КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Они сражались за роту
Фильм Федора Бондарчука об одном
эпизоде афганской войны
Возможно, если бы сами создатели фильма
«9-я рота» не заявляли о своих весьма амбициозных
претензиях, именуя собственный проект не иначе
как «Апокалипсис вчера» (то есть с прозрачным
намеком на соперничество с «Апокалипсисом
сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы) и как более
мощную по силе воздействия ленту, нежели
«Цельнометаллическая оболочка» Стенли Кубрика,
то и спрос был бы меньше. Для полноправного
режиссерского дебюта Федора Бондарчука
(музыкальный бенефис Людмилы Гурченко «Люблю»,
снятый им еще в 1993 году, все-таки не в счет) –
вполне стоящее кино, в том числе и в буквальном
смысле слова, поскольку в итоге было потрачено
свыше 10 млн долларов. И кстати, это видно на
экране в отличие от ряда других дорогих (по
российским меркам) картин. Взрыв самолета с
возвращающимися из Афганистана десантниками и
боевые сцены на дороге, в кишлаке, а особенно на
высоте, удерживаемой из последних сил
немногочисленными солдатами, действительно
впечатляют в качестве эффектного зрелища.
Как военная драма «9-я рота» сделана практически
безошибочно, пусть и не открывает новых
горизонтов в этом жанре на пространстве мирового
кинематографа, да и в неизбежном сравнении с
фильмом «Они сражались за родину» Сергея
Бондарчука (к тому же сын посвятил отцу
собственную работу) представитель младшего
поколения безусловно проигрывает по уровню
художественного обобщения ужасов войны. Но и по
глубине и неоднозначности характеров лента
Федора Бондарчука, между прочим, играющего еще и
роль крутого прапорщика по прозвищу Хохол,
значительно уступает экранизации
незаконченного шолоховского романа. И молодые
ребята из своеобразной «великолепной семерки»,
призванные в 1988 году в Красноярске на службу и
потом попавшие в Афганистан, и офицеры разных
званий – от лейтенанта до полковника, которые
встречаются на их пути еще в учебке в Узбекистане
или уже в боевых условиях, конечно, запоминаются,
поскольку каждый представлен по-особому. Но,
пожалуй, лишь прапорщик Дыгало в исполнении
Михаила Пореченкова, жестко и даже исступленно
натаскивающий юнцов, чтобы они смогли позже
выстоять и уцелеть на войне, оказывается самым
убедительным героем фильма, которому веришь
беспрекословно и навсегда.
Однако и тут случился досадный прокол со стороны
режиссера, время от времени допускающего
совершенно необязательные, более того –
банальные решения, сразу снижающие впечатление
от рассказываемой истории. Прапорщик Дыгало,
который напрасно забрасывает рапортами
начальство, прося вернуть его в Афган, и молча
страдает по этому поводу среди красивого поля с
красными маками, – это что-то из разряда
«видеоклиповой эстетики». Вот и в приукрашенном
желании выдать мелкую гарнизонную потаскушку по
прозвищу Белоснежка чуть ли не за богиню Венеру,
достойную кисти Боттичелли, есть нечто из
привычного арсенала шоу-бизнеса и всевозможных
«фабрик звезд», где тиражирование сомнительных
кумиров женского пола поставлено на поток.
В конечном счете не подобная ли опасная подмена
происходит и в финале «9-й роты», когда
выясняется, что «мы победили в этой войне», хотя в
тот самый момент уже был отдан приказ о выводе
войск из Афганистана. Если в реальности так и
произошло, что о солдатах, сражавшихся за
конкретную высоту, позабыли начальники,
спешившие убраться восвояси с чужой территории,
то в кино это поневоле приобретает характер
фальшивого обобщения. Получается – «они
сражались за роту». И с периода Второй мировой
войны наши войска только и делают, что всюду
проигрывают, зато отдельные герои побеждают
наперекор всему. Люди-то на самом деле хорошие, и
страна тоже ничего, но вот с властями нам никогда
не везло!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|