Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА

Весной от одного из наших постоянных авторов (надеемся, читателям запомнилась молоденькая учительница музыки, студентка консерватории Наташа Злобина) пришло очередное письмо. И в очередной раз мы порадовались за Наташиных учеников. И вдруг недели через две – еще одно письмо. Какая такая история увольнения?! Не может быть! Позвонили – так и есть, уволилась.
Поначалу мы стали было прикидывать: что же там произошло? С одной стороны, если Наташа так любит учеников, то ради них можно было бы и не рубить с плеча. Худо-бедно, а какой-то компромисс найти.
С другой стороны, и администрация, наверное, могла бы пойти навстречу столь ценному, талантливому молодому кадру. Допустим, кадр неуживчивый, вспыльчивый, заносчивый. Так ведь на то и молодо-зелено. Но вы же мудрее, опытнее. Вам же легче промолчать, замять, простить… Ради все тех же учеников.
Как-то грустно получается. Ведь раз участники конфликта не сумели договориться, то выходит, кому-то было не до детей? Кому? Сразу и не разберешь.
И мы подумали: а может, и не надо разбираться. Не надо искать правых и виноватых. Раз стороны не проявили должного терпения и смирения, значит, не созрели. Значит, не время еще. И зацикливаться на том, что произошло, им конечно же не стоит. Лучше двигаться вперед. Стараясь впредь не наступать на злосчастные грабли.
Ну а под конец мы и вовсе утешились: у Наташи наверняка будут новые ученики (что бы она там сгоряча ни заявляла). И им не меньше, чем Ване, Ахмеду и Нариману, будет нужен тот праздник, “который всегда с тобой”.

Мария ГАНЬКИНА, Вячеслав БУКАТОВ

Неподдающиеся
Школьная повседневность в лицах

19 марта 2005 года я вдруг осознала свой духовный рост. Вот так, в обычный непраздничный день, в некруглую дату, начинаешь понимать то, чего раньше понять не мог и не пытался.
19 марта я поняла, что я не понимаю, как мне хватило смелости в 17 лет прийти работать в школу, и понимала ли я в этом что-нибудь вообще. В голове умещались три вещи: планетарного масштаба любовь к детям (ко всем вместе и к каждому в отдельности), перспективы блестящего консерваторского образования (к тому времени я окончила первый курс) и голубая мечта (проработать в школе до пенсии и уволиться с одной-единственной записью в трудовой книжке).
Потом жизнь внесла коррективы. Я уже не хотела работать в школе до пенсии, я хотела всего лишь выпустить через 11 лет тех, кто стал моим дебютным первым классом, и посмотреть, что станет с этими человечками, после чего удалиться по-английски.
Еще я обнаружила, что между словами “консерваторское” и “перспективное” отсутствует не просто знак равенства, но и вовсе какая бы то ни было связь.
А еще я вдруг поняла, что любить всех я просто не в состоянии. И даже страшнее – не всем дано любить меня. И – о ужас! – кого-то надо… просто учить!!! А так не получалось. И я поняла, что тем детям, с которыми мне не удается найти общий язык, я мало что могу дать. Это грустно, и это непрофессионально. Но это так.
Мэри Поппинс в ореоле славы потерпела… мм… Нет, не разочарование… Скорее сделала выводы.
Они перед вами.

“Отсутствующие”.
Ваня


3“А”. Среди капризных, задиристых, непослушных, перевозбужденных, но адекватных детей – Ваня с диагнозом “аутизм”. Он есть – но его нет. Я никогда не видела его протянутой руки, не слышала трогательного, старательного детского пения, не рисовала рожицы в его несуществующей тетради.
Тяжелый урок в 3“А” – это урок в полнолуние. Последний раз это были “гегелевские чтения”. Подбежав к настенной газете, которую дружно выпустили родители третьеклассников, Ваня читал ее вслух… справа налево. Потом сказал мне: “Ты хорошо играешь”. “А ты, наверное, хорошо поешь”, – ответила я.
Комментарий. Он один с таким диагнозом у нас в школе. Но чтобы быть “вещью в себе”, необязательно страдать аутизмом. Нет, глупость сказала, почему же “страдать”. Это я страдаю, оттого что не знаю, как отзовется в нем моя игра, понравилась ли песня, запомнилась ли музыка, порадовала ли шутка. А у него совсем другие представления о мире. А может, и нет.
Вообще-то и Ринат (3“Б”) за три года не произнес ни одного слова. Но дети, которым я доверяю, утверждают, что он умеет говорить.
А Антон (4“Б”) задумывается так часто, что не выходит из этого состояния практически никогда. Он никогда ничего не успевает. И никогда не переспрашивает. Хотя вообще-то говорить умеет. В частности о китах. Но неужели возможно размышлять о китах постоянно?!
У них не бывает дисциплинарных проблем. Тише воды ниже плинтуса. И еще факт – у всех изумительно красивый почерк. А толку-то с того…

“Воинствующие”.
Ахмед


Ахмед – дитя гор. Независимое, хмурое, драчливое такое дитя. Его родители – чеченцы. Его стиль поведения – агрессия. Его жизненная установка – “выживает сильнейший”. Он намеренно замкнут, подчеркнуто самодостаточен.
Ахмед во втором классе изводил меня своей странной любовью к постоянной миграции. Ровно шесть минут он проводил на третьей парте первого ряда, затем вызывающе перемещался на пятую парту того же ряда, чтобы через положенные шесть минут демонстративно пересесть в противоположный угол (как вариант – покинуть класс вообще). Признавая свое поражение, замечу: я тайком облегченно вздыхала, когда он покидал кабинет “вообще”.
Ахмед в третьем классе нападал на Рому Копцова и Сашу Пряхина. Дети плакали. Я срывалась. Он удовлетворенно записывал мое бессилие в актив и с чувством исполненного долга выгонялся из класса.
Ахмед в четвертом классе приходил на уроки музыки через два раза на третий, а в этот третий умудрялся испортить настроение мне, всему классу (включая классную с сорокапятилетним стажем), завучу по воспитательной работе и сестре Линде из 5 “А”.
Ахмед в пятом классе понял, что устраивать дебош, для того чтобы испортить мне настроение, вовсе не обязательно – достаточно просто игнорировать меня, мои попытки сближения, мою заинтересованность и мою робкую заботу. Он знает, что свою законную тройку он получит всегда. С тем и живем.
Комментарий. Что вы, я не националистка. У Ахмеда есть замечательная сестренка Линда. Одноклассник Линды Руслан – татарин. Его соседка по парте Таня – молдаванка. Ее подружка Миля – армянка. Тайная симпатия Мили – Бэка – азербайджанец. Но мне никогда не приходило в голову искать в этом закономерность или устанавливать причинно-следственные связи. Что есть, то есть. При чем здесь национальность? Просто есть вещи, которые, по мнению Ахмеда, в жизни ему не пригодятся – уроки музыки в том числе. Большее, что я могу для него сделать, – сыграть на рояле “Черный бумер” с закрытыми глазами и оставить наконец в покое. С тройкой.

“Новенькие”.
Алик


6 класс. Лепим сценарий “Валентинова дня” на живую нитку. С ними экспериментировать легко, интересно. Раз спели “Сердце, тебе не хочется покоя…”, два спели, посмеялись…
На следующий урок приношу тексты “Звать любовь не надо, явится незваной… ”, “Неудачное свидание” и “Любовь никогда не бывает без грусти…” – уже никто не смеется, все работают. Сцендвижение, мимика-пластика, массовка, слова, жесты – процесс пошел.
Алик – первый день в классе – наблюдает за партой, поет себе под нос, но к доске и на сцену не выходит, руку не поднимает, а я не настаиваю.
После урока спрашивает: “Нам понадобятся учебники? Мы занимались по… прошли… и…” Я начинаю краснеть, мямлю что-то вроде: “Ээ… Вряд ли… Но… Ты почитай, конечно… Если хочешь, будем с тобой отдельно по этой программе заниматься…” Внимательно слушает, уходит.
Недели через две возвращаемся классом с концерта. Разговорились. Рассказывает без восторга про ту школу: “Здесь интереснее”. Я задаю вопрос, отличаются ли учебные программы, чем и в какую сторону. “Здесь сложнее. – Алик философски чешет нос. – Особенно по английскому. И по музыке”.
Я лишаюсь дара речи. “Ты шутишь?!” – “Нет”.
Комментарий. Пироги печете? Тогда представьте: один кусок теста вы укладываете на противень, заправляете начинкой, сверху шлепаете другой, подравниваете… и обнаруживаете, что в результате эстетического подравнивания остались какие-то неорганизованные ошметки теста, которые уже ни вниз, ни наверх не приделать, ну разве что скатать колбаску и слепить из нее жалкое подобие сердечка – кривым украшением на готовую конструкцию.
Вот когда я прихожу в класс и натыкаюсь вдруг на незнакомую физиономию – я про эту колбаску вспоминаю. Физиономии, справедливости ради, бывают разные. Одни – настороженные, с напускной скромностью-серьезностью. Другие – без царя в голове носятся и уже всех построили. Третьи с коварной дальновидностью достают невиданный доселе “Гейм-бой” и якобы абстрагируются, возбуждая в окружающих неимоверное, невыносимое любопытство, – их акции повышаются очень быстро.
Но тут начинается урок. И мне нужно представиться, выказать всяческое расположение, что-то объяснять, ввести, так сказать, в курс дела… И в один прекрасный момент мне начинает казаться, что и я, и дети играем в какую-то неизвестную, но увлекательную игру по известным нам одним правилам. И чем серьезнее играем – тем глупее выглядим. Что и подмечает адекватно воспринимающий реальность новенький. Постепенно его недоумение сменяется снисхождением, снисхождение – участием.
Можно вскакивать с места?!
Ставить клипы на сцене?!
Рассказывать анекдоты на уроке?!
Рисовать в тетради?!
И морально неустойчивые, неспособные к сопротивлению сдаются и глупеют вместе с нами. А личности посильнее еще долго занимают позицию стороннего наблюдателя и с непонимающей укоризной следят за происходящим.

“Иные”.
Нариман

Нариман (6 класс) абсолютно нормален. Он не вундеркинд, просто у него отлично устроены мозги. Он ладит с ребятами, бегает на перемене, что-то коллекционирует, сидит на последней парте с тихим интеллигентным Бэкой. На уроке работает. Улыбается.
Но вот на днях усаживаю протестующих шестиклассников за сочинение “Урок музыки в школе моей мечты”. Сама в это время лихорадочно заполняю журналы, в который раз обещая себе впредь делать это вовремя. Я пишу – и они пишут. Все при деле.
Еду с работы. На перегоне “Чистые пруды” – “Охотный ряд” (маршрут “школа – консерватория”) читаю сданные работы. “Урок моей мечты” – вообще тема беспроигрышная, благодарная. Идей много, и симпатичных идей в том числе. Смеюсь, делаю выводы…
Вдруг вижу: среди моря разливанного про симфонические оркестры (которые к нам на уроки приходят), аппаратуру Dolby Digital (которой нет и вряд ли когда будет), про встречи с известными музыкантами и даже про цветы на окнах – какой-то личный оазис: “Мне кажется, что все в этом классе сумасшедшие, потому что они не похожи на меня”. Не поверила глазам, перечитала. Подпись: “Нариман (Занудный)”.
Опа.
Комментарий. Они – обыкновенные дети. Нам так кажется. Нам так хочется.
“Они не похожи на меня” – да ведь он сам позиционирует себя “непохожим”. Но, значит, им отчаянно не хватает чего-то. Раз они, не достучавшись до истинных глубин, которые скрывает умиленный взгляд довольных педагогинь, объявляют себя “иными”.
Он весел, активен, сообразителен, а тебе уже кажется, что это благодаря тебе и ради тебя и победы на олимпиадах, и сочинения, кишащие сложноподчиненными предложениями без единой ошибки, и выброшенная на опережение рука с заготовленным ответом. А у него, веселого, активного и сообразительного, в голове – сплошное одиночество.

Вот я и нарушила золотое правило: не делить, не обобщать, не систематизировать. Поделила, обобщила, навесила ярлыки и зарегистрировала инвентарный номер. Ни мне, ни Ахмеду с Ваней легче от этого не стало. Но может быть, вы, коллеги, что-нибудь о моих болячках поняли? И может быть, вам даже есть что сказать? Так не молчите… Пожалуйста.

Наталья ЗЛОБИНА,
студентка Московской консерватории,
учительница музыки


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru