ТОЧКА ОПОРЫ
Анатолий ЦИРУЛЬНИКОВ
Республика Татарстан
Председатель сельсовета из
исчезнувшей деревни
Образование общества, страны
начинается тогда, когда люди объединяются и
что-то делают, не оглядываясь на правительство
Полвека в России существовал опыт
земств – выборных органов местного
общественного самоуправления, которые строили
дороги, лечили и учили. В губерниях и уездах
преобладающее число школ принадлежало обществу.
За десять лет перед Первой мировой расходы
земств на народное образование выросли втрое,
ежегодный прирост – почти 20 процентов. Расходы
на образование составляли почти четверть
земского бюджета, а в иных земствах – до 40
процентов.
Сегодня все это выглядит как фантастика – сто
лет страна живет, по сути, без самоуправления. Но
если не будет самоуправления, не будет и
качественного образования. Потому что
образование общества, страны и начинается тогда,
когда люди объединяются и что-то делают, не
оглядываясь на правительство. Или вынуждая его,
как земство, в ответ на общественные инициативы
проявлять государственные.
Пока этого не происходит. Попытки создать
современный аналог земству проваливаются.
Но это не означает, что нет людей, живущих
по-другому, пытающихся что-то сделать. Таких
людей в глубинке немало. Что именно они делают и
как у них это получается – и есть опыт народного
образования. Поэтому встречу с Зульфатом
Зуриевым, председателем местного самоуправления
из сельского района Татарстана, вполне можно
рассматривать как урок…
Сталинские посадки
«Раньше это была моя родина, деревня
Варзи, – сказал он, – теперь затопленная деревня.
После войны в ней жили три тысячи человек, перед
затоплением – две. Была средняя школа, большой
клуб…» «Они там стояли?» – говорю я, показывая на
поле. «Нет, где деревья…»
Планировалось, что здесь будет гладь
искусственного водохранилища. Правда, сюда вода
не дошла, но деревня оказалаcь в зоне затопления,
народ вывезли. «Ни к чему хорошему не привело?» –
«Конечно, – отвечает он. – Сначала затопление,
потом укрупнение. А населения все меньше».
Там, где была деревня, теперь – природный
заказник. Мы заехали сварить ухи, помыться в бане.
Зульфат Зуриев, окончив школу, уехал, а спустя
годы вернулся на пустые земли, теперь это частные
владения – его и брата, замдиректора элеватора и
одновременно фермера-растениевода.
Мы попарились в бане-цистерне, поставленной в
заказнике на берегу реки, поели ухи и поехали в
сгущающихся сумерках по исчезнувшей деревне в
сопровождении гармошки, на которой играл
одноклассник Зульфата, тоже из этой деревни, и
пел бывший замполит, а ныне сопровождающий меня
ведущий специалист Министерства образования
Татарстана по патриотическому воспитанию,
полковник Ринат Замалиев. Мы ехали, полковник пел
про комсомольцев-добровольцев, а председатель
сельсовета рулил и показывал на голое поле: вот
тут улица была, тут с правой стороны – кладбище, а
там бугор – место отчего дома. Один бугор и
остался….
Перед тем как оставить деревню, перезахоронили
родных. Сначала разобрали именные могилы (каждый
показывал – это мое – и забирал в мешок), а потом
сняли бульдозером почву, собрали все вместе и в
общей могиле захоронили. «Как во время войны?» –
«Да, братская могила деревни Варзи…»
На заднем сиденье «уазика», на котором мы едем по
исчезнувшей деревне, заиграли на гармошке, и
полковник-татарин запел: «Если б знали вы, как мне
дороги…» «Варзинские вечера, – уточняет
Зульфат, – деревня Варзи была здесь». – И
смеется, как будто сквозь слезы (впрочем, для него
это не характерно). Мы едем почти в полной
темноте. «Вот это, – показывает он на что-то
чернеющее вдали, – сталинские посадки. С того еще
времени посажены, от эрозии, ветра…» Едем вдоль
леса, по полю в темноте. Куда едем?..
Людей с запасом переселяли, рассказывает
Зульфат, проектная мощность – шестьдесят пять
метров высоты от уровня плотины, а тут было
шестьдесят три. Ну, все равно, со временем, думали,
уровень поднимут. Леса вырубили, это уже новые
выросли. «А строить нельзя?» – «Нет… Знаете, даже
деревни есть, которые переселились наполовину: и
строить нельзя, и не уехали. О, – показал он на
видимое в темноте только ему, – рожь, золотая
рожь». «Ой, ты рожь, – тут же затянул полковник, –
ты о чем поешь…»
Смешно получалось. Мы ехали под гармонь вдоль
сталинских посадок, между исчезнувшими
деревнями. Въехали на горку, разожгли костер.
Отсюда, с горки, открылась панорама. Втекающая в
Каму река Иж и разлившееся водохранилище. «Вот
там, где остров, – показывают мне, – была деревня
Рысово, которая исчезла. Там – Мужиково. А там –
Солоуши… Нет больше этих деревень. Старинного
завода, церкви, рынка…
И дубов нет, красивые росли. Там вон орешник был,
овраги всякие, каменный уголь лежал. Гипсовый
карьер, известняк. На берегу реки были скалы, те,
кто уходил на войну, писали свои имена… А там –
земляники бывало много, душистая… – Зульфат
сорвал травинку, – понюхайте, вроде дикой
сирени…
А там, где теперь расстилается неподвижное
водохранилище, была река, метров двадцать
шириной, росла малина, смородина». «Вода еще выше
поднимется?» – спрашиваю я, имея в виду горку, где
стоим. – «Нет, это место не затопит, берег
крутой…»
Горит костер наш на горке…
Мои спутники говорят, что ходили на эту гору и
сейчас приходят, за ежевикой, за вениками.
Вспомнили, как ловили в озерах карася, круглого,
как пятачок, бронзового, его варишь, а он прыгает
– живучий.
Сейчас нет ни ежевики, ни озер, ни карася…
Я попросил их спеть песню из той исчезнувшей
деревни. Они сыграли и спели. А до этого молча
выпили в память деревни. Костер догорает на
горе… Какие пасеки были, какие луга, лебединые
озера… Выпили за жизнь, за природу, которая еще
осталась. Если уровень воды в плотине поднимут,
затопят и оставшуюся. Люди стояли на горе и все
вспоминали кому-то помешавшую жизнь.
Мы смотрим на огоньки на воде – это рыбаки стоят
на том месте, где была деревня.
Неутомимый полковник, мой сопровождающий, запел:
перед нами необъятные пути, и на Марсе будут
яблони цвести…
Серп месяца низко висит над нами. Горка эта, на
которой мы стоим у костра и смотрим на воду,
называется Бердыки. Что это значит, никто не
знает…
Депутаты сеют и пашут
Вот так, с памяти о родной деревне,
началось мое знакомство с председателем совета
кичкетанского местного самоуправления
Зульфатом Равильевичем Зуриевым. Лауреатом
всероссийского конкурса лучших муниципальных
служащих. Победителем конкурса рационального
использования земельных ресурсов. Членом
республиканского совета местного
самоуправления. Иными словами, одним из лучших в
стране председателей сельсовета.
О таких, как Зульфат Зуриев, дела говорят.
