ДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Тема чтений: «КАК НАМ СЕГОДНЯ
ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ?»
Окончание. начало читайте, пожалуйста,
в № 66
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИНГ
Эксперты:
Владимир СОБКИН,
директор Центра социологии образования
Евгений ТКАЧЕНКО, академик РАО
Гражданско-патриотическое и
духовно-нравственное...
Ценности воспитания или
воспитательные стереотипы?
Обсуждение гражданско-патриотического
и духовно-нравственного воспитания, заявленное
как педагогический ринг, обернулось не рингом, а
диалогом. Вынесенная на обсуждение тема
объединила собравшихся: ни у кого не было
сомнений, что такое воспитание необходимо, но так
же не было сомнений, что существующие сегодня
методы такого воспитания уже не отвечают задачам
нашего времени.
Воспитание – самая тонкая,
самая глубокая сфера духовной деятельности, тут
ничего нельзя предписать, утвердить, вычислить
заранее, – сказал Артем Соловейчик, открывая
заседание. – Почему сын идет по стопам отца?
Казалось бы, понятно: потому что хочет продолжить
его дело. Но почему сын не идет по стопам отца?
Тоже понятно: потому что не хочет идти в ту
область, где все уже сделано другим. В воспитании
ничего не расчислено и не предсказано. Но
государству требуется именно предсказанный
результат – граждане-патриоты, знающие, ради
чего живут и трудятся, и готовые отдавать свои
силы родной стране. Такое требование нередко
соблазняет многих воспитателей воспользоваться
самыми прямолинейными и грубыми средствами,
которые представляются им действенными.
Слово берет Владимир Собкин:
– Но в какой ситуации происходит социализация
современного подростка? В советское время школа
транслировала фиксированную систему ценностей.
Учитель как раз и был таким транслятором.
Своеобразие сегодняшнего дня состоит в том, что
подросток входит в жизнь в условиях
ценностно-нормативной неопределенности. К
самоопределению в этой ситуации никто оказался
не готов – ни педагогика, ни психология, ни
взрослый мир вообще. Это серьезнейшая проблема,
ибо ребенок существует не сам по себе, а во
взаимодействии “ребенок – взрослый”. Вот с этой
ситуацией мы и должны разбираться. У нас недавно
проводилось исследование в 9–11 классах,
посвященное отклоняющемуся, девиантному
поведению и поведенческой норме. Школьников
спрашивали о режиме дня, сохранении здоровья,
курении, наркотиках и так далее. В частности,
задавали и такой вопрос: если вы курите в школе,
как на это реагирует учитель? Знаете, какой ответ
был самым распространенным?
Зал зашумел. Увы, все сразу догадались, как
отвечали юные губители своего здоровья и
нарушители школьных правил.
– Никак! Проходит мимо! Делает вид, что не
замечает!
– Да, делает вид, что не замечает... А ведь что это
значит? Именно то, что он утерял свою позицию
“общественного взрослого”. А если я расскажу,
что показало исследование относительно
культурного поведения учителей, вы вздрогнете.
В разговор вступает Евгений Ткаченко:
– Воспитательный потенциал школы утрачивается.
При ответе на вопрос, почему так происходит,
давайте присмотримся к нашим законам. В законе
“Об образовании” в редакции 1992 года в 1-й статье
было записано, что образование есть воспитание и
обучение в интересах личности. В редакции 1996 года
произошла переформулировка: “обучение и
воспитание...” И что же? Не прошло и четырех лет,
как 35% учителей отвечали, что они обучают детей, а
воспитание – не их дело. Наше исследование,
проведенное среди учащихся системы
профтехобразования, показало, что 35% ребят хотели
бы родиться и жить в другой стране, а 23% – еще не
определились. То есть почти половина занимают
непатриотичную позицию. Почему? Как они сами это
объясняют? Во-первых, низким уровнем жизни.
Во-вторых, низким уровнем защищенности,
возможностей и перспектив. В-третьих, низким
культурным уровнем общества. Подчеркну, что о
низком культурном уровне общества говорили
ребята из профтехучилищ, а не каких-нибудь
элитных вузов. Но как они оценивали значимость
высокого культурного уровня в собственной
системе приоритетов? В сегодняшней шкале
ценностей на первых местах у молодежи стоят
материальная заинтересованность, карьера, семья,
здоровье. Служение людям и высокий культурный
уровень – в конце второго десятка. То есть к себе
и к обществу ребята предъявляют разные
требования. А как же учитель, который и должен
формировать шкалу ценностей? У одного ректора
спросили, много ли его выпускников идут работать
с детьми. Он с гордостью ответил, что почти никто,
потому что на такую работу идут самые никчемные
неудачники, а они выпускают хороших
специалистов. Разумеется, это неправда, что
только неудачники идут в школу. Но ответ ректора
показателен для сегодняшних общественных
настроений. Как их переломить? Что делать? Я
проанализировал ситуацию в десятках регионов и
увидел замшелую картину. Как жили при советской
власти, так и живем – по цепочке: облоно – гороно
– районо... а учитель – самое последнее звено. И
обратного, встречного движения нет. И пока его не
будет, не будет настоящего воспитания и никто так
и не услышит ребенка.
В дискуссию включается аудитория.
– Я учительница и мама троих детей. Хочу
напомнить и подчеркнуть, что в воспитании
существует не взаимодействие “учитель –
ученик”, а взаимодействие “ребенок – семья –
школа”. Недавно по телевизору Федор Бондарчук
сказал, что его фильм “Девятая рота” – это его
прощание с мифами молодости, с мифами
коллективизма, братства... Но суть в том, как люди
живут в семье: если они разговаривают, вместе
обсуждают важные проблемы, то рождается
взаимопонимание и привычка думать не только о
сиюминутном. Патриотизм не в том, чтобы говорить
“мы – самые лучшие”, а в том, чтобы понимать:
каждый народ уникален. Чтобы честно видеть свои
достоинства и недостатки.
– Работая в Соединенных Штатах, я наблюдал
ежедневную присягу, которая практикуется в
американских школах. Поднимается флаг, звучит
гимн, а дети, прижав руку в сердцу, произносят
слова присяги. На меня это произвело тягостное
впечатление, и если бы я имел власть отменить это,
я бы отменил. Тот, кто это придумал, воображал, что
таково патриотическое воспитание. Но, как
предупреждал Симон Соловейчик, мы думаем, что
даем один урок, а на самом деле даем другой. Так и
ежедневная присяга. Это урок не патриотизма, а
формализма и показухи. Не дай бог у нас введут
что-то подобное.
– У нас в институте проводился конкурс “Мистер
институт”. И вот наше руководство потребовало,
чтобы обязательно была “патриотическая
составляющая”, то есть какие-то задания с
военной тематикой. Маршировка, например, или
вопросы об армии. Почему считается, что
патриотизм – это военная тематика, а не любовь к
родному языку и культуре?
– Меня очень радует, что студентка сказала об
основе нормального патриотического воспитания
– о чувстве языка. Преподавание языка в нашей
школе антипатриотично. Когда ребенок ненавидит
уроки языка, когда говорит “русский язык – это
отстой”, – вот он, наглядный антирезультат.
– Первостепенная задача школы – социальная
интеграция, – берет слово Владимир Собкин.–
Я убежден, что поколение, которое не прочитало
определенного набора книг, – это поколение
совершенно других людей. Если они не проживают в
школе определенного культурного пласта, если
Пушкин для них – не “наше все”, они будут
эмигрантами в собственной стране.
– Но если Пушкин для ребенка – это не свободное
переживание, а страх не угодить экзаменатору, то
мы получаем стресс и ненависть, а не
патриотическое воспитание. Вот тогда вместо
Пушкина приходится призывать прапорщика в
качестве патриотической составляющей.
– В огромных возможностях педагога я убедился в
одной сельской школе, – рассказал Евгений
Ткаченко. – В этой школе завуч так выстроила
патриотическое воспитание, что каждый год в
армию с готовностью идут от восьмидесяти до ста
мальчиков. Идут, хотя и семья, и СМИ, и улица
против.
Аудитория заволновалась.
– Они идут, а какими возвращаются?
– Неужели патриотическое воспитание – это
только воспитание готовности идти в армию?
– Может быть, если ребенок будет прежде всего
относиться к школе как к родному дому, то и свое
село, город, свою страну он будет любить как
настоящий патриот. А если школа оказалась для
него чуждой, если стала опытом принуждения и
унижения, то мы заронили зерно антипатриотизма.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|