ИДЕИ XXI ВЕКА
Вадим КАЗЮТИНСКИЙ,
кандидат философских наук
Метавселенная и мини-вселенные
Когда человек впервые увидел звездный
мир, о чем он думал? Любовался красотой ночного
неба?
Представлял себе братьев по разуму с других
планет? Искал ориентиры странствий по Земле?
Термин «Вселенная как целое» долгое
время употреблялся в смысле «всего сущего», то
есть принципиально единственного мира.
«Вселенная издана в одном экземпляре», – сказал
как-то А.Пуанкаре. Не проводилось различия между
понятием «Вселенная как целое» в космологии и
философским понятием материального мира. Это
вызывало многочисленные недоразумения.
Например, из конечности расширяющейся Вселенной
(Метагалактики) во времени выводилось
«сотворение мира».
Но философская идея мира – это вовсе не
всеобъемлющая физическая система, а «Вселенная
как целое» в космологии охватывает лишь «все
существующее» с точки зрения физики.
Например, А.А.Фридман писал, что мир
естествоиспытателя «есть совокупность лишь
таких объектов, которые могут быть измерены или
оценены числами, поэтому этот мир бесконечно уже
мира-вселенной философии».
Да и в самой космологии термин «Вселенная как
целое» не всегда обозначает один и тот же
физический объект. В разных теориях это могут
быть системы разного масштаба и порядка
космической иерархии. Вселенная как объект
теории А.А.Фридмана – это наша Метагалактика. Но
в теории стационарной Вселенной Ф.Хойла, Г.Бонди,
Т.Голда наша Метагалактика выступает лишь
конечной областью несравненно более обширной
пространственно-временной системы.
Теория расширяющейся Вселенной рисует образ
непредставимо огромной по своим масштабам
суперсистемы – Метавселенной (Большой
Вселенной), в пределах которой возникает из
вакуума множество мини-вселенных, подобных нашей
Метагалактике. По некоторым оценкам, в
Метавселенной может быть до 1050 других
метагалактик, называемых также другими
вселенными. Согласно теории все они качественно
отличаются по своим свойствам.
Конечно, и Метавселенная, и другие метагалактики
(мини-вселенные) – объекты сугубо теоретические.
Мы не знаем, представляют они собой физическую
реальность или только игру изощренного ума. В
научную картину мира они входят пока на правах
захватывающих воображение гипотез. Большая
часть сообщества космологов в эту картину верят,
меньшая часть – нет. Ситуация осложняется тем,
что другие вселенные – объекты ненаблюдаемые.
Способов убедиться в их реальности наука пока не
знает. Разрабатываются представления о
«кротовых норах», связывающих разные вселенные.
Но и они пока не могут быть проверены и доказаны
стандартными способами.
Мы, обитатели одной из мини-вселенных, чем-то
похожи на узников пещеры Платона, которые не
могут выглянуть наружу. Они судят о реальности
вне пещеры по проникающим в нее теням. Это
смутные тени идей, создаваемых современной
теоретической физикой, которые могут помочь нам
в познании реальности за пределами
Метагалактики, но могут и направить по ложному
пути. Мы довольно плохо знаем даже то, как
устроена наша собственная «пещера», то есть
Метагалактика, не говоря уже о других
реальностях.
«Понятие Вселенной не может быть эквивалентом
“всего сущего”, – пишет И.Розенталь, – оно лишь
отражает наше знание о мире в данный момент».
Однако космологи, признающие существование
Метавселенной, склонны в очередной раз считать,
что уж на этот раз смогли охватить целостный
образ всего физического мира. Но такая надежда
обоснована не более чем в свое время
отождествление «всего сущего» с Метагалактикой.
Если мир неисчерпаем не только на уровне
физических явлений, но и физических законов, то
никакой из научных образов Вселенной нельзя
считать охватывающим целостность «всего сущего»
в некоем абсолютном смысле. Теория всего, если
она будет создана, снова расширит понятие
«Вселенной как целого», но и она не будет
последним шагом на пути познания.
Уже созданы философские основания для поиска
миров и реальностей принципиально новых типов.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|