ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
Сними с головы сковородку!
Памятка для рассеянных
Психолог, доктор педагогических наук,
автор серии книг по развитию памяти и внимания
Игорь Матюгин искренне удивляется: почему все
жалуются на память, но никто не говорит о
концентрации внимания.
У детей память лучше, чем у тех, кому за 30. К тому
же она обладает большей гибкостью, ребенок
способен моментально переключать внимание. Вот
он горько плачет – колено поранил. Мама вдруг
совсем о другом: «Смотри, самолет летит…» И он
тут же забывает о ранке. А взрослому попробуй
скажи так. Он будет думать и о самолете, и о
больном колене, и еще о десяти вещах
одновременно.
Матюгин предлагает несколько способов развития
внимания, которые основаны на том, что мы все же
вольно или невольно концентрируемся.
Как вспоминать...
Способ первый: бабушкин сундук. Внучка
спрашивает бабушку: «Выходить мне замуж или нет?»
– «Я тебе советовать не стану, но ты пойди на
чердак, сундук разбери, решение и придет». Стала
внучка сундук разбирать: половину одежды
выкинула, нужное поближе положила, на вырост –
подальше. И минут через 20 к ней пришло решение.
Сундук – как бы аналог памяти, нашего внимания.
Чтобы пришло решение, надо освободить для него
место. Если мы проанализируем проблемы, которые
держим в голове, то обнаружим, что половина из них
– не наши. Мы их присваиваем. Из гордости или
потакая амбициям. Пытаемся их решить, хотя нас
никто не просил об этом. Психологам хорошо знаком
психотип избавителя – человека, который
занимается чужими делами, а решение своих
отодвигает. Отбросим чужие проблемы и задачи, их
в принципе нельзя решить, и примемся лишь за те,
что откладывали, но они нам по плечу. Если
провести сортировку проблем, на которых мы
застреваем, мигом освободится место для
внимания.
Способ второй: применить сверхусилие или,
наоборот, расслабиться. Йоги много лет тратят на
то, чтобы концентрировать внимание на каком-то
предмете или органе своего тела. Можно заставить
работать внимание большим усилием воли. А можно
непроизвольно – через образы и тишину –
достигнуть сверхконцентрации. Недаром многие
композиторы сочиняли во сне. Погрузившись в мир
музыки, сконцентрировав на ней все свои мысли,
они продолжали «слышать» ее во сне.
Концентрацию внимания и памяти отлично повышают
различные аутогенные тренировки, упражнения.
Например, читаешь книгу, а рукой пишешь числа.
Причем всеми пятью пальцами. Фломастеры
привязываешь к пальцам. Каждый палец рисует свою
цифру: 1, 2, 3, 4, 5, начинает и заканчивает
одновременно. Попробуйте – очень непросто. А вот
Ника Касумова – ученица Матюгина – рисует пятью
пальцами пять цифр, при этом читает и запоминает
текст с точностью до запятой.
Наверное, вы замечали, что за чтением мысли
уходят в сторону. И не потому, что воля слабая или
текст неинтересный. Уже доказано, что мозг
обрабатывает информацию быстрее, чем наши глаза
читают. Мы как бы сами себя тормозим. Мозг уже
прочитал, все понял и ушел в сторону, а мы
продолжаем читать, заставляем его работать.
Потому при быстром чтении запоминание
улучшается. За счет высокой концентрации мы не
отвлекаемся. Быстрочтение, концентрацию можно
сравнить с губкой – отжали, положили на лужу, она
все впитала. Конечно, это не значит, что, для того
чтобы лучше запомнить, надо делать несколько дел
сразу, но подобные упражнения укрепляют наши
резервы.
Способ третий: наплевательский. Нам часто мешает
припомнить что-то важное сильное желание это
сделать. Почему в гипнозе приходит то, что,
казалось, навсегда потеряно? Потому что человек
расслабляется, мозг становится пластичным, легко
переключается.
Не пытайтесь вспомнить «лошадиную фамилию», а
наоборот, сядьте, расслабьтесь и скажите себе
спокойно: ничего, через какое-то время забытое
само всплывет в памяти. И как правило, так и
получается. Форточку откройте, стихи почитайте,
делами другими займитесь – годятся любые
элементы отвлечения.
...запоминать
Через ассоциации. Сегодня тысячи
специалистов пытаются увеличить память
компьютера. И она с каждым годом
совершенствуется, охватывает все больше
гигабайтов. Но уже и этой единицы исчисления не
хватает – появились терабайты и петабайты.
А вот памятью человека никто всерьез не
занимается. Редко ее тренируют. Воспитатели и
учителя не обучают этому детей в саду и школе.
Поэтому память у нас такая же, как у первобытного
человека, хотя мнемотехнике более 2 тысяч лет.
Тестируют детей в детском саду: они из 10 слов
запоминают 5–6. Считается, что готовы к школе. А
между тем стоит с ребенком немного позаниматься,
как он запоминает до 50 слов. Мы по-прежнему
запоминаем по старинке – зубрежкой,
многократным повторением, и мало кто использует
самый эффективный – ассоциативный способ.
Как школьники запоминают словарные слова? Сто
раз пишут. А ведь можно придумать точные
ассоциации. И тогда дети запомнят орфографию и
ударение с первого раза и на всю жизнь.
Винегрет – вино пьют негры.
Договор или договор? Зарифмуйте: договор украл
вор.
Торты или торты? Съели торты и не налезли шорты.
Звонит или звонит? Вам звонит Айболит.
Каталог или каталог? Упал каталог – обвалился
потолок.
В книгах Игоря Матюгина тысячи русских и
английских слов с подобранными к ним
оригинальными ассоциациями, которые без усилий
сделают вас и ваших детей безупречно грамотными.
А как запомнить числа? ПИН-код в телефоне осядет в
голове сразу, если из букв, с которых начинаются
числа, составить слово-подсказку. Например, 8513 –
восемь пять один три – «в пот» (бросает в пот от
мысли, что забыл ПИН-код).
Ребенок не может выучить английское слово take
(взять)? Предложите ему ассоциацию – «тайком». И
продолжайте играть со словом, потому что возня со
словом – лучший способ запоминания. Составьте
предложение, где оно было бы связано с подходящим
словом. «Тайком взять со стола».
Потом ребенок пусть придумает ситуацию про себя
самого. «Моя собака тайком со стола стащила
куриную ножку… Я тайком взял дневник из
портфеля». Затем закроет глаза и представит себе
эту ситуацию, нарисует картинку. 10 секунд
повозится с ассоциациями, 20 секунд – и слово
закрепится в памяти, останется навсегда.
Через ощущения. Этот прием связан с эйдетической
(образной) памятью. Показали ученику картинку,
убрали, а он продолжает ее видеть перед собой –
чувствует запах леса, слышит голоса птиц. Яркая
эйдетическая память есть у многих детей, а у
взрослых зачастую исчезает с развитием логики.
Матюгин считает, что в детстве надо эту память
тренировать, поддерживать, использовать. И тогда
она сослужит пользу и взрослому человеку.
Одна японистка, например, не может иероглиф
запомнить, пока не почувствует его запах. А
актриса Книппер-Чехова, всю жизнь игравшая в
«Вишневом саде» и перед выходом на сцену всегда
душившаяся одними и теми же духами, однажды вдруг
обнаружила, что они закончились. Ее охватила
паника. В истерике она отказывалась выходить на
сцену. Актрису с трудом уговорили. Но когда она
вышла, то забыла роль. Память подвела ее из-за
того, что исчезли обонятельные ассоциации.
Через подсказки-узелки. Успешный человек тот, кто
меняет себя и подстраивает под мир особенности
своей памяти и внимания. У художника Пикассо была
особая комната, в которой он держал подсказки к
картинам. Как амулеты: разбитый фужер,
недочитанную книгу с закладкой, перчатку... Он
любил туда заходить, садился в кресло и держал в
руках фужер, закрывал глаза, вспоминая какие-то
приятные события. Может быть, женщину, которую он
любил, или изогнутое дерево у реки. Художник
собирал эти “напоминалки” всю жизнь и бережно
хранил.
Органайзеры – в блокноте, телефоне, компьютере
должны помочь вашей памяти. Даже галочка, которую
забывалы рисуют себе на ладони, пусть будет.
...и забывать
Да, иногда нужно и забывать уметь.
Вот какой приборчик-«забываху» придумала и
смастерила дочь Матюгина Вика. На обруче – как на
бубне шамана – закрепила затейливые предметы.
Закрываешь глаза, ощупываешь и пытаешься понять,
что на этом кольце: пуговица, ластик, скрепка,
булавка, пряжка, значок, бусина…
Ощупываешь – и вспоминаешь, с чем связана
скрепка, пуговица… С хорошими оценками? С
вниманием друзей, родителей? С поездкой в чужую
страну? Секрет в том, что в активной памяти
остаются вот эти воспоминания, а все остальное
вытесняется.
Хочешь забыть неприятности, которые
преследовали тебя сегодня весь день?
Пять минут ощупываешь «забываху», десять минут…
И вот уже действительно отвлекся, забыл о
нервотрепке, внутри – ощущение покоя.
Самое забавное – этот приборчик помогает
растеряше вспомнить то, что ему крайне важно и
необходимо. Загадочная все-таки вещь – наша
память.
Светлана ЧЕЧИЛОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|