Спросишь: а что тут при вас было построено? –
«Все…»
Когда переселенцы из затапливаемых деревень
прибыли в эти места, здесь было только поле. На
нем построили правление колхоза, школу и в
последнюю очередь – здание, в котором ночуем, –
местное самоуправление, принявшее под свою крышу
природный заказник, детский сад, магазин…Там,
где было бездорожье, теперь двенадцать
километров асфальтированных улиц,
водоснабжение, телефон, в Агрызском районе еще
газификация не окончена, а в Кичкетане с теплом
уже пятую зиму зимовали…
Вот это все – Зульфат Зуриеев, скромный
худощавый человек, речь у него какая-то
особенная, кажется, невнятная или, может быть, это
диалект такой – удмуртский. Учился в Елабуге в
пединституте, в том самом великолепном здании
бывшего епархиального женского училища,
похожего на европейский средневековый
университет, про который я подумал: как
замечательно было бы преподавать тут. А он
работал учителем, потом пошел работать в местное
самоуправление. «И вот, – сказал Зульфат, –
двадцать лет здесь мучаюсь». – И засмеялся…
Что еще? Отличник образования, заслуженный
работник культуры. Почему культуры? Так тогда
отмечали. В общем, правильно, ведь в чем суть его
деятельности? В медленном наращивании
культурного слоя…
«У земств, – говорит мне Зульфат, – была земля, а
нам до сих пор землю не передали. Объекты
соцкультуры не передали. У местного
самоуправления ничего нет. Вот вам налоги,
говорят. Соберите и живите как хотите. А как?
Налог на землю сельхозпредприятия не платят, от
подоходного нам десять процентов, госпошлина,
добровольные пожертвования, налог на
благоустройство получается…» – подсчитывает
он. «В общем, время вперед!» – говорит
присутствующий при нашем разговоре начальник
районного отдела образования. «Ужасно, – смеется
Зульфат, – ужасно…»
Когда мы говорили с ним об этом, в Москве еще не
был принят закон о муниципализации, согласно
которому безденежный сельсовет теперь будет
отвечать за все, включая дороги, по которым
думские патриоты сюда не приедут. Да и местным –
что с этих дорог, если по ним не выбраться (сорок
рублей стоит автобус до райцентра, а восемьдесят
рублей в день здесь не получает никто). По радио
только сообщат – сам слышал – «эксперимент по
реализации закона проходит успешно».
Эх, Рассея…
Без таких, как Зульфат, – тьма беспросветная. А
тут – светится огонек от костра на горке...
У местного самоуправления в пользовании 120
гектаров земли, два гусеничных трактора, девять
депутатов сеют, пашут и примерно 200–250 тысяч
рублей в год сами зарабатывают. И еще под опекой
села держат школу, детский сад – со своими
огородами… Заведующая садом, жена Зульфата –
Сария, показала огород под окнами сельсовета –
довольно приличный. «Хоть грибов поешьте, –
сказала, – выращиваем сами, вешенки – в
подвале…»
Детский сад села Кичкетан. На снимке (слева) –
Зульфат Зуриев
Алфавит на ступеньках
Расскажу о сельском детском саде, не в
каждом месте такой увидишь.
Помещения немного, группа смешанная, здесь
играют, а там сидят на горшочке. Все делают сами,
из бросового материала. Из распущенных шерстяных
ниток и перьев – ковер ручной работы. Из
поломанного зонтика – игрушка. Из пуговиц,
бусинок, пуха, яичной скорлупы…
У каждого ребенка на шкафчике нарисован
какой-нибудь цветок. В коридоре на стене –
декоративные тарелки, сделанные из старых
долгоиграющих пластинок (мне одну подарили). Даже
ступеньки на лестнице сада чему-то неназойливо
учат, одни – математике (на ступеньках – цифры),
другие – чтению… В каждом уголке что-нибудь
интересное.
Много мотивов связано с экологией… «Мы, –
объясняет мне заведующая Сария Зуриева
концепцию сада, – рыбок и птичек не держим. Живая
природа рядом, держать взаперти нет смысла.
Кислородный коктейль детям я не могу позволить,
– говорит она. – Но рядом есть парк – вот
кислород…»
В ясельной группе развешаны экологические знаки,
их смысл объяснил мне ходивший с нами по садику
директор природного заказника (его управление в
соседней комнате), да дети и так догадываются –
не трогать паутинку, птичьи яйца, гнезда, не
топтать грибы, не разорять муравейники. Форму
одежды сотрудников государственной инспекции
дети тоже знают. Карта экологической тропы и
экологические игры разработаны с помощью
сотрудников заказника.
Еще мне понравились коробочки с наклейками,
внутри которых – настоящие семена: ребята должны
научиться узнавать их и раскладывать по
коробочкам. Должны узнавать певчих птиц – для
этого такая игра: слушаю запись звука и показываю
карточку с изображением птицы или воспроизвожу
сам звук – как соловей поет, как голубка воркует.
Собирают дети и запахи, складывая в баночки
листья смородины, цитрусовые, крыжовник, травы…
Вот это все, включая и панно, созданное
воспитателями и детьми, и комнату татарского
быта, собранного бабушками и дедушками, есть
развивающая среда. И она остается в саду, когда
эти дети вырастают. Или растет вместе с ними.
А еще у детского сада есть огород 20 соток, который
обрабатывают восемь воспитательниц, иногда муж,
председатель сельсовета, помогает на тракторе.
«То, что дети видят, как мы работаем, – говорит
его жена, – я думаю, уже большое дело. Дети очень
хотят помогать. Выращиваем даже арбузы и дыни.
Есть свой молодой яблоневый сад, – говорит она, –
когда-нибудь он даст плоды…»
Родник предсказателя
С этого детского яблоневого сада
начинается рабочий день председателя местного
самоуправления Зульфата Зуриева. С забот о
благоустройстве родничка, благодаря которому
образовалась старая деревня Кичку-Тан,
по-удмуртски означает «козу пасем». Чтобы
источник не засорился, его огородили узорчатым
домиком, у которого можно присесть и отдохнуть.
Собраться с мыслями и пойти на линейку в школу –
мы были в ней с Зульфатом в День памяти, 22 июня.
«…Война, мы знаем о ней понаслышке, от бабушек и
дедушек, – говорит он собравшимся. –
Задумайтесь, как это страшно, человек изобретает
оружие, изощряется в пытках и убивает… Разве для
смерти рождаются дети, родина?»
Он выступает перед детьми, стоящими кружком: «Из
семисот сельчан, ваших дедушек и прадедушек, не
вернулись пятьсот…»
И вдруг смотрит под ноги и говорит: «Пчелы мед
собирают…»
Я думаю: что делает Зульфат Зуриев – строит и
благоустраивает деревню? Показывает пример?
Начальствует?
Когда-то мне довелось оказаться в английской
деревне, откуда жители ездили работать в город, и
никто не занимался сельским хозяйством. Но это
была настоящая деревня: с церковью и старинным
кладбищем двенадцатого столетия, с клубом для
женщин, о собрании которого висело объявление, с
рождественскими праздниками, во время которых
вся деревня переходила пить чай из дома в дом…
Меня познакомили с неким джентльменом, которого
я принял за начальника. «Вы начальник, шеф этой
деревни?» – спросил я его. Он испуганно замахал
руками. Сопровождавший меня другой джентльмен
засмеялся и объяснил, что в их деревне начальника
нет, а это председатель общины, его выбирают.
Но нам-то все время назначают… Поэтому
председатель местного самоуправления все равно
воспринимается как начальник. Хотя на самом деле
председатель сельсовета – это староста.
От детства – к старости.
Тоже переселенческая – удмуртская деревня
Варзи-Пилги. Дом для престарелых на двадцать пять
коек, открытый недавно на месте участковой
больницы. Деревянное строение, оставшееся от
старинного помещичьего имения. В доме в основном
одинокие. Но у некоторых стариков есть и дети,
давно их не посещавшие. Среди стариков есть
лежачие, а есть довольно бодрые. Директор дома
для престарелых утверждает, что в сравнении с
тем, в каких условиях они находятся дома, тут для
них рай. Я говорю ему, что, по-моему, лучше до
такого не доживать. А он мне в ответ: а жить-то все
равно хочется…
Спрашиваю Зульфата Зуриева: «У вас тысяча с
лишним жителей – и вы всех знаете?» «Практически
всех, – смеется, – они же от рождения до смерти к
нам идут…»
А куда им еще идти? То, что показывает мне Зульфат,
все вместе, как бы ни было грустно, все же
достойная человеческая жизнь – и он строит ее…
В Кичкитанском сельском лицее, куда мы заезжаем с
Зульфатом, выращивают цветы – одни отцветают,
другие цветут. Пчелы, питомники, опытные участки.
Участков много, мало детей. «А вы в каком классе?»
– спрашиваю девушку. – «Я учительница
биологии…»
Молоденькая учительница показывает растения,
которые занесены в Красную книгу. «Легко
культивируется, – говорит она про растение, – но
и легко дичает…»
Как и наша жизнь в целом.
За столом очень хвалили братьев Зуриевых –
председателя местного самоуправления и его
брата-фермера. И порядочные люди, и новаторы…
Когда в республике проходят реформы в местном
самоуправлении, Зульфата, как члена комиссии,
обязательно приглашает председатель
Государственного совета – посоветоваться.
В отличие от Казани – Москва ни с кем не
советуется. И ее административные реформы,
сочиненные презрительно относящимися к жизни
людьми, обречены на провал.
«А сами люди, кичкитанцы, – спрашиваю я
председателя местного самоуправления, –
участвуют в жизни?» «По-всякому бывает, –
отвечает он. – Есть активные, есть очень
пассивные. Преодолеть непросто».
Я вспоминаю историю, которую мне рассказали в
Голландии – про свинопаса. Сначала были
свинопасы, потом стали объединяться, открывать
банки, курсы – со временем из свинопаса вырос
фермер. Да, соглашается Зульфат, для этого должно
пройти время. А советская власть приучила людей к
пассивности.
И нынешняя – очень похоже – наследует ее
традиции. Государство – это мы должны признать –
вовсе не собирается стимулировать активность
людей, боится ее. Оно как будто стремится к тому,
чтобы народ погряз в нищете, остался наедине со
своими проблемами. Скотомогильник в деревне не
вырыть – бюджетом не предусмотрено, на свалку
нет средств… А на парады и прием заморских
гостей – есть. В результате административной
реформы как на дрожжах растут всяческие службы –
казначейство, отдел экономики, и чеpез все пройти
надо, говорит Зульфат. Появляется новая
бюрократия, а с нею вместе – расход времени и
бензина…
Но когда выпили немножко, «все равно, – сказал, –
это наше. Все равно это будет. Но когда и какого
уровня?»
И все-таки…
Обычно в школе экологическая тропа короткая, а в
Кичкитане сделали исследовательскую, с ночевкой.
Раньше цапли не было, а теперь появилась.
Поехали с главой местного самоуправления
смотреть серых цапель.
Оказывается, они живут в сосновом бору и
гнездятся на ветвях, как вороны. Приехавший с
нами директор заказника стукнул палкой по
стволу, и большие серые птицы, как тени, проплыли
между деревьями…
Смотрим с горы панораму заказника. Сохранились
долинные леса, родники, растения и животные,
занесенные в Красную книгу. Что будет дальше?
Когда-то тут жил предсказатель, ходивший по
деревням. Он предсказал собственную смерть:
пойдете туда и там меня найдете. Так и оказалось.
И Зульфат с односельчанами в память об этом
человеке поставили что-то вроде начала сруба у
родника…
На территории у Зульфата 28 родников, все, говорит,
знаем. Каждый родник имеет имя. Родник
предсказателя именуется «Аулия». Сладкая, мягкая
вода, хотя предсказал свою смерть…
Я представляю, как в тот день он шел полевой
дорогой, которой идем и мы, мимо кленовой и
липовой рощи – на гору, с которой открывалась
панорама Божьего мира. Всматривался последний
раз в дали. А потом спускался с горы жизни к этому
сладкому роднику.
Тот же самый путь.
Только панорама была другой, справа текла река, а
не разливалось чудовищное водохранилище. Дорога
к роднику не была испорчена, жизнь была иной.
Директор природного заказника сказал, что в
России жизнь идет на высыхание, а у них – бобры,
цапли, растения краснокнижные – только работай.
Родники бьют.
У председателя местного самоуправления Зульфата
Зуриева речь какая-то особенная,
труднопонимаемая. Так, думаю, то ли дети
разговаривают, то ли ангелы…
Фото автора
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|