Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

Сними с головы сковородку!
Памятка для рассеянных

Психолог, доктор педагогических наук, автор серии книг по развитию памяти и внимания Игорь Матюгин искренне удивляется: почему все жалуются на память, но никто не говорит о концентрации внимания.
У детей память лучше, чем у тех, кому за 30. К тому же она обладает большей гибкостью, ребенок способен моментально переключать внимание. Вот он горько плачет – колено поранил. Мама вдруг совсем о другом: «Смотри, самолет летит…» И он тут же забывает о ранке. А взрослому попробуй скажи так. Он будет думать и о самолете, и о больном колене, и еще о десяти вещах одновременно.
Матюгин предлагает несколько способов развития внимания, которые основаны на том, что мы все же вольно или невольно концентрируемся.

Как вспоминать...

Способ первый: бабушкин сундук. Внучка спрашивает бабушку: «Выходить мне замуж или нет?» – «Я тебе советовать не стану, но ты пойди на чердак, сундук разбери, решение и придет». Стала внучка сундук разбирать: половину одежды выкинула, нужное поближе положила, на вырост – подальше. И минут через 20 к ней пришло решение.
Сундук – как бы аналог памяти, нашего внимания. Чтобы пришло решение, надо освободить для него место. Если мы проанализируем проблемы, которые держим в голове, то обнаружим, что половина из них – не наши. Мы их присваиваем. Из гордости или потакая амбициям. Пытаемся их решить, хотя нас никто не просил об этом. Психологам хорошо знаком психотип избавителя – человека, который занимается чужими делами, а решение своих отодвигает. Отбросим чужие проблемы и задачи, их в принципе нельзя решить, и примемся лишь за те, что откладывали, но они нам по плечу. Если провести сортировку проблем, на которых мы застреваем, мигом освободится место для внимания.

Способ второй: применить сверхусилие или, наоборот, расслабиться. Йоги много лет тратят на то, чтобы концентрировать внимание на каком-то предмете или органе своего тела. Можно заставить работать внимание большим усилием воли. А можно непроизвольно – через образы и тишину – достигнуть сверхконцентрации. Недаром многие композиторы сочиняли во сне. Погрузившись в мир музыки, сконцентрировав на ней все свои мысли, они продолжали «слышать» ее во сне.
Концентрацию внимания и памяти отлично повышают различные аутогенные тренировки, упражнения.
Например, читаешь книгу, а рукой пишешь числа. Причем всеми пятью пальцами. Фломастеры привязываешь к пальцам. Каждый палец рисует свою цифру: 1, 2, 3, 4, 5, начинает и заканчивает одновременно. Попробуйте – очень непросто. А вот Ника Касумова – ученица Матюгина – рисует пятью пальцами пять цифр, при этом читает и запоминает текст с точностью до запятой.
Наверное, вы замечали, что за чтением мысли уходят в сторону. И не потому, что воля слабая или текст неинтересный. Уже доказано, что мозг обрабатывает информацию быстрее, чем наши глаза читают. Мы как бы сами себя тормозим. Мозг уже прочитал, все понял и ушел в сторону, а мы продолжаем читать, заставляем его работать. Потому при быстром чтении запоминание улучшается. За счет высокой концентрации мы не отвлекаемся. Быстрочтение, концентрацию можно сравнить с губкой – отжали, положили на лужу, она все впитала. Конечно, это не значит, что, для того чтобы лучше запомнить, надо делать несколько дел сразу, но подобные упражнения укрепляют наши резервы.

Способ третий: наплевательский. Нам часто мешает припомнить что-то важное сильное желание это сделать. Почему в гипнозе приходит то, что, казалось, навсегда потеряно? Потому что человек расслабляется, мозг становится пластичным, легко переключается.
Не пытайтесь вспомнить «лошадиную фамилию», а наоборот, сядьте, расслабьтесь и скажите себе спокойно: ничего, через какое-то время забытое само всплывет в памяти. И как правило, так и получается. Форточку откройте, стихи почитайте, делами другими займитесь – годятся любые элементы отвлечения.

...запоминать

Через ассоциации. Сегодня тысячи специалистов пытаются увеличить память компьютера. И она с каждым годом совершенствуется, охватывает все больше гигабайтов. Но уже и этой единицы исчисления не хватает – появились терабайты и петабайты.
А вот памятью человека никто всерьез не занимается. Редко ее тренируют. Воспитатели и учителя не обучают этому детей в саду и школе. Поэтому память у нас такая же, как у первобытного человека, хотя мнемотехнике более 2 тысяч лет.
Тестируют детей в детском саду: они из 10 слов запоминают 5–6. Считается, что готовы к школе. А между тем стоит с ребенком немного позаниматься, как он запоминает до 50 слов. Мы по-прежнему запоминаем по старинке – зубрежкой, многократным повторением, и мало кто использует самый эффективный – ассоциативный способ.
Как школьники запоминают словарные слова? Сто раз пишут. А ведь можно придумать точные ассоциации. И тогда дети запомнят орфографию и ударение с первого раза и на всю жизнь.
Винегрет – вино пьют негры.
Договор или договор? Зарифмуйте: договор украл вор.
Торты или торты? Съели торты и не налезли шорты.
Звонит или звонит? Вам звонит Айболит.
Каталог или каталог? Упал каталог – обвалился потолок.
В книгах Игоря Матюгина тысячи русских и английских слов с подобранными к ним оригинальными ассоциациями, которые без усилий сделают вас и ваших детей безупречно грамотными.
А как запомнить числа? ПИН-код в телефоне осядет в голове сразу, если из букв, с которых начинаются числа, составить слово-подсказку. Например, 8513 – восемь пять один три – «в пот» (бросает в пот от мысли, что забыл ПИН-код).
Ребенок не может выучить английское слово take (взять)? Предложите ему ассоциацию – «тайком». И продолжайте играть со словом, потому что возня со словом – лучший способ запоминания. Составьте предложение, где оно было бы связано с подходящим словом. «Тайком взять со стола».
Потом ребенок пусть придумает ситуацию про себя самого. «Моя собака тайком со стола стащила куриную ножку… Я тайком взял дневник из портфеля». Затем закроет глаза и представит себе эту ситуацию, нарисует картинку. 10 секунд повозится с ассоциациями, 20 секунд – и слово закрепится в памяти, останется навсегда.

Через ощущения. Этот прием связан с эйдетической (образной) памятью. Показали ученику картинку, убрали, а он продолжает ее видеть перед собой – чувствует запах леса, слышит голоса птиц. Яркая эйдетическая память есть у многих детей, а у взрослых зачастую исчезает с развитием логики. Матюгин считает, что в детстве надо эту память тренировать, поддерживать, использовать. И тогда она сослужит пользу и взрослому человеку.
Одна японистка, например, не может иероглиф запомнить, пока не почувствует его запах. А актриса Книппер-Чехова, всю жизнь игравшая в «Вишневом саде» и перед выходом на сцену всегда душившаяся одними и теми же духами, однажды вдруг обнаружила, что они закончились. Ее охватила паника. В истерике она отказывалась выходить на сцену. Актрису с трудом уговорили. Но когда она вышла, то забыла роль. Память подвела ее из-за того, что исчезли обонятельные ассоциации.

Через подсказки-узелки. Успешный человек тот, кто меняет себя и подстраивает под мир особенности своей памяти и внимания. У художника Пикассо была особая комната, в которой он держал подсказки к картинам. Как амулеты: разбитый фужер, недочитанную книгу с закладкой, перчатку... Он любил туда заходить, садился в кресло и держал в руках фужер, закрывал глаза, вспоминая какие-то приятные события. Может быть, женщину, которую он любил, или изогнутое дерево у реки. Художник собирал эти “напоминалки” всю жизнь и бережно хранил.
Органайзеры – в блокноте, телефоне, компьютере должны помочь вашей памяти. Даже галочка, которую забывалы рисуют себе на ладони, пусть будет.

...и забывать

Да, иногда нужно и забывать уметь.
Вот какой приборчик-«забываху» придумала и смастерила дочь Матюгина Вика. На обруче – как на бубне шамана – закрепила затейливые предметы. Закрываешь глаза, ощупываешь и пытаешься понять, что на этом кольце: пуговица, ластик, скрепка, булавка, пряжка, значок, бусина…
Ощупываешь – и вспоминаешь, с чем связана скрепка, пуговица… С хорошими оценками? С вниманием друзей, родителей? С поездкой в чужую страну? Секрет в том, что в активной памяти остаются вот эти воспоминания, а все остальное вытесняется.
Хочешь забыть неприятности, которые преследовали тебя сегодня весь день?
Пять минут ощупываешь «забываху», десять минут… И вот уже действительно отвлекся, забыл о нервотрепке, внутри – ощущение покоя.
Самое забавное – этот приборчик помогает растеряше вспомнить то, что ему крайне важно и необходимо. Загадочная все-таки вещь – наша память.

Светлана ЧЕЧИЛОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru