ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Елена КРАВЦОВА,
доктор психологических наук, автор программы
“Золотой ключик”,
директор Института психологии РГГУ
Волшебные превращения
Почему жизнь «понарошку» на самом деле
развивает человека?
Считается, что игра – нечто
противоположное серьезному обучению. Разве что
дидактическая, обучающая игра занимает еще в
школе почетное место.
Но дети всегда сознательно или бессознательно
восстают против таких «игр». И многие
моментально придумывают свои, настоящие игры,
вымышленные пространства, в которых можно
пребывать даже не часы, а дни и месяцы.
Действительно жить в другом, нездешнем мире,
созданном авторским замыслом ребенка, – вот что
важно для подлинной игры. Забывать все настолько,
что исчезает время, а стены комнаты раздвигаются,
наполняясь горами и непроходимыми болотами. И
возвращаясь оттуда, приносить нечто, прежде не
бывшее в повседневном детском опыте, поднимающее
ребенка над самим собой, – некие новые качества
души, даже новые способности, что можно считать и
результатом подлинного образования.
Многие педагоги смотрят на игру в
лучшем случае как на средство повышения учебной
мотивации. На самом деле игра является
необходимой базовой частью образования. Но не
всякая деятельность, внешне похожая на игру, а
лишь подлинная игра, настаивает доктор
психологических наук Елена КРАВЦОВА.
Что определяет сущность игры? Мне
кажется, что самой главной чертой игровой
деятельности является способность играющего
“плакать, как пациент, и одновременно
радоваться, как играющий”, как говорил Лев
Семенович Выготский. Многие родители хорошо
знакомы с такой картиной: ребенок как-то
по-особому двигается и говорит каким-то не своим
голосом. Затем вдруг выпрямляется или перестает
шаркать и говорит обычным голосом: “Мама, ладно,
я сейчас не играю. Я пойду погуляю (посмотрю
телевизор, спрошу у папы про Северный полюс и
т.п.)”. Не проходит и пяти минут, как малыш снова
становится на четвереньки и начинает говорить,
обращаясь к маме, писклявым голосом.
Эта способность ребенка (или взрослого)
удерживать одновременно по крайней мере две
позиции обеспечивает человеку возможность
осознавать себя как личность. Помимо этого она
помогает человеку заниматься саморазвитием, в
том числе профессиональным. Недавно в наш
институт обратились два вуза с просьбой провести
со студентами тренинги, которые помогли бы им
включиться в учебную и профессиональную
деятельность. Первое учебное заведение –
престижный технический вуз, студенты прошли
серьезный отбор, победили в олимпиадах и
конкурсах, а учиться не могут. В другом институте
студенты учились хорошо, на практике показывали
себя с лучшей стороны, но как только попадали на
рабочее место, оказывалось, что они не готовы к
работе. Диагностика показала, что проблема как в
первом, так и во втором вузе одна и та же: ребята
не умеют играть.
Подъемный кран и кирпичи
Можно сказать, что у каждого возраста
«свои игры». К концу дошкольного периода
появляется игра по правилам: «вот это считается,
а это не считается» или «ногой ударять по мячу
можно, а рукой – нельзя». Задача развития в
младшем школьном возрасте состоит в том, что
ребенок учится вносить свой смысл в различные
правила (общения, поведения, обучения), с которыми
он встречается в жизни.
И проблема психологической готовности к
школьному обучению означает одно: ребенок готов
преобразовать предлагаемую ему программу
взрослого в свою «программу» спонтанного
обучения. Когда-то было сделано одно
показательное для нашего разговора
исследование. Психологи определяли готовность к
школе через так называемый уровень пресыщения.
Человек, который способен преодолеть свой порог
пресыщения, считался подготовленным к обучению в
школе. Детей просили проделать абсолютно
бессмысленную работу: переложить груду спичек из
одного места в другое, всякий раз перекладывая по
одной спичке. Кто-то из детей перекладывал по
одной, а потому чувствовал, что больше не может, и
начинал плакать, те, кто был похитрее, сначала
перекладывали по одной, а затем – кучами,
некоторые просто оставляли спички и начинали
играть с игрушками… Но был ребенок, который
вызвал уровень пресыщения у проводящего
эксперимент психолога: он все брал и брал спичку
за спичкой, и когда через сорок минут психолог не
выдержал: «Слушай, ну хватит уже!» – ребенок
ответил: «Нет, вот тут же еще осталось…» «Что ж ты
делаешь?» – «Ну, я же – подъемный кран, а это
кирпичи».
Что он сделал? Он превратил инструкцию взрослого
в свою осмысленную деятельность. К сожалению, в
процессе обучения приходится выполнять много
рутинной работы. Но если ребенок умеет играть, у
него есть некоторый способ преодолеть эти
затруднения.
В подростковом возрасте возникает новый вид
игры: перенос взаимоотношений литературных
героев на свои реальные отношения. Например, мы
дружим, как мушкетеры: «Один за всех и все за
одного».
А в юношеском возрасте появляется совсем
замечательная игра: игра в самого себя. Со
старшего подросткового возраста начинаются
всякие качания, диеты… Это манипулирование
своим образом, попытка понять: какой я? Что я
люблю? Чего боюсь? К чему стремлюсь? Образ свой
есть, но все-таки хочется его конкретизировать,
дополнить.
Игра и не игра
Если мы хотим построить обучение в
соответствии с тем, что это понятие означает в
психологии, то есть как деятельность,
развивающую психику и личность человека, то без
игры нам не обойтись. При этом важно научиться
отличать настоящую игру от имитации.
К примеру, учитель заявляет: «Я использую игру».
Как именно? Оказывается, раньше учитель говорил
первоклассникам: «Дети, это буква ”И”». А теперь
он водит по парте игрушечного утенка и
«игрушечным» голосом, будто от лица утенка,
говорит: «Дети, это буква “И”». Почему это не
игра? Потому что в этом случае нет условной
ситуации, а есть реальная ситуация обучения, в
которую непонятно почему притянут какой-то
утенок.
В настоящей игре человек одновременно находится
внутри и вовне игрового сюжета и игровая
ситуация так же значима для играющего, как и
реальная. Иногда бывает трудно понять: играет
ребенок на самом деле или делает вид, что играет.
Вот сидит девочка с фонендоскопом в руках,
выслушивает кукол, смотрит в рот, выписывает
рецепт… Она играет? Может быть, да, а может, и нет.
Как нам это понять? Надо включиться в игру и сбить
ее темп, разрушить поведенческие шаблоны,
посредством которых эта игра реализуется.
Например, войти в роль пациента и сказать: «Все,
не буду больше открывать рот. Не хочу». Если это
не игра, «врачебная» деятельность ребенка
прекратится. А если игра, ребенок придумает
какой-нибудь выход из ситуации.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|