Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

Симон Львович СоловейчикДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 
Тема чтений: «КАК НАМ СЕГОДНЯ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ?» 

 

Окончание. начало читайте, пожалуйста, в № 66

 

 

 

 

ЛАБОРАТОРИЯ СОЦИОИГРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ

Ведущая Александра ЕРШОВА

Потребности. Информация. Образование. Концепция деятельности учителя

Александра Петровна ЕРШОВА – педагог-ученый, а также режиссер Московского драматического театра.
Нам привычно, что педагогические действия она рассматривает сквозь призму режиссуры, сообразуясь с законами сцены: не затягивать, взаимодействовать, увлекать.
На этот раз Александра Петровна выступила в новом амплуа.

Александра ЕРШОВА

…Займите, пожалуйста, место за столами. Мы будем с вами разговаривать и попутно выполнять несложную работу. Листочки лежат для того, чтобы вы подумали и записали эмоции, которые вызывает у вас урок. Я начну рассказ.
…В моей жизни не было ничего интереснее, чем слушать разговоры Петра Ершова и Павла Симонова. Один – режиссер, театральный человек, хорошо угадывающий особенности человеческого поведения, а другой – физиолог, умеющий говорить об этом с научной точки зрения. Речь шла об эмоциях, информации, о работе мозга. О бессознательных проявлениях потребностей. Мне запомнился пример с покупкой пальто: «Желательно, чтобы оно было теплым, модным и красивым». В этом «желательно» и проявляются бессознательно биологические, социальные и идеальные потребности человека – такова в самом общем виде разработанная ими классификация потребностей.
Потребности, считали они, связаны с препятствиями. Прочитайте, что у вас записано на листочках. Страх. Волнение. Радость. Тревога. Разочарование. Равнодушие. Обида. Раздражение. Растерянность. Злость. Удовольствие. Удивление. Стресс. Вина. Сомнение. Преодоление… Сосчитайте положительные и отрицательные. Видите? Положительных эмоций гораздо меньше, чем отрицательных. Почему? Нам нужны препятствия. И ребенок ищет препятствий. Если вы не даете реальных препятствий, появляется ребенок сопротивляющийся. Его «не хочу» – явление благоприобретенное, когда неинтересная учеба в школе сделала его безразличным ко всему. Ведь кто из вас видел дошкольника, который ничего не хочет, ничем не интересуется?
Мы говорим: «Откройте учебник». Скучно. Вот вы откройте «Максимы» Соловейчика… на той странице, которая соответствует вашему возрасту, деленному пополам. Существенно любое обращение к личности. Теперь прочитайте. Назовите эмоции, которые вызывает информация, заложенная в тексте. Надежда. Вера. Радость. О том и говорили Ершов и Симонов: полученная информация может оказаться облегчающей жизнь, и тогда возникают положительные эмоции. Информация, отягощающая нашу жизнь, подавляет эмоции. Значит, информация – причина эмоций. Верно и обратное: отсутствие эмоций – это нечувствительность к информации.
…Ко мне вчера на семинар пришли уставшие учителя. Говорю им: «Кто может ответить на мой вопрос, пусть встанет и, подняв руку, скажет: “Это я!”». Спрашиваю: «Кто пришел сюда чему-нибудь научиться?» «Это я!» – говорю я, и никто больше. Сидят, учиться не хотят, на семинар их прислали. Потребностей нет, эмоций никаких, о чем же говорить?
…Очень горько, что школа в вопросах воспитания опирается только на внеклассную работу. Кружки, праздники и так далее. Но главное – урок – остается безжизненным, старомодным. Если бы внутри урока осуществлялась программа удовлетворения потребностей ребенка! Чтобы внутри урока жила радостная эмоция. И как бы так процесс познания организовать, чтобы социально ребенок был не самый забитый, но и не самый наглый. Социоигровая методика начинает с того, что дает человеку возможность чувствовать себя участником, человеком. Эту важнейшую социальную потребность мы удовлетворяем в первую очередь. Не на словах, а налаживая взаимодействие, перемещение, всячески обращаясь к личности. И уже потом – всеми силами – стремимся удовлетворить идеальные потребности.
В педагогической профессии так бесценны люди, в которых сильно развито понимание социальных потребностей ребенка. Они задумываются над тем, какую потребность детей может удовлетворить этот конкурс или такое соревнование. Они хотят понимать, а не слова развешивать.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru