Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
КИНОПРОБЫ 

Сергей КУДРЯВЦЕВ

Они сражались за роту

Фильм Федора Бондарчука об одном эпизоде афганской войны

Возможно, если бы сами создатели фильма «9-я рота» не заявляли о своих весьма амбициозных претензиях, именуя собственный проект не иначе как «Апокалипсис вчера» (то есть с прозрачным намеком на соперничество с «Апокалипсисом сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы) и как более мощную по силе воздействия ленту, нежели «Цельнометаллическая оболочка» Стенли Кубрика, то и спрос был бы меньше. Для полноправного режиссерского дебюта Федора Бондарчука (музыкальный бенефис Людмилы Гурченко «Люблю», снятый им еще в 1993 году, все-таки не в счет) – вполне стоящее кино, в том числе и в буквальном смысле слова, поскольку в итоге было потрачено свыше 10 млн долларов. И кстати, это видно на экране в отличие от ряда других дорогих (по российским меркам) картин. Взрыв самолета с возвращающимися из Афганистана десантниками и боевые сцены на дороге, в кишлаке, а особенно на высоте, удерживаемой из последних сил немногочисленными солдатами, действительно впечатляют в качестве эффектного зрелища.
Как военная драма «9-я рота» сделана практически безошибочно, пусть и не открывает новых горизонтов в этом жанре на пространстве мирового кинематографа, да и в неизбежном сравнении с фильмом «Они сражались за родину» Сергея Бондарчука (к тому же сын посвятил отцу собственную работу) представитель младшего поколения безусловно проигрывает по уровню художественного обобщения ужасов войны. Но и по глубине и неоднозначности характеров лента Федора Бондарчука, между прочим, играющего еще и роль крутого прапорщика по прозвищу Хохол, значительно уступает экранизации незаконченного шолоховского романа. И молодые ребята из своеобразной «великолепной семерки», призванные в 1988 году в Красноярске на службу и потом попавшие в Афганистан, и офицеры разных званий – от лейтенанта до полковника, которые встречаются на их пути еще в учебке в Узбекистане или уже в боевых условиях, конечно, запоминаются, поскольку каждый представлен по-особому. Но, пожалуй, лишь прапорщик Дыгало в исполнении Михаила Пореченкова, жестко и даже исступленно натаскивающий юнцов, чтобы они смогли позже выстоять и уцелеть на войне, оказывается самым убедительным героем фильма, которому веришь беспрекословно и навсегда.
Однако и тут случился досадный прокол со стороны режиссера, время от времени допускающего совершенно необязательные, более того – банальные решения, сразу снижающие впечатление от рассказываемой истории. Прапорщик Дыгало, который напрасно забрасывает рапортами начальство, прося вернуть его в Афган, и молча страдает по этому поводу среди красивого поля с красными маками, – это что-то из разряда «видеоклиповой эстетики». Вот и в приукрашенном желании выдать мелкую гарнизонную потаскушку по прозвищу Белоснежка чуть ли не за богиню Венеру, достойную кисти Боттичелли, есть нечто из привычного арсенала шоу-бизнеса и всевозможных «фабрик звезд», где тиражирование сомнительных кумиров женского пола поставлено на поток.
В конечном счете не подобная ли опасная подмена происходит и в финале «9-й роты», когда выясняется, что «мы победили в этой войне», хотя в тот самый момент уже был отдан приказ о выводе войск из Афганистана. Если в реальности так и произошло, что о солдатах, сражавшихся за конкретную высоту, позабыли начальники, спешившие убраться восвояси с чужой территории, то в кино это поневоле приобретает характер фальшивого обобщения. Получается – «они сражались за роту». И с периода Второй мировой войны наши войска только и делают, что всюду проигрывают, зато отдельные герои побеждают наперекор всему. Люди-то на самом деле хорошие, и страна тоже ничего, но вот с властями нам никогда не везло!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru