ПУТИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Алексей ОЛЕЙНИКОВ
Элиста–Москва
«Мы и детей позвали. Такое событие
не каждый день бывает»
В Элисте стартовал региональный
педагогический марафон “Первого сентября”
Элистинский хурул "Сякюсн-Сюме"
В декабре 2004 года в Республике Калмыкии
состоялся выездной педагогический марафон
«Первого сентября». Впервые мероприятие такого
масштаба проходило не в Москве, а в достаточно
удаленном регионе.
Почти месяц проводились встречи с учеными,
авторами учебников, методистами,
педагогами-новаторами. Одна за другой группы
прилетали, проводили выездные секции и улетали
на следующий день. Более 1000 учителей из всех
районов республики побывали на марафоне – это
четверть от общего числа калмыцких педагогов.
Вернувшись к себе, они проводили открытые уроки
для тех, кто не смог приехать в Элисту. Фактически
в педагогическом марафоне приняла участие вся
образовательная общественность Калмыкии.
В этом году Министерство образования Калмыкии
предложило издательству «Первое сентября»
провести второй выездной педагогический
марафон. И в начале октября первый состав ученых
и преподавателей вылетел в Элисту.
Местный колорит возникает уже при сходе
с трапа самолета. В глаза сразу бросается
смотровая вышка аэропорта, крыша которой
стилизована под традиционную буддистскую
архитектуру.
Как потом выяснилось, это любимая деталь местных
архитекторов: характерным островерхим профилем
украшено в Элисте почти все – от кафе до
автобусных остановок.
Нас встречает Дмитрий Лапушко, заместитель
министра образования Калмыкии. Мы едем по
столице.
Вниз по склону спускаются улицы из
двух-трехэтажных домов разной проектировки.
Трудно найти два похожих: острые крыши, крытые
красной и зеленой черепицей, клумбы с розами,
подстриженные газоны, автоматические шлагбаумы,
скульптуры.
– Это наш «Сити-Чесс», – объясняет заместитель
министра. – Его построили к шахматной олимпиаде.
Правда, к приезду Путина переименовали в «Город
шахмат», так патриотичнее.
– А вот Ступа Просветления, – продолжает Дмитрий
Лапушко, указывая на бело-красное сооружение под
изогнутой буддистской крышей. – Это что-то вроде
часовни. Считается, что она очищает местность
вокруг.
Напротив, через дорогу, виднеется деревянная
маковка православной часовни.
– Все это лет пятнадцать назад стало
возрождаться, – замечает Дмитрий Лапушко. – И
церкви, и хурулы – это буддийские храмы
по-калмыцки. Никаких проблем не было. Калмыки же
буддисты – они очень терпимы. У нас в республике
более девяноста национальностей проживают.
Первый день марафона проходил одновременно в
четырех школах, где работали секции для учителей
английского языка, школьных управленцев,
учителей биологии и социальных педагогов.
Сначала мы отправились в школу № 3, в которой
проходил День учителя английского языка. Тему –
«Активные методы обучения английскому языку в
средней школе» – представляла Ольга Болтнева,
старший преподаватель МГППУ, вице-президент
Московской ассоциации учителей английского
языка MELTA.
– Здравствуйте, – улыбается директор школы,
столкнувшись с нами в школьном дворе. – Извините,
убегаю – сейчас семинар для управленцев
начнется. Проходите в актовый зал, там уже все
готово.
Старший преподаватель МГППУ Ольга
Болтнева начинает работу секции английского
языка
В воздухе чувствуется некоторая
напряженность – спешат по коридорам озабоченные
учителя, охранник то и дело встает из-за стола,
чтобы показать путь в актовый зал.
Единственные, кого не коснулась вся эта взрослая
суета, – это младшеклассники. Ничуть не смущаясь
обилием незнакомых взрослых, они стремглав
носятся по коридорам и, лишь увидев завуча,
отчаянно, до дымящихся подошв, тормозят.
В актовом зале пустует только первый ряд. Все
остальные места заняты. Заявки на участие в
секции английского языка пришли из всех районов
Калмыкии. По плану здесь должно быть семьдесят
семь учителей, а на глаз есть все девяносто.
Учительницы оживленно переговариваются, изучают
подробные анкеты Министерства образования
Калмыкии – мониторинг результатов здесь
поставлен хорошо.
Пока Ольга Болтнева настраивает проектор, в зал
входят две опоздавшие учительницы. Они ищут
место, протискиваясь по рядам.
– А вы сядьте спереди, – советует кто-то. – Там
лучше слышно.
– Спасибо, – с сомнением кивают учительницы. – А
вы сами хотели бы там сидеть?
Однако мест больше нет, и они усаживаются в
первый ряд.
– Ох, будем прилежно конспектировать, – вздыхает
одна, доставая ручку и тетрадь.
– Дорогие коллеги, – начинает Ольга Болтнева. –
Я надеюсь, что мы с вами сегодня будем общаться,
разговаривать, а не просто слушать лекцию. Мне бы
хотелось, чтобы вы тоже участвовали.
– Ой, мы к диалогу не готовы! – пугаются все те же
учительницы. – Ведь в последний момент сюда
собрались и приехали.
– Обучение английскому необходимо начинать с
погружения в языковую среду, – продолжает Ольга
Болтнева. – А не с изучения слов как лексических
единиц, вырванных из контекста. Тогда
оказывается, что дети догадываются о значении
доброй половины слов просто по мимике. Скажем:
«Ай донт ноу».
И Ольга Болтнева выразительно пожимает плечами и
мотает головой. Учительницы, отложив ручки,
заинтересованно слушают.
Кириллица и старокалмыцкий алфавит:
учебные пособия на стенах калмыцкой
национальной гимназии
|
Однако надо спешить на другие
семинары. Мы идем к выходу. С верхних ступенек
крыльца слетает мальчик-калмык в черном школьном
костюмчике и с криком: «Эй ты, вот из ю нейм!» –
мчится следом за русским мальчишкой в таком же
костюмчике. Через мгновение они самозабвенно
тузят друг друга портфелями…
Следующая на маршруте – школа № 12. Здесь
проходит День учителя биологии. Тема – «Основные
направления современной биологии в
общеобразовательной школе». Ведет семинар
Александр Замятнин, доктор биологических наук,
профессор Института биохимии РАН.
Первое, что бросается в глаза при входе в актовый
зал, – аудитория наполовину состоит из
школьников.
– Решили детей позвать, – поясняет директор. –
Такое событие не каждый день бывает. Пусть
послушают.
Ребята сидят смирно. Те, кто ближе к сцене,
рассматривают проектор, экран, микрофоны. На
задних рядах шепотом переговариваются, зевают,
хихикают, толкаются.
– Здравствуйте, – начинает Александр Замятнин,
шагая перед сценой. – Я вижу, в зале много
учеников. А кто из вас, ребята, знает, что изучает
биология?
– Жизнь? – предполагает кто-то несмело.
– Верно, – соглашается Замятнин. – А кто может
мне сказать самую главную особенность жизни?
Повисает долгая пауза. На детских лицах – работа
мысли.
– Может, это растения и животные? – тянет руку
девочка у окна.
– Абсолютно точно, – радуется Замятнин. –
Точнее, биологическое разнообразие. Нестрашно,
что вы не знаете этого определения, главное – вы
понимаете суть. Так вот, первым это разнообразие
попытался описать Карл Линней в девятнадцатом
веке. Ничего не зная о молекулярной биологии, он
попытался описать и систематизировать основное
древо жизни – только по морфологическим
признакам. Там были неясности, были открытые
места. Но тем не менее это был абсолютно
гениальный человек.
Начнем с протеоники. Не стоит бояться этого
слова. Протеин – это тот же белок. Мы же знаем,
откуда произошло это название – ведь
исследования велись на курином белке. Так вот,
протеин…
Учительницы берутся за ручки.
Оставляя биологов, выходим из 12-й школы. Теперь
наш путь лежит в классическую гимназию города
Элисты – там проходит День социального педагога.
Тему «Диагностика психологического здоровья
семьи» разъясняет Владимир Торохтий, декан
факультета социальной педагогики МГППУ.
– …Методика № 2 – это методика
функционально-ролевой согласованности, – уже на
лестнице слышится профессиональный лекторский
голос, усиленный микрофоном.
