Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2005

Первая тетрадь. Политика образования


ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Родители смотрят на школу с разных позиций

Но одинаково пессимистически

Движение “Образование для всех” при поддержке фракции КПРФ провело в Думе общественные слушания “Образование глазами родителей”.

Слушания начались с повышенных тонов.
– Родители нужны школе только для поборов, – заявила председатель общественного движения “Родительская забота” Клара Мансурова, – а не как активные участники школьного самоуправления.
– Родители стали бояться защищать интересы детей и вступать в конфликты с педагогами, – поддержала Мансурову руководитель общественной организации “Родительский комитет” Лариса Павлова, – поскольку это неизбежно сказывается на ребенке.
Продолжая тему закрытой для родителей школы, Павлова рассказала, как в одном учебном заведении детей учили “выходу в астрал”, а в другом – сексуальным упражнениям вместо уроков ОБЖ. Из этих двух случаев Павлова сделала вывод, что родители должны контролировать содержание образования, а государство – ужесточить контроль за школами.
Следом выступил директор Центра тестирования Владимир Хлебников.
– Единый экзамен не выдерживает никакой критики, – признал один из организаторов ЕГЭ. – Выпускники списывают другу у друга, преподаватели выполняют задания за детей, блатных учащихся собирают в особых аудиториях. И хотя с мест не поступает ни единого официального протокола о допущенных в ходе экзамена нарушениях, оценкам за ЕГЭ доверять нельзя.
Вывод Владимира Хлебникова однозначен: “В таком экзамене смысла нет. Он нежизнеспособен и долго не продержится”.
Во многих выступлениях прозвучали тревожные синонимы: “ликвидация”, “сокращение”, “закрытие”.
“Одним из последствий введения нормативно-подушевого финансирования станет закрытие общеобразовательных городских школ, в которых обучается менее 700 детей”, – считает член Общественной палаты при Воронежской областной думе Ольга Карташова.
Говоря о проблемах образования детей с ограниченными возможностями здоровья, руководитель одной из общественных организаций по защите прав детей-инвалидов Светлана Суворова упомянула о закрытии более 100 учреждений специального образования в регионах – на фоне роста численности детей, нуждающихся в таком образовании.
“Больных детей буквально выпихивают на надомное обучение, лишая их возможности общаться со сверстниками”, – поделилась своим печальным опытом мама больного ребенка москвичка Ирина Богданова.
Клавдия Смирнова, “простая неработающая бабушка из Твери”, как она сама себя охарактеризовала, рассказала о закрытии в ее родном городе 50 учреждений дополнительного образования и более ста досуговых центров при жэках. Городской Дворец молодежи превратился в казино.
Комментируя эти выступления, Олег Смолин был вынужден признать, что Дума провалила закон о дополнительном образовании детей, а перспективы принятия законопроекта “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)” неясны.
Депутат напомнил, что на недавно прошедшем втором чтении бюджета были провалены поправки, направленные на финансирование учебников для школ, горячего питания школьников, учащихся ПТУ и ссузов, повышение заработной платы учителей в 1,5 раза.
“Деньги, которые планировались на реализацию этих важнейших задач, несоизмеримы с объемом Стабфонда, который, по оценкам экономистов, достигнет 2,2 трлн рублей к концу следующего года. За счет этих ассигнований можно было бы решить все проблемы современной школы, в том числе покончить с пресловутыми поборами, которые являются следствием нищеты и недофинансирования общего образования”, – убежден Олег Смолин.
Вывод участников слушаний был таким: национальной идеей России должно стать образование. Все реформы в этой сфере должны начинаться с повышения статуса учителя, его заработной платы. В то же время родители не должны оставаться в стороне от школьных проблем. Сегодня же родители либо равнодушны ко всему происходящему в школе, либо вступают в конфронтацию с педагогическим коллективом. И то и другое заводит школу в тупик.
“Принципиально важна активная позиция родителей, ваш постоянный диалог с представителями образовательной общественности с целью совместного, демократического, гласного решения проблем образования, – отмечается в “Обращении к родителям”, которое принято участниками общественных слушаний. – Только наша совместная активная деятельность может помочь всем нашим детям стать высокообразованными, культурными людьми, а Россию сделать достойной вызовов информационной эпохи”.
Было предложено также организовать родительскую палату при движении “Образование для всех” и принять закон, предусматривающий повышение ответственности семьи за обучение и воспитание детей, создание механизма участия родителей в управлении школой, обязательное публичное информирование родителей о расходовании внебюджетных средств.
Казалось бы, многие из перечисленных задач должны решаться попечительскими (управляющими, родительскими) советами, деятельность которых предусмотрена Законом “Об образовании”, но, судя по всему, собравшихся не устраивает существующий порядок вещей. “Сегодня права родителей гарантированы разными законодательными актами – от Конституции до Семейного кодекса, – но эти гарантии в большинстве своем остаются на бумаге.
И в этом главная проблема всех сегодняшних коллизий, возникающих между семьей и школой”, – отмечали участники дискуссии.
Интересно привести результаты анкетирования, проведенного студентами социологического факультета МГУ среди присутствовавших на общественных слушаниях. Из более чем ста опрошенных 80% отрицательно оценивают изменения в системе образования, 67% считают, что введение ЕГЭ лишь усугубило проблемы в системе образования, лишь 5% признают, что реализуются права родителей на участие в школьной жизни.
Наконец, 71% опрошенных признали государственную политику в сфере образования неудовлетворительной.
Не случайно в рекомендациях общественных слушаний содержится важный тезис: создать при федеральном и региональных парламентах родительские экспертные советы по законодательству в сфере образования.

Продолжение темы


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru