Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРЕМИЯ 
 

Татьяна ЗУБАРЕВА,
учредитель Сибирского института технологий управления,
директор регионального центра “Перспектива”
Междуреченск Кемеровской области

Моя альтернатива «Порядку и критериям…»

Способ, который сформирует высокий уровень внимания общества к образованию

В самом начале документа «Критерии…» необходимо указать миссию или назначение этой премии, потому что важно понять, что именно она стимулирует. Что хочет сделать президент: проверить управляемость системы образования или привлечь общество к участию в развитии школ; найти новые пути решения проблем образования или повысить эффективность деятельности региональных органов власти? Если я думаю правильно, то слова «привлечение особого внимания общества к вопросам образования», «повышение престижа и значимости учительского труда», «привлечение в образование людей, умеющих воспитывать и учить детей» должны быть записаны в «Общих положениях».

К сожалению, порядок отбора, который предложено обсуждать, тот же, что и на все типы наград, с той разницей, что здесь не прописана процедура вручения. Но ведь мы хотим получить от премии совсем другой эффект!
В проекте читаем: «Выдвижение кандидатур на соискание премий Президента производится Советом общеобразовательного учреждения или в случае отсутствия такового совместно педагогическим советом, профсоюзной организацией и родительским советом».
Я думаю, начинать надо с определения организаций общественного доверия, которые имеют вес и авторитет в местном сообществе. И вот почему. Выдвижением на соискание премий должны заниматься специальные организации, реально существующие в настоящее время, работающие как центры, оказывающие организационные, информационные и методические услуги школам и населению, реализующие культурно-образовательные проекты и программы, поддерживающие инициативы школ другими ресурсами, работающие не только на уровне школы, но и города, региона и других территорий. Эти организации могут подать заявки на получение статуса организации общественного доверия. Между ними распределяется квота с указанием границ их территориального или регионального действия.
Требования к организации: самостоятельное юридическое лицо, статус некоммерческого партнерства, более одного учредителя, самостоятельный баланс и счет в банке, перечень оказанных услуг и проведенных мероприятий, подтвержденный публикациями в прессе и других изданиях; перечень людей и организаций, сотрудничающих с ней, их рекомендательные письма, отзывы; перечень сведущих членов организации (с резюме), которых она рекомендует как экспертов; наличие сайта организации.
Организации общественного доверия берут на себя проведение мероприятий по выдвижению кандидатур, создание комиссии по выдвижению и составление списка кандидатур на соискание премий. Шаги по выдвижению кандидатур: сбор рекомендаций и ходатайств от организаций, общественных групп и объединений, предприятий. В качестве рекомендующих организаций, общественных объединений и групп могут выступить ректораты вузов, которые имеют информацию об уровне подготовки учащихся разных школ разных регионов, зачастую знают имя учителя, от которого приходят в вуз способные студенты. Пока такой информацией оперируют только в разговорах, но если появится спрос на нее, она будет фиксироваться. Другие рекомендующие общественные группы – родители школьников, чьи дети учатся в одном классе; группы школьников, депутатские группы (кто, как не депутаты, представители органов местного самоуправления, знает, что на самом деле происходит в округе, в школах), а также ассоциации выпускников школ, если таковые имеются; творческие союзы и объединения.
Организация общественного доверия собирает информацию о выдвинутых кандидатурах: служебную справку с указанием имеющихся наград, званий, других профессиональных достижений (экспериментальная, исследовательская работа учителя, сведения о выпускниках); отзывы коллег, учащихся и их родителей. Организация общественного доверия публикует списки всех рекомендованных в средствах массовой информации города и субъекта Федерации, на муниципальных и областных сайтах. Там же размещаются списки экспертов, дается информация о сроках работы комиссии и группы экспертов. Группа экспертов выбирает из предложенных кандидатур претендентов на премию и направляет свое решение в Федеральное агентство по образованию. Окончательный список – решение группы экспертов – также публикуется.
Особой проработки требуют все формы, по которым делаются рекомендации. Они должны быть сделаны максимально технично, чтобы их заполнение не вызывало трудностей.
Предлагаемый мною способ выдвижения позволит сформировать высокий уровень внимания к качественной организации образовательного процесса и через шаг создать такие организации, которые будут формировать общественное мнение, повышать статус системы образования, делать независимую оценку качества работы как учителей, так и школ. Премия, таким образом, сможет содействовать становлению в России гражданского общества.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru