Я ИДУ С УРОКА
Весной от одного из наших постоянных
авторов (надеемся, читателям запомнилась
молоденькая учительница музыки, студентка
консерватории Наташа Злобина) пришло очередное
письмо. И в очередной раз мы порадовались за
Наташиных учеников. И вдруг недели через две –
еще одно письмо. Какая такая история увольнения?!
Не может быть! Позвонили – так и есть, уволилась.
Поначалу мы стали было прикидывать: что же там
произошло? С одной стороны, если Наташа так любит
учеников, то ради них можно было бы и не рубить с
плеча. Худо-бедно, а какой-то компромисс найти.
С другой стороны, и администрация, наверное,
могла бы пойти навстречу столь ценному,
талантливому молодому кадру. Допустим, кадр
неуживчивый, вспыльчивый, заносчивый. Так ведь на
то и молодо-зелено. Но вы же мудрее, опытнее. Вам
же легче промолчать, замять, простить… Ради все
тех же учеников.
Как-то грустно получается. Ведь раз участники
конфликта не сумели договориться, то выходит,
кому-то было не до детей? Кому? Сразу и не
разберешь.
И мы подумали: а может, и не надо разбираться. Не
надо искать правых и виноватых. Раз стороны не
проявили должного терпения и смирения, значит, не
созрели. Значит, не время еще. И зацикливаться на
том, что произошло, им конечно же не стоит. Лучше
двигаться вперед. Стараясь впредь не наступать
на злосчастные грабли.
Ну а под конец мы и вовсе утешились: у Наташи
наверняка будут новые ученики (что бы она там
сгоряча ни заявляла). И им не меньше, чем Ване,
Ахмеду и Нариману, будет нужен тот праздник,
“который всегда с тобой”.
Мария ГАНЬКИНА, Вячеслав БУКАТОВ
История одного увольнения
Музыкальная драма в четырех актах с
прологом и эпилогом
Что такое “я в школе”.
– Источник постоянного душевного тепла (для
меня).
– Эксцентричное, но безобидное увлечение (для
друзей).
– Низкооплачиваемое, но наследственно
оправданное занятие (для мамы).
– Отнимающее силы и время хобби (для моих
профессоров).
– Праздник, “который всегда с тобой” (для детей).
– Урок музыки? Тоже мне предмет (для коллег по
школе).
Но я ни разу не задумалась: а что такое “я в
школе” для моего начальства?
Одна из последних записей в личном дневнике
Действующие лица
и исполнители:
Д.Ш. – директор школы
Дети
Я
В эпизодах:
З.Д. – замдиректора по культурно-воспитательной
работе
П.У. – просто учитель русского языка и литературы
Пролог
Я заканчивала первый курс. Мы были звезды,
приглашенные музыканты, “Кредо-квартет”, лучший
ансамбль консерватории. Мы блистали на юбилее
Д.Ш., а потом лопали тарталетки за ее здравие.
Нас было четверо – Анька, Юлька, Сашка и я.
Скрипка, альт, виолончель, фортепиано. “Нет в
школе музыки, – задумалась Д.Ш. – Девочки!..”
Взоры девочек обратились на меня…
Я знала, что когда-нибудь приду работать в школу.
Это генетическое. И феерическая любовь к детям,
которая – я верила – поможет преодолеть все. Так
легко я на это пошла. Затемнение.
Перед занавесом
Летом мама (она в гимназии химию преподает)
спросила меня: “А ты знаешь, чему ты будешь учить
детей?” Она рассказала мне про планы,
методические разработки, учебные программы.
Принесла Кабалевского. Я почитала и подумала:
нет, этому учить их я не хочу.
Первый акт
А в октябре был первый День учителя. И десять
пятиклассников пели песенку про школу, которую я
уже вспомнить не могу. А через год их было уже
сорок, моих поющих. И мы пели (что мы только не
пели!), и все это я уже очень хорошо помню. На два
голоса пели “Широка страна моя родная…” –
географичке. “Хороши весной в саду цветочки…”
– учителям биологии. “Интернационал” –
историкам…
“Школа запела”, – радовалась Д.Ш. “Вот
закончишь консерваторию и поймешь, что твое
призвание – с детишками работать”, – умиляясь,
качали головами завучи. Я никого не слушала. В 13
лет на перилах балкона я увековечила
увеличительным стеклом бабушкиных очков свой
главный девиз: “Делай, что должен, и будь что
будет”. Затемнение.
Перед занавесом
Я очень много ездила с квартетом по гастролям.
Условие, что я буду периодически в отъезде, я
поставила сразу. Из моих заявлений “прошу
предоставить за свой счет” можно сшить
манускрипт. Хотя, конечно, я больше была, чем меня
не было. Дети ждали меня отовсюду, просили
обязательно сфотографироваться у Колизея.
Второй акт
Отработав год, наивная, пришла в роно. Мне очень
хотелось аттестацию. Очень сильно! Меня долго и
внимательно разглядывали. Потом повертели в
руках мой диплом училищный. Потом повертели
пальцем у виска. И мне еще хватило ума сказать,
что я работаю по собственной программе. Эти два
слова я, пожалуй, выжгу на оставшемся
пространстве перил: “Она утверждена?”
Аттестацию я прошла в школе через год. Выработала
иммунитет к присутствию на уроках посторонних.
Более того, вовлекала их в процесс, вынуждала их
залезать под парту, бежать к доске и кричать:
“Эээ!!!”
Странно, но результат моей работы их
удовлетворил. Затемнение.
Перед занавесом
Потом в газете “Первое сентября” стали выходить
мои статьи. Я была уверена, что так и надо.
