Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Кругосветные новости

В АМЕРИКЕ ВЫЯСНИЛИ, КАКИЕ ШКОЛЫ ЛУЧШЕ

В Америке школы бывают разные. Есть государственные, обязанные выполнять стандартную программу, а есть договорные, чартерные, их жизнь определяется условиями договора, который заключают между собой родители и педагоги. Чартерные школы чаще отказываются от традиционных программ и методик, предоставляют ученикам больше свободы. Чиновники наконец решили выяснить, к чему приводит свобода, кто лучше образован, обычные школьники или “договорные”.
Тестированию подвергли 6500 учеников из 150 чартерных школ и 376 тысяч обычных школьников. (Таково реальное соотношение в стране двух типов образовательных учреждений.) Ощутимая разница была заметна только в результатах математических тестов: 69% успешных работ в чартерных школах и 76% – в государственных. Уровень чтения примерно одинаков и у тех, и у других (58 и 62% соответственно).
Белла Розенберг, помощник президента Американской федерации учителей, возмущена: “Чартерные школы вечно рассказывают о том, как они спасают детей, загубленных государственной системой. Но кто теперь займется спасением ребят, явно пострадавших от пребывания в чартерной школе, которая обещала высокий уровень образования и свободу вместо строгих правил и нормативов и не выполнила свою часть договора?”
Педагоги свободных школ уверены, что результаты тестирования нельзя использовать как аргумент в споре “кто лучше”. Тем более нельзя на основании единичного исследования принимать административное решение о запрещении авторских программ, о следовании всеобщим стандартам. “Сама форма тестирования непривычна и непоказательна для наших учеников. К тому же для понимания ситуации необходимо видеть динамику развития ребенка”, – считает Род Педж, секретарь Ассоциации чартерных школ.

ВО ФРАНЦИИ УЧИТЕЛЯ БОЛЕЮТ

По данным статистики, каждый третий французский педагог регулярно обращается к врачам “в связи с физическими или психическими расстройствами, связанными с условиями работы”. Педагоги жалуются на усталость, особенно эмоциональную, на невыносимый шум в школе, детскую агрессию и грубость. Их мучит бессонница и раздражительность, депрессии.
В сущности, ничего нового. Но, как показали последние социологические исследования, изменилось отношение школьной администрации к здоровью преподавателей. Теперь директор все чаще готов учитывать стрессовое состояние работников. “Учить с каждым годом все тяжелее”, – признали 90% администраторов.
В то же время психиатры и психологи уверены, что дело не в ухудшающихся условиях труда. На самом деле ничего в школе принципиально не изменилось за последние годы. А больных педагогов стало больше по вине социума. Прежде всего потому, что катастрофически упал престиж педагогической профессии.
Медики считают, что решить проблему лекарствами не удастся. К тому же примерно половина страдающих учителей не находят сил и мужества обратиться к врачам.
Авторы исследования приходят к выводу, что помочь педагогам может повышение качества профессиональной подготовки или кардинальная смена профессии.
Опасный совет, особенно если учесть, что учителей во Франции катастрофически не хватает.

А В БРИТАНИИ САМАЯ СЧАСТЛИВАЯ ПРОФЕССИЯ – ПЕДАГОГ

Британское кадровое агентство провело специальное исследование, чтобы определить, какая профессия приносит работникам больше радости. Были опрошены представители трехсот разных специальностей, в том числе 1000 педагогов.
44% учителей признались, что получают огромное удовольствие от своей работы (среди представителей других профессий с подобным утверждением согласились лишь 34% сотрудников).
63% – сказали, что совершенно поглощены школой, а 20% даже не успевают подумать о чем-нибудь постороннем в течение рабочего дня.
При этом учителя чувствуют себя довольно свободными, самостоятельными в принятии решений. Такой же уровень свободы, отсутствие строгого контроля, по данным опроса, наблюдается только у администраторов довольно высокого уровня.
Видеозаписи типичного рабочего дня показали, что в среднем преподаватель на уроке улыбается через каждые три минуты. А смеется – раз в 7 минут.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru