ШКОЛА ПЕРЕД ВЫБОРОМ
Интерес к школе полного дня обозначился
сегодня во многих регионах России. В последние
годы такие школы появились в Москве,
Санкт-Петербурге, Томске, Иркутске, Владивостоке,
Тамбове…
В увеличении школьного времени управленцы видят
ресурс, позволяющий справиться с наболевшими
социально-образовательными проблемами, в том
числе с обеднением развивающей среды региона.
В действительности оказалось, что введение
полного дня, решая одни проблемы, порождает
другие – не менее острые, выводящие на серьезное
размышление о принципах управления
образованием, о природе и назначении школы.
Опыт, который невозможно получить в
коллективе
Чем грозит школьнику пребывание в
однообразной социальной среде
Для роста ребенку нужна вся деревня.
Африканская пословица
Школа полного дня, конечно же, имеет свои
плюсы. Но только стоит помнить о том, что долгое
нахождение ребенка в однообразной социальной
среде чревато другими проблемами, которые дадут
знать о себе не сразу.
Давайте разберемся, почему школа не может и не
должна занимать ребенка полный день. Ребенок
приходит в школу за знаниями, но личностью он
становится, если приобретает многообразный опыт.
Во второй половине дня благодаря спонтанности и
свободе маленький человек получает совсем
другой опыт, который не могут организовать
взрослые дяди и тети, будь они даже самыми
талантливыми педагогами. Прежде всего это опыт
выбора (занятий и людей), опыт распределения
времени и, самое главное, опыт общения человека с
самим собой, прислушивания к себе. Увы, этот опыт
трудно или невозможно получить в коллективе.
В этом смысле, я думаю, особенно пострадают три
категории детей: интроверты, мальчики и
подростки. Интроверты не могут долго находиться
в окружении большого количества людей. Для
сохранения психического здоровья им необходимо
уединение. А если ребенок при этом медлительный
или рассеянный, то для него угнетающим фактором
будет навязанный извне темпоритм. И среди
взрослых есть люди, страдающие от постоянной
публичности, как правило, они выбирают профессии,
в которых нет необходимости постоянно быть на
людях. А вот у ребенка в школе почти нет
возможности выбирать, сколько времени проводить
в обществе, а сколько быть одному, когда
трудиться и как отдыхать, что делать
основательно, а чем пренебречь.
Для мальчиков важнейшим условием становления
является опыт риска и преодоления себя.
Рисковать, в том числе и своим здоровьем, им
необходимо, чтобы осознать границы опасности. На
территории школы все зоны риска, как правило,
отсутствуют, а постоянный присмотр взрослых
полностью снимает с мальчика ответственность за
его поступки и поведение. Однако взрослые не
смогут уследить за всем, но страх быть
застигнутыми приведет к тому, что ребячьи
разборки «уйдут в подполье» и, возможно, поэтому
могут стать более жестокими. Для детей, которые
окажутся в роли жертв, долгое пребывание вне дома
станет особенно опасным.
Подростки вообще крайне болезненно относятся к
любому принуждению. Самое важное для них –
проявлять самостоятельность. Очень упрощая,
можно сказать, что они заняты в основном двумя
вещами: тестируют себя и коллекционируют
личности (ищут образцы для подражания). Для этого
необходимо оказываться в самых разных, но
реальных жизненных ситуациях. Если подростка
оставить в школе до 6–8 часов вечера, он все равно
будет стремиться к новизне впечатлений, но будет
делать это поздно вечером или ночью. В лучшем
случае он просто будет меньше спать, в худшем –
искать более острую, концентрированную
опасность.
Меня настораживают разговоры о том, что школа
полного дня решает проблему защиты детей от
наркотиков, алкоголя, дурных компаний. А как быть
с каникулами, когда ребенок все равно
предоставлен сам себе, но не имеет опыта
организации своего свободного времени? Как быть
с ребенком после 9 класса, если его взросление
проходило в основном на закрытой территории
школы? Вопреки лучшим побуждениям взрослых перед
лицом улицы подросток окажется гораздо уязвимее
и беззащитнее.
Еще более спорным мне кажется аргумент о том, что
общеобразовательная школа может заменить
учреждение дополнительного образования. Система
организации детского досуга на самом деле очень
сложна. Даже если удастся предоставить ребенку
выбор кружка или студии, не решится другая
проблема – смены среды обитания.
Самой важной отличительной чертой хорошего
учреждения дополнительного образования
является особая атмосфера. Очень коротко назову
составляющие этой среды – атмосферы, а вы
подумайте, можно ли их привить на почве
общеобразовательной школы.
Важна специально организованная среда (ведь
ребенок не механическая игрушка, у которой можно
нажатием кнопки сменить режим «ученик» на
«расслабься, отдыхай»). Это могут быть уютные
небольшие или, наоборот, очень большие
специально оборудованные помещения, где есть
возможность лежать, сидеть, свободно
передвигаться в пространстве (школьную форму
нужно снять – это важно!). Нужны другой цветовой
дизайн, простор и освещенность, потому что только
неформальная обстановка даст возможность
раскрыться ребенку в творчестве.
Выстраивается особая психологическая атмосфера:
у ребенка должен быть собственный мотив (интерес)
заниматься чем-то, а значит, и право выбора
бросить (не надо этого бояться – чтобы бросить
какое-то занятие, тоже надо проявить
ответственность). Без этого права всякое
дополнительное становится обязательным, и
теряется смысл.
Общение педагога и ребенка, детей в группе
строится на принципах добровольности и
признания; отсутствия оценивания, отказа от
стремлений к формально выраженному результату.
Но есть право на ошибку (даже у педагога); а в
отношениях присутствует эмоциональная
взаимоподдержка.
Должен преобладать практический способ
познания, и, значит, педагог должен быть
профессионалом в своей области (например,
актером, спортсменом, то есть мастером какой-либо
сферы), который не объясняет, а показывает. Нужны
другие формы занятий – тренинги, групповые
импровизации, конкурсы всех видов, этюды, игры и
многое другое, что предполагает естественные
препятствия на пути достижения цели и требует от
ребенка волевых усилий для их преодоления.
И самое главное. Чтобы обеспечить условия для
творческого развития ребенка (а ведь это и есть
цель дополнительного образования), система
должна быть многовариантной и динамичной.
Допускаю, что некоторые школы благодаря
многолетней и грамотной работе к этому готовы. А
все остальные? Вряд ли.
Наталья САМСОНОВА,
директор «Школы творческого развития “Ключ”»
г. Петрозаводск
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|