Экспериментатор, новатор, учитель новой
формации, поколение next – никем таким я себя не
считала. Я писала о том, что чувствовала.
Ни одна из моих коллег не видела этих публикаций.
Я писала: “Я не ухожу из школы, потому что знаю,
что в любой момент могу уйти оттуда”. Я писала
индульгенцию самой себе, а получился реквием.
Я писала это за неделю до конца.
Третий акт
Начало конца выглядело так.
Я всего лишь приехала в школу порепетировать. На
рояле. С квартетом. Любимым. Тем самым.
“Это школа, а не лавочка”, – сказала Д.Ш. и в
школу нас не пустила. И произнесла речь. В тот раз
мы уехали молча… Затемнение.
Перед занавесом
Уважаемая Д.Ш., вы ошибаетесь: это именно что
лавочка, а не школа. Не может быть школой то место,
где заместитель директора, преподаватель
русского языка и литературы, составляя
программку школьного концерта, пишет “Песня
мамАнтенка” (через А!).
Где родители экстерната рассчитываются с
учителями сырым мясом. (К слову сказать, я не
брала это мясо вовсе не из гордости, как вы
подумали. Просто у меня очень маленькая
морозилка.)
Где учительница алгебры называет
девятиклассника подонком.
Где образец объяснительной(!) на стене
директорского кабинета выглядит дословно так:
“Я, Сидоров Вася, прогулял урок математики,
потому что… (или другая причина)”. Привет
Михаилу Задорнову. Уважаемая Д.Ш., школа, где на
стене директорской висит образец
объяснительной, – это не школа!
И рояль расстраивается вовсе не потому, что я в
свои неурочные дни играю на нем с, как вы
выразились, “подружками своими”. Он, дорогая
Д.Ш., расстраивается оттого, что П.У. ставит на
него горшки с цветами, а потом поливает их, а
потом вытирает рояль мокрой тряпкой, которой к
тому же дети только что стирали с доски.
Меня действительно не было на новогоднем,
февральском и мартовском праздниках – я в этом
году заканчиваю не ПТУ, а дважды ордена Ленина,
Трудового Красного Знамени Московскую
государственную консерваторию имени Петра
Ильича Чайковского. И мне показалось, что в
сентябре нам с вами удалось прийти к соглашению в
этом вопросе.
Д.Ш., если бы вы доступно объяснили мне, какова моя
историческая роль в проведении педсоветов, я бы,
возможно, находила время для их посещения.
Поймите, для того чтобы узнать, сколько единиц
(единиц, конечно, а не детей) в 5“А” закончили
третью четверть на “4” и “5”, не обязательно
посещать педсоветы. Можно спросить об этом у
единиц. Еще можно взять классный журнал 5“А” и
эти единицы посчитать. Этим особенно уместно
заниматься, сидя в пустой школе на дежурстве в
каникулы.
Боже упаси, Д.Ш., какие могут быть претензии у
педагога, не удостоившего своим присутствием ни
один педсовет, кроме половины августовского.
Затемнение.
Четвертый акт
Я впервые приехала в школу с другим заявлением.
“Прошу уволить меня по собственному желанию”.
Знаете, что она сказала?
– Я так и знала.
Всё!!! Затемнение.
Эпилог
“Лес да поляны. Безлюдье кругом. Вьюга и плачет, и
стонет. Чуется, будто во мраке ночном злая кого-то
хоронит. Глядь – так и есть!”
Год назад на моем концерте женщине, потерявшей
ребенка, стало плохо. Я тогда играла “Песни и
пляски смерти” Мусоргского. Это страшно. Музыка,
находящаяся за гранью гениальности, эмоций,
мастерства, силы воздействия. Я не хотела
рассказывать о ней детям…
…Тот урок сначала приснился мне. Я долго
решалась на это. Поставила “Песни и пляски…”,
представила, как я слушаю эту музыку с детьми. И
разрыдалась.
Это было одно их самых сильных потрясений в моей
жизни. Мои тонко чувствующие шестиклассники
никогда не слушали музыку так.
На урок пришла З.Д., замдиректора, хотя ее никто не
звал. Пришла не просто без приглашения, а молча
села за последнюю парту, даже словом (?!) не
обозначив своего присутствия. “Хамство, –
подумала я, – мамАнтенок”. Но я уже знала, что
этот урок – один из последних и после меня хоть
потоп.
Дети ничего не знали. Но поняли всё. Они никогда
не вели себя так. Как они слушали! Что они
говорили! Как они расходились, притихшие, – после
шестого урока!
“Это потрясающая музыка, – сказал Илюшка, – но я
не представляю, в каком настроении надо быть,
чтобы хотеть ее услышать”.
Браво, 6“А”.
З.Д. покинула класс со звонком так же бесшумно –
прямо призрак отца Гамлета, а не начальство.
Я проводила особо испугавшихся до раздевалки,
поднялась к себе… и плакала очень долго. Я
думала: ведь это сделала я… В классе не было ни
одного равнодушного взгляда. Это был триумф.
Триумф у финишной черты.
Таких уроков в моей жизни не было. Затемнение.
Под занавес
Таких уроков в моей жизни больше не будет.
Осталось две недели, и счет уже пошел на дни.
Кто-то скажет: подумаешь, трагедия. Но у меня еще
не происходило ничего страшнее этого
расставания. И я могу только петь – сама себе:
“Давайте негромко, давайте вполголоса, давайте
простимся светло. Неделя, другая – и мы
успокоимся. Что было, то было – прошло”.
Я вряд ли смогу работать в какой бы то ни было
другой школе. Занавес.
Наталия ЗЛОБИНА,
выпускница консерватории, бывшая учительница
музыки
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|