ДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Тема чтений: «КАК НАМ СЕГОДНЯ
ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ?»
Окончание. начало читайте, пожалуйста,
в № 66
КРУГЛЫЙ СТОЛ
Ведущий Василий КОЛЬЧЕНКО
Можно ли воспитывать без
конфликтов?
Ценности воспитания или
воспитательные стереотипы?
«Круглый стол» подразумевает, что мы
сидим близко друг к другу и вместе пытаемся
обозначить проблему, обмениваемся историями и
мнениями, ищем выходы и решения… И вот что
получается в этом нашем общем на всех разговоре.
Участники предлагают свои мнения по разным,
задаваемым ведущим, вопросам, а в результате
складывается общее понимание.
Первый вопрос – что такое
педагогический конфликт?
Вместе подумали и описали: несовпадение
позиций, противодействие, ситуация неудачи, спор,
борьба…
А кто с кем у нас в педагогике конфликтует?
И это понятно: учитель с учеником, родители со
всеми подряд, ученик с другими учениками, педагог
с учебником, ребенок с учебным предметом, педагог
с администрацией, человек с самим собой... Вот
пример спора с собой: учить ли детей быть
хорошими, или это только осложнит их жизненный
путь?
А почему в педагогическом контексте слово
«конфликт» всегда звучит негативно?
Мы заранее считаем, что подобные ситуации в
школе, на уроке – это плохо, потому что это мешает
плавному течению урока. Лучше бы без них. А еще
конфликт часто перерастает в противостояние, а
мы не умеем корректно выходить из острых
ситуаций и ждем от конфликта только плохого, а
еще конфликт всегда ранит душу.
Но ведь при каждом шаге, при каждом мышечном
сокращении человек получает микротравмы. Что же,
давайте уложим человека в постель, чтоб уберечь
от травм? И что с ним будет через полгода? Да он
просто разучится ходить! И постоянно оберегаемый
от острых ситуаций человек будет не в состоянии
жить вообще? Потому что жизнь, если подумать, –
это и есть цепочка как-то разрешаемых конфликтов.
Избежать их невозможно. Надо научиться с ними
справляться.
Но большинство педагогических конфликтов все же
во вред делу, учителю и ребенку. Бессмысленные,
глупые, тупые конфликты разъедают душу,
разрушают отношения. Невозможно воспитывать,
невозможно учить, когда идет война на
уничтожение друг друга.
Из чего вырастает конфликт?
И снова палитра мнений: из несогласия, из
несовпадения интересов, из отсутствия
личностного смысла, из упрямства, из непонимания,
из невосприятия, отторжения; личной антипатии,
несостоятельности или малоопытности педагога;
из «жизни назло», из жестокости...
А есть ли в памяти пример положительного или
отрицательного конфликта? И какой проще
вспомнить?
Ну конечно, большинству аудитории первым
вспоминается отрицательный конфликт...
А какие чувства и действия мы можем
противопоставить конфликту?
Чуткость, понимание, умение. Терпение, доверие,
уважение. Чувство юмора, вера в ребенка, забота и
любовь.
Можно и нужно уметь предвидеть конфликтную
ситуацию, уметь ею управлять. И обратите внимание,
что учебные ситуации больше допускают
предвидение, чем личностные.
Но в любом случае острая ситуация может стать
важным инструментом воспитания в руках учителя,
ведущим способом педагогической работы. Ведь и
само обучение есть конфликт, преодоление
барьеров.
И тогда конфликт становится двигателем
прогресса.
Смотрите: в воздухе запахло тревогой, и нужно
срочно предупреждать конфликт или разрешать его.
Можно составить, придумать предварительную
программу действий, провести анализ ситуации,
спрогнозировать ситуацию, возможные действия,
позволяющие его разрешить…
Дело, наверное, не в том, чтоб действовать или
молча считать до десяти. Может быть, суть в том,
чтоб остановить мгновение зла в душе, чтоб оно
угасло, прошло.
Размышляет ведущий:
«Есть наука конфликтология, кто-то пишет об
этом научные труды, но мы сейчас с вами опираемся
на наш коллективный практический опыт. И из того,
что мы сейчас все вместе говорим, думаем, из
неожиданных вопросов и рождается истина, более
важная, чем то, что написано в диссертациях.
Совсем без противоречий жить нельзя, а вот без
конфликтов можно. Не важно, плох или хорош спор,
важно то, к чему он приводит или может привести!»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|