ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Всероссийские олимпиады признаны
альтернативой ЕГЭ. Уже в этом году на их
проведение выделено больше средств, чем на
единый экзамен. Разрабатывается новое Положение
об олимпиадах. Каким будет олимпиадное движение
с новыми деньгами и по новым правилам?
Окружные олимпиады под вопросом
Возможно, что скоро ученики,
выигравшие региональный этап, будут сразу
выходить на всероссийский
На протяжении десятилетия
всероссийские олимпиады школьников курировало
Министерство образования РФ. В 2005 году на их
проведение был впервые объявлен тендер. Его
выиграла Академия повышения квалификации и
переподготовки работников образования.
Одновременно в Минобрнауки разрабатывается
новое Положение о проведении всероссийских
олимпиад.
Каким видит перспективы олимпиадного движения
ректор академии Эдуард НИКИТИН?
– Сегодня в Федеральном агентстве
по образованию идет переработка Положения об
олимпиадах. Что за команда работает над этим
документом?
– В первую очередь члены методических
комиссий, которые и прежде готовили и проводили
олимпиады по девятнадцати школьным предметам.
Это знатоки олимпиадного движения,
профессионалы. На основании их разработок
Министерство образования и науки будет
принимать свои решения. Также учитывается мнение
рядовых участников олимпиадного движения,
педагогов и организаторов. Министерство уже
отправило в субъекты РФ для согласования проект
Положения. Могу сказать, что сегодня обсуждается
целесообразность сохранения окружных олимпиад.
Во-первых, их проведение требует серьезных
расходов. Во-вторых, это чисто формальный и
потому ненужный фильтр. Региональные олимпиады
достаточно представительны, чтобы их победители
напрямую участвовали во всероссийских.
– Вы сказали, что олимпиады проводятся по
девятнадцати предметам. Но зачем? Такое
количество дисциплин не сдают в вузы.
– Мне трудно судить. Обязательных предметов
в БУПе вдвое меньше. Как в перечень всероссийских
олимпиад попали физкультура, экология,
технология? На мой взгляд, следует учитывать, что
победители олимпиад высшего уровня поступают
без экзаменов в вузы. И поэтому надо опираться на
список обязательных школьных предметов.
– Бывает, провинциальные вузы проводят свою
олимпиаду и просят руководителей образования
субъекта РФ придать ей региональный статус. Я
знаю случаи, когда руководители готовы на это
пойти…
– Я считаю, что ведущие вузы, такие как МГУ,
МГТУ, МГИМО, имеют право проводить свои
внутренние олимпиады и зачислять к себе их
победителей без экзаменов. Но такие олимпиады
должны быть легитимны только для вузов, которые
их проводят.
А разрешать региональным вузам действовать по
этой схеме неправильно. Какой толк тогда
побеждать во Всероссийской олимпиаде, если можно
победить в местечковой и тут же быть зачисленным
в вуз?
– Ваша академия выиграла тендер на 2005 год.
Как вы сами говорите, это еще не означает, что она
победит и в конкурсе на 2006 год. Каким требованиям,
на ваш взгляд, должна отвечать организация,
проводящая всероссийские олимпиады школьников?
– Я уверен, что организаторы всероссийских
олимпиад не могут быть исключительно
менеджерами. Они должны разбираться в
особенностях каждой предметной олимпиады. Ведь
олимпиады – это в известной мере наша
отечественная PISA. Важно проанализировать ошибки
и проблемы при решении олимпиадных заданий,
сориентировать школы, преподавателей на
устранение этих проблем. Мы собираемся издать
для этого «Библиотечку школьной олимпиады» из 19
книжек, где будут описаны методика подготовки к
олимпиаде, организационная сторона, задания
предметных олимпиад 2005 года.
Олимпиадная тематика должна быть включена в
систему повышенния квалификации. ИПК по всей
стране должны организовывать курсы для
преподавателей, которые готовят детей к участию
в олимпиадах, снабжать их дополнительными
материалами. Поэтому выбор нашей академии для
организации и проведения олимпиад оправдан – у
нас по стране 97 ИПК, которые чаще всего и
организуют школьные олимпиады в регионах. Хотя в
2006 году тендер, возможно, выиграет кто-то другой…
– Олимпиадное движение в ближайшем будущем
будет расширяться, увеличится прием в вузы
победителей олимпиад. Поэтому приобретает
особое значение вопрос: как создаются и проходят
экспертизу тестовые задания для всероссийских
олимпиад школьников?
– Я полгода являюсь членом рабочей группы
по подготовке нового Положения, но мне до сих пор
не удалось уяснить для себя, чем руководствуются
авторы тестов для олимпиад федерального уровня,
составляя задания. Большинство в методических
комиссиях составляют вузовские работники.
Почему там нет крепких методистов, хороших
практиков, продвинутых учителей? В какой мере в
заданиях учитываются требования школьной
программы? Для меня это очень важный вопрос.
Вузовские работники знают, какой абитуриент
нужен вузу, и компонуют задания исходя из
потребностей вуза.
– Что в этом плохого? Ориентация на
вузовские требования сомнительна в случае с ЕГЭ,
который во многих регионах сделали обязательным
для всех выпускников. Но ведь Всероссийская
олимпиада – мероприятие добровольное.
– Я хочу понять: может ли эта цель –
поступление в вузы – являться наиболее важной и
значимой. Что показывают PISA и другие
международные исследования? Что наши школьники
хорошо знают предмет, но не умеют пользоваться
приобретенными знаниями. Мне кажется, что тесты
для олимпиад могли бы проверять, как школьники
умеют применять свои знания на практике. Эти
задания могли бы содержать ту
практико-ориентированную составляющую,
отсутствие которой выявляет международное
исследование PISA.
– Не выдвигается ли идея унифицировать
задания предметных олимпиад для всей страны?
Чтобы даже на уровне районных и региональных
олимпиад организаторы использовали единый банк
заданий?
– Действительно, такое предложение есть. До
сих пор на школьном, районном, региональном
уровне организаторы олимпиад использовали
собственные, «домашние» методические
разработки. Сегодня в проект нового Положения
внесена рекомендация: для проведения третьего,
то есть регионального, этапа олимпиад,
воспользоваться тестами и разработками
центральных методических комиссий. Разумеется,
мы можем только рекомендовать. Расходы на
региональную олимпиаду несет субъект РФ. Поэтому
там нередко начинает действовать правило – «кто
платит, тот и музыку заказывает». Но если ребенок
– победитель региональной олимпиады –
демонстрирует слабые знания на всероссийском
уровне, за федеральным органом, то есть
министерством, остается право проверить,
насколько объективна была процедура
региональной олимпиады.
– В этом году такие случаи были?
– Был один случай со школьником из так
называемой закрытой территории. У нас в России до
сих пор осталось около 50 закрытых территорий. Они
выделены в отдельную группу для проведения
олимпиад. Там действует свое особое правило:
сразу после проведения олимпиады в закрытой
территории дети попадают на всероссийскую
олимпиаду. В этом году один из этих детей,
участвуя во всероссийской олимпиаде, показал
низкий уровень подготовки. Мы долго разбирались.
Разумеется, в этой ситуации бывает много
объективных причин для срыва. Хочу еще раз
подчеркнуть: если регионы захотят играть в свои
игры, за центром всегда останется возможность и
право проверить, насколько процедура
региональной олимпиады была объективна. Но это
не самоцель.
– Победители Всероссийской олимпиады
отбираются для участия в международных
олимпиадах. Для них организуются специальные
сборы, занятия с педагогами-тренерами, выезд в
пансионат. Кто в этом году финансировал
подготовку международной сборной?
– Мы отвечаем за весь комплекс вопросов,
связанных с проведением олимпиад в России.
Финансировали мы и подготовку международной
сборной школьников. Как эти сборы прошли без
денег? Спросите что-нибудь полегче. Только
сейчас, постфактум, мы начинаем за все
рассчитываться. Нам приносят смету, говорят: при
вывозе детей в пансионат и подготовке к
международной олимпиаде были такие-то и такие-то
расходы. Мы говорим: подтвердите расходы, мы
оплатим. Сборы прошли, за рубеж дети уже съездили.
Нет, такое только в России бывает!
– Раньше школьники – победители
международных олимпиад не получали
сколько-нибудь значительных денежных премий за
свои победы. В проекте Положения говорится
что-нибудь о премировании победителей
международных олимпиад?
– Да, премиальный фонд у нас есть. Вообще же
финансирование расходов на олимпиады (то есть
окружной и федеральный этапы и сборы для
подготовки к международным состязания)
увеличилось примерно в четыре раза.
Но не за счет федеральных целевых программ, как
это было с ЕГЭ. Проведение всероссийских
олимпиад в 2005 году оплачивается деньгами,
предназначенными на так называемые
централизованные, или системные, мероприятия
министерства.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|