Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ 

Нина КАШИНА

Роль пушистой диванной игрушки

Довольно часто дети играют ее по воле любящих взрослых

Фото Е.КРЫЛОВА«Зайку бросила хозяйка. /Под дождем остался зайка. /Со скамейки слезть не смог. /Весь до ниточки промок...» Про то, что было потом, Агния Барто скромно умалчивает. Сама ли видела того зайку? Или рассказали ей этот кошмар сердобольные зрители? Но его судьба более полувека тревожит детские сердца. Ведь все мы немного зайки!
Зайками люди не рождаются, зайками нас делают любящие взрослые по образу и подобию своему. «Ты моя зайка!» – говорят они. И попробуй отказаться!
Оглядываешься – кругом зайки, однажды или неоднократно потерянные и брошенные. Они не сами живут. Они выполняют чью-то волю, служат верой и правдой. Ждут на скамейке без сна и отдыха, как с ними поступит судьба. Зайкина участь – ждать. Не имеет значения, жалуется он, плачет, ругается или молчит. Зайка ждет хозяина, старого или нового, который заполнит его существование смыслом.
Как будто бы вариантов зайкиной судьбы не так и много – всего два: хозяйка зайку найдет, и все станет по-прежнему, или она не вернется никогда. Но есть еще и третий, сказочный вариант, с превращениями – зайка посидит-посидит, скажет себе: «Хватит!» – да и перестанет быть зайкой. Это сюжет покруче сказок про Мюнхгаузена, вытаскивающего себя за волосы из болота.
О чем я? Да вот о чем! Ребенок, даже малюсенький и слабенький, не игрушка. Любой родитель, даже сам перманентно страдающий синдромом брошенного зайца, должен (не люблю я это слово, но здесь – именно должен себе и ребенку) встать на уши, перестать быть зайцем, слезть с этой мокрой лавочки и пойти жить самостоятельно, по-человечески. Больно, трудно, страшно. Хотя бы ради ребенка, чтобы он не выбрал себе в жизни привычную, знакомую и жалкую роль бессильного, покорного, на все готового зайки.
Это почти что подвиг. Но награды никакой, только право перехода на другой, более опасный уровень ответственности и самосознания.
Если же вы чувствуете, что ребенок уже облюбовал себе амплуа пушистой, ни за что не отвечающей, скучающей диванной игрушки, начинайте понемногу и ненадолго «забывать» его на любой подходящей лавочке, оставлять в ситуациях, требующих его личного решения и действия, чтобы ему захотелось с той лавочки слезть. Так иногда учат плавать: жестоко, но результативно.
И не бойтесь, не тратьте силы на страхи, у вас нет другого выхода, если вы растите человека.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru