ДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Тема чтений: «КАК НАМ СЕГОДНЯ
ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ?»
Окончание. начало читайте, пожалуйста,
в № 66
ЛАБОРАТОРИЯ СОЦИОИГРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ
Ведущая Александра ЕРШОВА
Потребности. Информация.
Образование. Концепция деятельности учителя
Александра Петровна ЕРШОВА – педагог-ученый,
а также режиссер Московского драматического
театра.
Нам привычно, что педагогические действия она
рассматривает сквозь призму режиссуры,
сообразуясь с законами сцены: не затягивать,
взаимодействовать, увлекать.
На этот раз Александра Петровна выступила в
новом амплуа.
…Займите, пожалуйста, место за
столами. Мы будем с вами разговаривать и попутно
выполнять несложную работу. Листочки лежат для
того, чтобы вы подумали и записали эмоции,
которые вызывает у вас урок. Я начну рассказ.
…В моей жизни не было ничего интереснее, чем
слушать разговоры Петра Ершова и Павла Симонова.
Один – режиссер, театральный человек, хорошо
угадывающий особенности человеческого
поведения, а другой – физиолог, умеющий говорить
об этом с научной точки зрения. Речь шла об
эмоциях, информации, о работе мозга. О
бессознательных проявлениях потребностей. Мне
запомнился пример с покупкой пальто:
«Желательно, чтобы оно было теплым, модным и
красивым». В этом «желательно» и проявляются
бессознательно биологические, социальные и
идеальные потребности человека – такова в самом
общем виде разработанная ими классификация
потребностей.
Потребности, считали они, связаны с
препятствиями. Прочитайте, что у вас записано на
листочках. Страх. Волнение. Радость. Тревога.
Разочарование. Равнодушие. Обида. Раздражение.
Растерянность. Злость. Удовольствие. Удивление.
Стресс. Вина. Сомнение. Преодоление… Сосчитайте
положительные и отрицательные. Видите?
Положительных эмоций гораздо меньше, чем
отрицательных. Почему? Нам нужны препятствия. И
ребенок ищет препятствий. Если вы не даете
реальных препятствий, появляется ребенок
сопротивляющийся. Его «не хочу» – явление
благоприобретенное, когда неинтересная учеба в
школе сделала его безразличным ко всему. Ведь кто
из вас видел дошкольника, который ничего не
хочет, ничем не интересуется?
Мы говорим: «Откройте учебник». Скучно. Вот вы
откройте «Максимы» Соловейчика… на той
странице, которая соответствует вашему возрасту,
деленному пополам. Существенно любое обращение к
личности. Теперь прочитайте. Назовите эмоции,
которые вызывает информация, заложенная в
тексте. Надежда. Вера. Радость. О том и говорили
Ершов и Симонов: полученная информация может
оказаться облегчающей жизнь, и тогда возникают
положительные эмоции. Информация, отягощающая
нашу жизнь, подавляет эмоции. Значит, информация
– причина эмоций. Верно и обратное: отсутствие
эмоций – это нечувствительность к информации.
…Ко мне вчера на семинар пришли уставшие
учителя. Говорю им: «Кто может ответить на мой
вопрос, пусть встанет и, подняв руку, скажет: “Это
я!”». Спрашиваю: «Кто пришел сюда чему-нибудь
научиться?» «Это я!» – говорю я, и никто больше.
Сидят, учиться не хотят, на семинар их прислали.
Потребностей нет, эмоций никаких, о чем же
говорить?
…Очень горько, что школа в вопросах воспитания
опирается только на внеклассную работу. Кружки,
праздники и так далее. Но главное – урок –
остается безжизненным, старомодным. Если бы
внутри урока осуществлялась программа
удовлетворения потребностей ребенка! Чтобы
внутри урока жила радостная эмоция. И как бы так
процесс познания организовать, чтобы социально
ребенок был не самый забитый, но и не самый
наглый. Социоигровая методика начинает с того,
что дает человеку возможность чувствовать себя
участником, человеком. Эту важнейшую социальную
потребность мы удовлетворяем в первую очередь.
Не на словах, а налаживая взаимодействие,
перемещение, всячески обращаясь к личности. И уже
потом – всеми силами – стремимся удовлетворить
идеальные потребности.
В педагогической профессии так бесценны люди, в
которых сильно развито понимание социальных
потребностей ребенка. Они задумываются над тем,
какую потребность детей может удовлетворить
этот конкурс или такое соревнование. Они хотят
понимать, а не слова развешивать.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|