ДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Тема чтений: «КАК НАМ СЕГОДНЯ
ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ?»
Окончание. начало читайте, пожалуйста,
в № 66
ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВОМ
О том, без чего нельзя подходить к
детям
Семеро детей Никитиных воспитывались
совсем иначе, чем большинство их сверстников.
– Говорить буду как на духу, – сказала Лена
Алексеевна. – Я имею на это право, пережила много.
Вижу в зале много совсем молодых
людей. Я не знаю, что вам известно о нашей семье.
Ведь шум вокруг нас был лет тридцать назад.
Мы в то время были на слуху и у соседей, и в
Академии педагогических наук. О нас писали
газеты, говорили в родительских клубах. Кто-то
считал, что нас надо лишить родительских прав, а
кто-то утверждал, что нам памятник надо ставить.
Вот между этими двумя полярными мнениями мы и
жили, и до сих пор живем. И по сей день в наш адрес
звучат разные слова. Но тот, кто нас знает – тот
знает, кто не знает – тот догадается, где правда,
где ложь, а где просто человеческая глупость.
Из-за чего такой шум? А из-за того, что мы растили
детей не так, как полагается. Как же? Дети босиком
по снегу бегали. То ли дом, то ли спортзал, не
поймешь. Учиться начали чуть ли не с пеленок:
читать, писать, по карте гулять. Родня ругала нас
за то, что нищету плодим. Я работала в библиотеке,
Борис Павлович – учителем труда в школе. Детей мы
в детский сад не сдавали. Трое ребят, четверо
девочек. Сейчас уже 23 внука у меня.
Кто-то меня осуждает, кто-то завидует. Раньше не
осмелилась бы, а теперь буду говорить только о
главном. О том, без чего нельзя подходить к детям.
Попробуйте угадать о чем, в зале ведь одни
женщины.
– О любви!
– Верно, без любви и рожать-то нельзя. Я это
поняла, вернее, почувствовала, но не сразу.
Сначала долго путалась в педагогических
правилах и методиках, пытаясь сделать что-то
полезное и нужное для своих детей.
Мы прославились как родители вундеркиндов, у
которых все раньше. Но главный результат наших
усилий я вижу в том, что наши дети тоже захотели
иметь много детей.
Дети – источник безусловной любви. Человеку,
который отваживается иметь ребенка, я бы
посоветовала прочитать книгу Корчака «Как
любить детей». Это единственная книга о
воспитании, о педагогике – не припомню другой, а
у нас в доме монбланы педагогических книг, – даже
в названии которой есть слово «любовь».
Корчак не дает готовых рецептов, но заставляет не
просто подумать и понять, а пережить то, о чем он
пишет. Любовь – великое искусство. Там, где
любовь, логика отступает. Не надо понимать
другого, надо его чувствовать. Без слов, без
объяснений. Я думаю, что научилась этому от своих
детей.
Корчак в своей книге обращается к матери, которая
сидит у изголовья засыпающего ребенка. «В мудром
одиночестве бодрствуй». Что это значит? Ничего
себе: и так недосыпаешь каждый день, а тут такой
совет… Когда я рожала детей, я не бросала работу.
И гордилась этим, дурочка. Мы все были
«работницы», потом уж все остальное. А это
состояние матери, когда она у колыбели ребенка
лелеет мечту о нем и учится его любить, – самое
важное.
О том же и книга американки Лендлоф «Как
вырастить счастливого ребенка». Без любви
прожить нельзя. Когда мы не понимаем, не
чувствуем самых близких людей – своих детей,
какое одиночество из-за этого! Сердце ноет.
Любовь – это доверие, доверие до конца.
Невозможно человека, которого ты любишь,
заподозрить в чем-то плохом. Именно это и спасает
человека. А мы зачем-то часто грешим недоверием и
подозрительностью по отношению к собственным
детям. И это губит их.
Я сейчас перебираю всю свою жизнь. Много ошибок
нахожу, каюсь. Мы с Борисом Павловичем оказались
без вины виноватые. Где-то недодумали, но спасло
нас только то, что мы жили с детьми и наслаждались
этим.
Рожала я свою седьмую, Любушку, а рядом шипели:
сумасшедшие, нищету плодите! А как бы сейчас без
Любы и ее семерых ребят?!
Все ждут от меня, что я сейчас расскажу, как
научить детей читать пораньше. А я вот что вам
скажу: дети рано учатся не тогда, когда у
родителей в руках суперметодика, а тогда, когда
родители чувствуют своих детей, любят их, дают
себе труд замечать, что в какой-то момент их
ребенок готов принять. Святая наука – услышать
друг друга. Кто ею владеет? Каким же надо быть
крокодилом, чтобы не чувствовать, как одиноко и
холодно нашим детям.
Я только теперь поняла, почему детей называют
ангелами. Они умеют чувствовать. И чувства их не
обманывают.
Я сейчас учусь быть бабушкой. Об одном жалею:
успею мало. Думаю все время, как же я прожила 75 лет
и то и дело попадала впросак, не всегда понимала
своих детей и внуков, ангелов этих.
Как научить главному? Как объяснить девочкам то,
что я сейчас чувствую?
Вот недавно деревенская бабушка, самая
обыкновенная бабушка, прислала мне письмо:
«Пришел внук выпивши, у грязе, и прям свалился и
заснул. Я ему есть подала, а сама плачу: непутевый
ты, несчастный, погубишь ты свою жизнь не на что.
Ругаю, а сама ревмя реву, уж так его жалко. Смотрю,
и он глазами заморгал. Ладно, говорит, бабушка, не
буду, только не плачь. И вот уж год как не пьет».
Кто из нас, современных деловых женщин, в этой
ситуации поведет себя так? А когда нам психологи
рекомендуют: мол, хорошо бы поплакать, и мы наивно
тут же применяем этот психологический подход,
сын плюет и уходит, да еще и напивается снова
назло. Детские души фальши не выносят.
А мы к ним с теориями разными. Про наказания и
поощрения толкуем.
Я призываю вас услышать друг друга. Увидеть глаза
напротив.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|