ИДЕИ XXI ВЕКА
Владимир ПОРУС,
доктор философских наук
Пространство физическое и
человеческое
Ученые постоянно узнают нечто новое об
устройстве мира.
Но пока созданной ими картине не хватало еще
одного – человеческого – измерения
После того как идеи Ньютона получили
законченное выражение в трудах классиков
математической физики (Лагранжа, Эйлера и
других), именно механика заняла место
абсолютного лидера науки, и уже на ее основе
пытались выстроить и мировоззренческие, и
космологические, и даже социальные теории. Идеи и
принципы теории биологической эволюции
Ч.Дарвина тоже произвели мощный сдвиг в научном и
культурном сознании, в свое время их пытались
применить в социологии, в политологии, в
социальной философии.
Современная теория самоорганизующихся систем,
созданная Германом Хакеном, похоже, сейчас
становится если не лидером, то по крайней мере
привлекательным образцом быстро развивающейся,
многообещающей науки. Она сочетает в себе
строгость математических теорий (например,
теории колебаний и качественной теории
дифференциальных уравнений) с понятиями
общеметодологическими и мировоззренческими:
порядком, «круговой причинности»
(взаимозависимость порядка и векторов состояний
системы) и другими.
У современной науки нет единственного лидера.
Научная картина мира наших дней – это
впечатляющее многообразие различных понятийных
и методологических структур, каждая из которых
строит свой «универсум»; ни один из этих миров
науки не может претендовать на единственность и
абсолютную истинность, но все они перекликаются
друг с другом, обмениваются понятиями,
аналогиями, методами. Иногда они близко сходятся
и образуют некие синтезирующие «образы» или
«картины» (таковы, например, результаты
взаимодействия космологии с теорией
элементарных частиц, математики и физической
химии с биологией, экономики и общей теории
систем и т.п.). Иногда, напротив, тенденции
объединения сменяются быстрой дифференциацией:
картины мира разбегаются, становятся непохожими,
вступают в спор между собой, и это вновь
сменяется тягой к единству. В этом ритме бьется
сердце науки нашего времени.
Даже такие фундаментальные понятия, образующие
каркас научного мышления, как «пространство»,
«время», «число», «множество», «причинность»,
«вероятность», «размерность», в разных
универсумах имеют особый смысл, играют свою
особенную роль. Положение может измениться
(история науки знает немало тому примеров), и
тогда былые очевидности уступят место иным,
идущим от других теорий-лидеров. Но может быть и
так, что каждый научный универсум опирается на
собственные понятия и представления о
пространстве и времени, которые постепенно
становятся фундаментальными основаниями
всякого значимого рассуждения. Возникает
методологическая догадка: пространство и время
могут иметь иные, нефизические, размерности и
измеряться совсем не так, как это имеет место в
физике, или, лучше сказать, в тех научных картинах
мира, в которые физика входит как главная и
необходимая часть.
В большинстве макро- и микрофизических теорий
пространство полагается гомогенным (однородным):
хотя числовые значения измеряемых
пространственных величин могут меняться, это
всегда измерения одного и того же пространства,
каждая точка или фрагмент которого ничем не
отличается от иных точек или фрагментов, разве
что положением относительно выделенной системы
координат.
Представим иную картину мира, в которой
пространство полагается принципиально
негомогенным. Каждая его точка или фрагмент
обладает собственным смысловым содержанием, и
эти смыслы различны: то, что можно сказать об
одном таком фрагменте, уже в принципе нельзя
повторить о другом. Кстати, и в физике гомогенное
пространство стало фундаментальным физическим
понятием только после научной революции ХVII —
ХVIII веков.
Исторически физика шла от аристотелевской
иерархии мест к ньютоновскому однородному,
абстрактному, лишенному качественной
определенности пространству. Но образ
негомогенного пространства, в котором различные
смыслы отдельных частей связаны с человеческими
стремлениями и ожиданиями, всегда играл важную
роль в культуре.
В ней, например, есть святые (сакральные) места,
которые особым образом организуют «пространство
культуры»: Мекка и Медина для мусульман, Святая
земля для христиан, поля великих и малых
сражений, где решалось историческое будущее
народов, места неслыханных страданий (Освенцим,
Хиросима)…
И для отдельного человека место его рождения
остается особым на всю жизнь. Место, где
похоронены родные или друзья, на жизненной карте
человека выделено его чувствами, памятью,
привязанностью. Есть места благословенные,
связанные с высшими взлетами души, и есть места
проклятые – места преступлений и нравственных
провалов, неудач и роковых ошибок. Есть места,
куда человек всю жизнь стремится, и места,
которых он боится, места – символы надежд и
несчастий, жизненного краха или взлета (вспомним
рефрен чеховских сестер: «В Москву, в Москву!»,
«Сибирь» – место ссылок и забвения, культурной и
политической смерти в сознании тысяч россиян в XIX
веке и «Архипелаг ГУЛАГ» – в сознании миллионов
в XX веке).
В этой картине мира близкие и далекие места
различаются не по числу километров: в годы
«железного занавеса» Париж или Тель-Авив были
несравненно более далеки от Москвы и Петербурга,
чем Владивосток или Магадан. Передвижение в
пространстве человеческого мира осмысливается
вовсе не в терминах механического перемещения
тел: покинуть Родину – это не то же самое, что
переместить себя в иную географическую точку.
Пространство дома имеет совершенно иной смысл,
чем пространство пути или поля. Человеческая
душа, бывает, сосредоточивается в ограниченном
пространстве дома, чтобы не быть подхваченной
холодным сквозняком, пронизывающим мировое
пространство. А когда дух охвачен предчувствием
всеобщей гибели, он отождествляет ее с
растворением в пространстве, уже не имеющем
никакого человеческого смысла:
Туда, где смертей и болезней
Лихая прошла колея,
Исчезни в пространстве, исчезни,
Россия, Россия моя!
Время «в человеческом измерении» тоже
особенное. Еще св. Августин говорил, что человек
измеряет время в своей душе: прошедшее
воплощается в памяти, настоящее – в созерцании,
будущее – в ожидании и надежде. Но если это так,
то и память, и созерцание, и ожидание всегда
наполнены смыслами человеческой жизни: горем и
радостью, наслаждением и страданием, красотой и
безобразием, гордостью и унижением. На шкале
человеческого времени – время молодости и время
старости, время любви и время ненависти, время
творческого озарения и время безнадежного
отчаяния – эти времена длятся и переживаются
по-разному. Они измеряются не колебаниями
маятника или электрическими импульсами, а
движением духа.
Физическое время не зависит от того, каким
содержанием наполнены его фрагменты. Одними и
теми же минутами или часами измеряется время
рождения и время умирания, время «собирания
камней» и время «разбрасывания камней», время
прошедших и время предполагаемых будущих
событий.
Как движется к земле морской прибой,
Так и ряды бессчетные минут,
Сменяя предыдущие собой,
Поочередно к вечности бегут.
Но в мире человеческих измерений время
имеет совершенно иной смысл. Человек знает: есть
«вершины времени», соблазняющие своей высотой
его душу. В человеческом времени переход из
одного фрагмента в другой может изменить смысл
прошлого, то есть придать ему иное измерение.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|