ДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Тема чтений: «КАК НАМ СЕГОДНЯ
ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ?»
Окончание. начало читайте, пожалуйста,
в № 66
ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВОМ
Право на собственный метод
В классах ШАТАЛОВА нет дневников.
Домашнее задание – решить 500 задач – Виктор
Федорович дает раз в полгода. Решай сколько
хочешь и когда хочешь. Результаты твоих усилий
отразятся в ведомости, которая и будет
стимулировать ребят к соревнованию: кто больше
решил, кто нашел самое оригинальное решение?
А у дневника ведь только одна функция –
оперативная связь между школой и семьей. Связь на
первый взгляд вроде бы полезная, но что
получается на самом деле?
«Пишет учительница мальчишке в
дневнике: “Разговаривает на уроках. Примите
меры”, – рассказывает Виктор Федорович. –
Отдает ученику дневник и наказывает
строго-настрого, чтобы отец расписался. Отец
«ставит» мальчишке две подписи. Одну в дневнике,
а другую там, где учительница проверять не будет.
Открывает учительница дневник на той страничке,
где написано «разговаривает на уроках» и видит
рядом другую запись: “Отказался вынести ведро с
мусором. Примите меры”. Как вам такой инструмент
оперативной связи семьи и школы?»
Тридцать лет без дневников – это серьезно.
Особенно если вспомнить педагогическую
атмосферу тех далеких годов, когда Виктор
Федорович только начинал свой путь к школе
сотрудничества. Именно тогда его поддержал Симон
Львович Соловейчик.
Вот говорят, нет сегодня хороших фильмов о школе.
А учитель Шаталов может предложить сценаристам
удивительный сюжет о становлении школы
сотрудничества. Как ему удалось собрать в Москве
25 выдающихся ученых, редакторов педагогических
журналов и газет и два с половиной часа
упрашивать их об одном – позволить взять класс и
провести с ребятами работу так, что они за один
год изучат всю математику средней школы.
Тогда, в Москве, все 25 ученых проголосовали «за»,
но потом, в Донецке и Киеве, 70 светил
педагогической науки сказали «нет», потому что
единственный пятиклассник, закончивший курс
физики средней школы «по системе Шаталова» и с
кем они соизволили побеседовать, оказался
«ущербным». Он, конечно, ответил на все вопросы по
физике и решил все предложенные ему профессорами
задачи, но «плохо разобрался в теории Эйнштейна».
Вот ведь какая и драма, и комедия!
И все же школа Шаталова состоялась. Во многом
благодаря усилиям Симона Львовича Соловейчика.
Появились статьи в газетах, телепередачи. «Улицы
пустели, когда по телевизору выступал Шаталов»,
– рассказал своим студентам ректор одного из
педагогических институтов.
Педагогическая журналистика восьмидесятых
закалялась в борьбе с косностью педагогической
мысли и практики, считает Виктор Федорович. Она
развивала ее, делала гибче, пластичнее, постоянно
привлекала внимание к главному – к ребенку.
«Все вы знаете, – сказал Шаталов, – что Симон
Львович открыл Сухомлинского, когда написал в
“Комсомольской правде” целую полосу под
названием “Учитель Сухомлинский и его новая
книга”. В одно прекрасное утро неизвестный
учитель Павлышской сельской школы проснулся
знаменитым, о нем заговорила вся страна.
Но вот парадокс, – продолжил Виктор Федорович. –
Ведь и Сухомлинский открыл Соловейчика. До
своего знакомства с Василием Александровичем
таких глубинных статей и книг по педагогике
Соловейчик не писал. Вникая в работу сельского
учителя, с его спокойной мудростью и открытостью
ребенку, Симон Львович, возможно, понял, что сам
он видит дальше и глубже своего павлышского
открытия. Учительское содружество должно быть
благодарно этой встрече, потому что у нас теперь
есть и “Педагогика для всех”, и “Последняя
книга”»…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|