Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПУТИ СОТРУДНИЧЕСТВА 
 

Алексей ОЛЕЙНИКОВ
Элиста–Москва

«Мы и детей позвали. Такое событие не каждый день бывает»

В Элисте стартовал региональный педагогический марафон “Первого сентября”

Элистинский  хурул "Сякюсн-Сюме"

Элистинский хурул "Сякюсн-Сюме"

В декабре 2004 года в Республике Калмыкии состоялся выездной педагогический марафон «Первого сентября». Впервые мероприятие такого масштаба проходило не в Москве, а в достаточно удаленном регионе.
Почти месяц проводились встречи с учеными, авторами учебников, методистами, педагогами-новаторами. Одна за другой группы прилетали, проводили выездные секции и улетали на следующий день. Более 1000 учителей из всех районов республики побывали на марафоне – это четверть от общего числа калмыцких педагогов. Вернувшись к себе, они проводили открытые уроки для тех, кто не смог приехать в Элисту. Фактически в педагогическом марафоне приняла участие вся образовательная общественность Калмыкии.
В этом году Министерство образования Калмыкии предложило издательству «Первое сентября» провести второй выездной педагогический марафон. И в начале октября первый состав ученых и преподавателей вылетел в Элисту.

Местный колорит возникает уже при сходе с трапа самолета. В глаза сразу бросается смотровая вышка аэропорта, крыша которой стилизована под традиционную буддистскую архитектуру.
Как потом выяснилось, это любимая деталь местных архитекторов: характерным островерхим профилем украшено в Элисте почти все – от кафе до автобусных остановок.
Нас встречает Дмитрий Лапушко, заместитель министра образования Калмыкии. Мы едем по столице.
Вниз по склону спускаются улицы из двух-трехэтажных домов разной проектировки. Трудно найти два похожих: острые крыши, крытые красной и зеленой черепицей, клумбы с розами, подстриженные газоны, автоматические шлагбаумы, скульптуры.
– Это наш «Сити-Чесс», – объясняет заместитель министра. – Его построили к шахматной олимпиаде. Правда, к приезду Путина переименовали в «Город шахмат», так патриотичнее.
– А вот Ступа Просветления, – продолжает Дмитрий Лапушко, указывая на бело-красное сооружение под изогнутой буддистской крышей. – Это что-то вроде часовни. Считается, что она очищает местность вокруг.
Напротив, через дорогу, виднеется деревянная маковка православной часовни.
– Все это лет пятнадцать назад стало возрождаться, – замечает Дмитрий Лапушко. – И церкви, и хурулы – это буддийские храмы по-калмыцки. Никаких проблем не было. Калмыки же буддисты – они очень терпимы. У нас в республике более девяноста национальностей проживают.

Первый день марафона проходил одновременно в четырех школах, где работали секции для учителей английского языка, школьных управленцев, учителей биологии и социальных педагогов.
Сначала мы отправились в школу № 3, в которой проходил День учителя английского языка. Тему – «Активные методы обучения английскому языку в средней школе» – представляла Ольга Болтнева, старший преподаватель МГППУ, вице-президент Московской ассоциации учителей английского языка MELTA.
– Здравствуйте, – улыбается директор школы, столкнувшись с нами в школьном дворе. – Извините, убегаю – сейчас семинар для управленцев начнется. Проходите в актовый зал, там уже все готово.

Старший преподаватель МГППУ Ольга Болтнева начинает работу секции английского языка

Старший преподаватель МГППУ Ольга Болтнева начинает работу секции английского языка

В воздухе чувствуется некоторая напряженность – спешат по коридорам озабоченные учителя, охранник то и дело встает из-за стола, чтобы показать путь в актовый зал.
Единственные, кого не коснулась вся эта взрослая суета, – это младшеклассники. Ничуть не смущаясь обилием незнакомых взрослых, они стремглав носятся по коридорам и, лишь увидев завуча, отчаянно, до дымящихся подошв, тормозят.
В актовом зале пустует только первый ряд. Все остальные места заняты. Заявки на участие в секции английского языка пришли из всех районов Калмыкии. По плану здесь должно быть семьдесят семь учителей, а на глаз есть все девяносто.
Учительницы оживленно переговариваются, изучают подробные анкеты Министерства образования Калмыкии – мониторинг результатов здесь поставлен хорошо.
Пока Ольга Болтнева настраивает проектор, в зал входят две опоздавшие учительницы. Они ищут место, протискиваясь по рядам.
– А вы сядьте спереди, – советует кто-то. – Там лучше слышно.
– Спасибо, – с сомнением кивают учительницы. – А вы сами хотели бы там сидеть?
Однако мест больше нет, и они усаживаются в первый ряд.
– Ох, будем прилежно конспектировать, – вздыхает одна, доставая ручку и тетрадь.
– Дорогие коллеги, – начинает Ольга Болтнева. – Я надеюсь, что мы с вами сегодня будем общаться, разговаривать, а не просто слушать лекцию. Мне бы хотелось, чтобы вы тоже участвовали.
– Ой, мы к диалогу не готовы! – пугаются все те же учительницы. – Ведь в последний момент сюда собрались и приехали.
– Обучение английскому необходимо начинать с погружения в языковую среду, – продолжает Ольга Болтнева. – А не с изучения слов как лексических единиц, вырванных из контекста. Тогда оказывается, что дети догадываются о значении доброй половины слов просто по мимике. Скажем: «Ай донт ноу».
И Ольга Болтнева выразительно пожимает плечами и мотает головой. Учительницы, отложив ручки, заинтересованно слушают.

Кириллица и старокалмыцкий алфавит: учебные пособия на стенах калмыцкой национальной гимназии

Кириллица и старокалмыцкий алфавит: учебные пособия на стенах калмыцкой национальной гимназии

Однако надо спешить на другие семинары. Мы идем к выходу. С верхних ступенек крыльца слетает мальчик-калмык в черном школьном костюмчике и с криком: «Эй ты, вот из ю нейм!» – мчится следом за русским мальчишкой в таком же костюмчике. Через мгновение они самозабвенно тузят друг друга портфелями…
Следующая на маршруте – школа № 12. Здесь проходит День учителя биологии. Тема – «Основные направления современной биологии в общеобразовательной школе». Ведет семинар Александр Замятнин, доктор биологических наук, профессор Института биохимии РАН.
Первое, что бросается в глаза при входе в актовый зал, – аудитория наполовину состоит из школьников.
– Решили детей позвать, – поясняет директор. – Такое событие не каждый день бывает. Пусть послушают.
Ребята сидят смирно. Те, кто ближе к сцене, рассматривают проектор, экран, микрофоны. На задних рядах шепотом переговариваются, зевают, хихикают, толкаются.
– Здравствуйте, – начинает Александр Замятнин, шагая перед сценой. – Я вижу, в зале много учеников. А кто из вас, ребята, знает, что изучает биология?
– Жизнь? – предполагает кто-то несмело.
– Верно, – соглашается Замятнин. – А кто может мне сказать самую главную особенность жизни?
Повисает долгая пауза. На детских лицах – работа мысли.
– Может, это растения и животные? – тянет руку девочка у окна.
– Абсолютно точно, – радуется Замятнин. – Точнее, биологическое разнообразие. Нестрашно, что вы не знаете этого определения, главное – вы понимаете суть. Так вот, первым это разнообразие попытался описать Карл Линней в девятнадцатом веке. Ничего не зная о молекулярной биологии, он попытался описать и систематизировать основное древо жизни – только по морфологическим признакам. Там были неясности, были открытые места. Но тем не менее это был абсолютно гениальный человек.
Начнем с протеоники. Не стоит бояться этого слова. Протеин – это тот же белок. Мы же знаем, откуда произошло это название – ведь исследования велись на курином белке. Так вот, протеин…
Учительницы берутся за ручки.

Оставляя биологов, выходим из 12-й школы. Теперь наш путь лежит в классическую гимназию города Элисты – там проходит День социального педагога. Тему «Диагностика психологического здоровья семьи» разъясняет Владимир Торохтий, декан факультета социальной педагогики МГППУ.
– …Методика № 2 – это методика функционально-ролевой согласованности, – уже на лестнице слышится профессиональный лекторский голос, усиленный микрофоном.
Приоткрыв дверь, сразу окунаемся в атмосферу напряженной работы. Учителя листают объемные методички, делают пометки на полях, что-то выписывают в блокнот.
– Здесь мы видим два опросника, – продолжает Владимир Торохтий. – Опросник «М–Ж» – это муж и жена. И опросник «С–Д» – это сын и дочь.
Он переключает слайд.
– Теперь загляните на страницу 14, регистрационный бланк номер 2. Здесь мы видим ряд вопросов, на них нужно дать ответ – да или нет. После того как респондент заполнит бланк, мы берем аналитическую форму номер 2.
– А как это использовать на практике? – задумчиво произносит одна из учительниц.
– Все очень интересно, но сложновато, – сетует ее соседка. – Нам бы попроще.
– Теперь взгляните сюда, – переключает слайд Владимир Торохтий, и учительницы хватаются за ручки.
– Таким образом, у нас получается две шкалы – согласованности и предупредительности, – долетает напоследок из прикрываемой двери.
Последняя точка марафона этого дня – школа № 21. Там проходит День школьной администрации. Тему «Проблемы и перспективы развития общего образования» ведет Николай Решетников, заведующий кафедрой управления образования АПКРО.

На секцию для учителей биологии пришли даже школьники

На секцию для учителей биологии пришли даже школьники

Актовый зал полон людей в строгих костюмах. Начинаем приглядываться к публике. Обращает на себя внимание обилие мужчин, в том числе и молодых. Да и вообще эта секция, собравшая директоров школ и руководителей образования разных уровней, самая многочисленная: на нее записались больше 120 человек.
– При запуске ЕГЭ была допущена принципиальная стратегическая ошибка, – говорит Николай Решетников. – Когда семь лет назад все начиналось, мы рассматривали ЕГЭ как способ освободить детей, поступающих в вузы, от необходимости второй раз сдавать экзамены. Это рассматривалось как дискриминация этой части детей. Однако сейчас в ЕГЭ возникла проблема дискриминации той части детей, которая не собирается поступать в вузы.
По рядам проходит шепоток, многие согласно кивают.
– Более того, возникла неприятная правовая коллизия, – продолжает Николай Решетников. – По Закону «Об образовании» мы гарантируем получение каждым гражданином образования в пределах стандарта. Поэтому возникает вопрос: на каком основании мы предъявляем ребенку требования, превышающие стандарт?
Женщина в последнем ряду поднимает глаза от тетради и шепчется с соседкой.
– Поэтому часть ученых, занимающихся этой проблемой, предлагают ограничить итоговую аттестацию учеников стандартными требованиями, – говорит Решетников. – А повышенную часть перевести в разряд дополнительных услуг. Проверка на повышенном уровне во всем мире рассматривается строго как дополнительная услуга. И результаты такой проверки – достояние того покупателя, который эту услугу купил. Если мой ребенок проверяется на готовность к вузу, это наше дело, какую оценку он там получил. При чем здесь директор, роно, Министерство образования?
Решетников заканчивает выступление. Наступает перерыв. Учителя встают, отдают заполненные анкеты, спускаются в столовую. Кто-то подходит к Николаю Решетникову с записями, что-то спрашивает. Методисты раскладывают бланки и распечатки на столах, кто-то настраивает проектор.

На крыльцо выходят две женщины средних лет, достают сигареты из сумочек. Долетают обрывки разговора.
– …А вы как доехали?
– Ой, мы в пять встали. Такая тяжелая дорога была. А вы?..
– Мы нормально, нам же меньше ехать.
– Девочки, там все началось, – выглядывает третья.
Женщины торопливо тушат сигареты и спешат внутрь.

«Круглые столы» с методистами и участием приглашенных экспертов «Первого сентября» продолжаются до шести часов. Потом учителя разъезжаются по своим районам, переполненные впечатлениями и мыслями, увозят множество пособий и методических материалов, а главное – ощущение хорошей, яркой работы.
Они не последний раз встречаются с «Первым сентября» этой осенью – впереди три понедельника педагогического марафона. Все только начинается.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru