии.
– Что же делать?
– Единственное спасение – заявлять о своей
позиции, представлять в каком-то виде свои
взгляды, чтобы делать их предметом обсуждения
коллег, фактом общей педагогической реальности.
Немногим удается справиться с внешним давлением,
видимым неуспехом, обрести иной смысл
деятельности, новое понимание профессии. Большую
роль играет школьный коллектив, его внутреннее
представление о ценностях профессии, наличие
команды единомышленников.
– Почему, оказавшись в такой нелегкой ситуации,
педагоги разных стран без особого энтузиазма
воспринимают школьные реформы, организуемые
государством?
– Педагоги воспитаны в старой системе, успели
привыкнуть к ней, поверить в истинность модели
учитель-наставник. Они привыкли работать
независимо друг от друга и не нуждаются в
сотрудничестве с коллегами.
Еще одна причина сопротивления учителей
реформам – противоречивые действия самих
политиков. В Англии, Бельгии, с одной стороны,
педагогов призывали к самостоятельной,
осознанной деятельности, а с другой – требовали
соблюдения жестких инструкций, регламентирующих
методы и содержание деятельности.
Кроме того, коллективная работа не слишком
вписывается в традиционную школу. В первую
очередь из-за «клеточной» структуры, разделения
на уроки и классы. И многие сильные педагоги не
испытывают интереса к инновационным подходам. Им
жаль терять успешный наработанный опыт ради
непонятного им сотрудничества с коллегами,
создания общего пространства и т.п. Бывает, и
директор опасается появления сплоченной команды
в своей школе. Ведь это может помешать
осуществлению формальных задач, не признаваемых
важными в рождающейся команде… Реформы
вынуждают многих пожилых педагогов чувствовать
себя устаревшими, а не опытными, как бывало
раньше. И с этим тоже связано отчасти
сопротивление переменам.
Но как бы то ни было, раз меняется жизнь, уже
изменились учителя, неизбежно станет другой
школа. Хотелось бы только, чтобы в ней учились мои
дети, а не внуки.
Вопросы задавала
Людмила ПЕЧАТНИКОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|