Приоткрыв дверь, сразу окунаемся в атмосферу
напряженной работы. Учителя листают объемные
методички, делают пометки на полях, что-то
выписывают в блокнот.
– Здесь мы видим два опросника, – продолжает
Владимир Торохтий. – Опросник «М–Ж» – это муж и
жена. И опросник «С–Д» – это сын и дочь.
Он переключает слайд.
– Теперь загляните на страницу 14,
регистрационный бланк номер 2. Здесь мы видим ряд
вопросов, на них нужно дать ответ – да или нет.
После того как респондент заполнит бланк, мы
берем аналитическую форму номер 2.
– А как это использовать на практике? –
задумчиво произносит одна из учительниц.
– Все очень интересно, но сложновато, – сетует ее
соседка. – Нам бы попроще.
– Теперь взгляните сюда, – переключает слайд
Владимир Торохтий, и учительницы хватаются за
ручки.
– Таким образом, у нас получается две шкалы –
согласованности и предупредительности, –
долетает напоследок из прикрываемой двери.
Последняя точка марафона этого дня – школа № 21.
Там проходит День школьной администрации. Тему
«Проблемы и перспективы развития общего
образования» ведет Николай Решетников,
заведующий кафедрой управления образования
АПКРО.
На секцию для учителей биологии пришли
даже школьники
|
Актовый зал полон людей в строгих
костюмах. Начинаем приглядываться к публике.
Обращает на себя внимание обилие мужчин, в том
числе и молодых. Да и вообще эта секция, собравшая
директоров школ и руководителей образования
разных уровней, самая многочисленная: на нее
записались больше 120 человек.
– При запуске ЕГЭ была допущена принципиальная
стратегическая ошибка, – говорит Николай
Решетников. – Когда семь лет назад все
начиналось, мы рассматривали ЕГЭ как способ
освободить детей, поступающих в вузы, от
необходимости второй раз сдавать экзамены. Это
рассматривалось как дискриминация этой части
детей. Однако сейчас в ЕГЭ возникла проблема
дискриминации той части детей, которая не
собирается поступать в вузы.
По рядам проходит шепоток, многие согласно
кивают.
– Более того, возникла неприятная правовая
коллизия, – продолжает Николай Решетников. – По
Закону «Об образовании» мы гарантируем
получение каждым гражданином образования в
пределах стандарта. Поэтому возникает вопрос: на
каком основании мы предъявляем ребенку
требования, превышающие стандарт?
Женщина в последнем ряду поднимает глаза от
тетради и шепчется с соседкой.
– Поэтому часть ученых, занимающихся этой
проблемой, предлагают ограничить итоговую
аттестацию учеников стандартными требованиями,
– говорит Решетников. – А повышенную часть
перевести в разряд дополнительных услуг.
Проверка на повышенном уровне во всем мире
рассматривается строго как дополнительная
услуга. И результаты такой проверки – достояние
того покупателя, который эту услугу купил. Если
мой ребенок проверяется на готовность к вузу, это
наше дело, какую оценку он там получил. При чем
здесь директор, роно, Министерство образования?
Решетников заканчивает выступление. Наступает
перерыв. Учителя встают, отдают заполненные
анкеты, спускаются в столовую. Кто-то подходит к
Николаю Решетникову с записями, что-то
спрашивает. Методисты раскладывают бланки и
распечатки на столах, кто-то настраивает
проектор.
На крыльцо выходят две женщины средних лет,
достают сигареты из сумочек. Долетают обрывки
разговора.
– …А вы как доехали?
– Ой, мы в пять встали. Такая тяжелая дорога была.
А вы?..
– Мы нормально, нам же меньше ехать.
– Девочки, там все началось, – выглядывает
третья.
Женщины торопливо тушат сигареты и спешат
внутрь.
«Круглые столы» с методистами и участием
приглашенных экспертов «Первого сентября»
продолжаются до шести часов. Потом учителя
разъезжаются по своим районам, переполненные
впечатлениями и мыслями, увозят множество
пособий и методических материалов, а главное –
ощущение хорошей, яркой работы.
Они не последний раз встречаются с «Первым
сентября» этой осенью – впереди три
понедельника педагогического марафона. Все
только начинается.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|