Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2005

Третья тетрадь. Детный мир

ШКОЛА И ОБЩЕСТВО 
 

Ирина ХОМЕНКО,
доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена

Образовательные консультации для пап и мам

Учиться надо не только детям

При проведении исследований и опросов руководители школ чаще всего называют родителей своими помощниками. Не клиентами и тем более не партнерами. Подразумевается, что школа рассчитывает в основном на материальную помощь родителей, не допуская вмешательства пап и мам в образовательный процесс. Присутствие родителей воспринимают как помеху нормальной работе. Это старые принципы, и большинство школ от них не отступаются. Родители по-прежнему невостребованный ресурс образования.
Но в последние годы на общероссийских и региональных педагогических конференциях начали активно обсуждать проблемы семейной педагогики, которые прежде почти не ставились. И это показательная тенденция. Она говорит о том, что у педагогов возникла необходимость принимать во внимание позицию родителей в отношении образования их собственного ребенка.
Это свидетельствует о грядущих изменениях в системе образования, которая пока не поспевает за изменениями в общественной жизни. У нас ориентация на новые ценности возникает именно так: вначале на уровне деклараций, а затем и в практике все большего числа школ ориентироваться на новые ценности и цели. Например, оказалось, что на практике индивидуализацию обучения ввести невозможно без участия родителей. Они не могут не становиться, говоря научным языком, субъектами образовательного процесса.

* * *

В ситуации многообразия образовательных институтов, вариативности форм и методов обучения школа просто вынуждена пересмотреть некоторые базовые принципы своей работы, в том числе и стиль отношений с родителями учеников.
Конкуренция между школами уже есть, конкурируют между собой государственные и негосударственные образовательные институты. Школа уже начала ощущать экономическую и психологическую зависимость от родителей. Очевидно, что переход на подушевое финансирование приведет к усилению конкуренции образовательных учреждений. Привлекательность школы для пап и мам сегодня становится фактором ее выживания. И без взаимодействия с родителями современной школе будет просто невозможно решать основные образовательные задачи.

* * *

Исследования показывают, что родители далеко не всегда выбирают школу, исходя из качества предметного обучения. Нередко в качестве главного мотивирующего фактора выступает отношение школы к ученикам и родителям. Родитель рассуждает так: «Если я имею контакт с руководством и персоналом школы, я смогу как-то влиять на то, что происходит внутри школы. Если же я лишен такой возможности, мне приходится отдавать ребенка в школу, как в черный ящик». То есть родителям важно, впускает их школа в свой мир или нет. И пока родитель не будет чувствовать себя в школе комфортно, у него не возникнет доверия к школе. А значит, он будет шарахаться от школы и настроит ребенка, чтобы тот не слишком заморачивался школьными делами.
Успешность обучения во многом зависит от того, что вынесет ребенок из школы и как эта информация будет обработана в семье. Отторжение от школы у детей начинается в начальных классах.

* * *

Сейчас в школе остро стоит проблема учебной мотивации: очень мало школьников учатся с удовольствием. И примерно треть учебных проблем детей – это проблемы родителей: психологические, материальные, дидактические.
Много родителей, которые подменяют цели ребенка своими собственными. Скажем, в семье математиков живет миф о том, что ребенок должен быть успешным в этом предмете. И вдруг оказывается, что ребенку не дается математика. Родители начинают напрягаться, упрекать сына или дочь в том, что ребенок не оправдывает надежд, возложенных семейным кланом.
Чтобы правильно относиться к успехам или неуспехам ребенка, родитель должен знать себя. Понимать свои установки, амбиции, знать, как воздействуют на человека нереализованные мечты. Но практика показывает другое: собственный уровень невротичности родители представляют смутно. В таких случаях ребенок попадает в ситуацию двойного стресса: и в школе, и в семье. Понятно, что адаптация к жизни у него не может протекать нормально.
Многие образовательные трагедии связаны с неправильной диагностикой того, что нужно конкретному ребенку. Например, у ребенка плохо с коммуникативными навыками, а родители всячески добиваются, чтобы ребенок дружил с одноклассниками...
Школа очень заинтересована в просвещении родителей.

* * *

Только немногие родители представляют, что они хотят от школы, ведь образование не сводится к обучению по программе.
Самое важное – психолого-педагогическая компетентность самого родителя. Он должен четко представлять себе особенности своего ребенка как ученика. Иногда родитель вовремя не может понять, что его ребенок медлительный, или леворукий, или гиперактивный. Не может вовремя определить оптимальный способ обучения своего ребенка. Родители не задумываются о том, что дети по-разному учатся: у одного преобладает аудиальный тип восприятия информации, у другого – визуальный. И вот ребенку до умопомрачения читают вслух книжки, а он ничего не запоминает. Ему бы несколько картинок нарисовать для воспроизведения сюжета!

* * *

Помощь родителям может оказываться в различных формах: консультации, лекции, тренинги. На самом деле должно быть много различных каналов информирования родителей в элементарных вопросах школьной жизни: порядок перевода из класса в класс, требования к аттестации, ответственность за безопасность ребенка и так далее. Мы на примере нашего сайта inter-pedagogika.ru видим, как велик у родителей спрос на информационные и методические материалы.
В обществе огромная потребность в новых специалистах, которых можно назвать образовательными консультантами.
Родители меняют школу, переезжают в другое место – меняются требования, программы, учебники. Большое поле для выбора, а выбирать родитель не умеет. В помощь ему – специально подготовленный педагог, которому хорошо известны разные образовательные системы, психолого-педагогические способы поддержки ребенка, права родителей в области образования, специфика взаимодействия школы с родителями. Такой специалист может работать в органах управления образованием, образовательных центрах, школах.

* * *

Я хочу подчеркнуть: учителя не столько не хотят, сколько не могут работать с родителями в силу недостаточной профессиональной подготовки.
В качестве контрпримера – американская система образования. В ней реализуется очень важный принцип: все реформы идут за счет увеличения доли общественного участия.
В каждом штате созданы специальные программы по работе с родителями. Педагоги в рамках учебных курсов вузов, институтов повышения квалификации проходят эти программы. Более того, на сайте министерства образования США есть специальный раздел для родителей и для учителей по работе с родителями.
Педагогам оказывается разноплановая методическая поддержка, вплоть до информации о том, что должно быть в холле школы или каким образом можно провести тот или иной праздник.
В США вовлечение родителей в решение образовательных проблем – это стратегическая линия государственной политики в сфере образования. А у нас этого направления вообще нет.
Власть не привыкла взаимодействовать с общественными институтами. Поэтому самые продвинутые родители сейчас отстраняются от школы, предпочитая домашнее обучение и другие альтернативные образовательные институты.

* * *

Недавно в РГПУ им. А.И.Герцена открылась новая кафедра – «Кафедра педагогики и психологии семьи». В этом году был прочитан курс «Подготовка детей к школе с точки зрения подготовки родителей к школьному обучению детей». На базе педагогических вузов и институтов повышения квалификации открываются постоянно действующие семинары, посвященные обучению директоров школ, завучей и учителей работе с родителями. Но этого, конечно, недостаточно. Нужна государственная программа, нацеленная на системную подготовку администрации школ и педагогов к работе с родителями.
А начать надо с создания научно-методического центра или отдела при Министерстве образования и науки, который будет разрабатывать специальные программы для столичных и региональных институтов повышения квалификации. Прохождение этих программ должно стать обязательной частью процесса повышения квалификации педагогов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru