ДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Тема чтений: «КАК НАМ СЕГОДНЯ
ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ?»
Окончание. начало читайте, пожалуйста,
в № 66
ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВОМ
Софья Николаевна ЛЫСЕНКОВА
Как сделать успешным учебный труд
Встреча с Софьей ЛЫСЕНКОВОЙ в Малом
зале прошла на одном дыхании. И не потому даже,
что выступление Софьи Николаевны было, как
всегда, ярким, эмоциональным, содержащим
множество красноречивых примеров и обобщений.
Слушателей привлекла актуальность и безусловная
значимость предмета обсуждения.
Манифест “Человек свободный”
был написан много лет назад, а мы до сих пор ищем
ответ на вопрос: что значит быть свободным?
Писатель Александр Солженицын сказал: “Никакой
демократии у нас нет, и отстаивать нечего”. А
журналист Сергей Доренко расшифровал понятие
демократии иначе: “Это ограниченная свобода, а
иначе – это анархия”. Я думаю: чем ограниченная?
И отвечаю: порядком, законом, совестью.
Но мы живем в другой реальности. Считается, что
если власти врут, то и нам врать можно. Если
преступления не раскрываются, можно воровать.
Если отчетность сводится к формальным критериям,
можно и работать формально.
Как воспитывать детей в такое время?
Вроде бы учителям сейчас никто не указывает, но
мы все равно чувствуем какую-то поддиктовку. О
чем говорят учителя в откровенных беседах? “Мы в
бумагах увязли, пишем бесконечные планы,
показные отчеты”.
Десять лет назад появилась статья “Смогли бы вы
поступить в первый класс?” Чуть пораньше –
статья “Нужны ли России классы дураков?” Разве
сегодня что-то изменилось? Проводим какие-то
собеседования, приглаживаем, а суть та же: этот
класс – напоказ, а тот…
Нас уверяют, что учитель может сам выбирать
методику и способ обучения. Разговариваю по
телефону с московской учительницей:
“Используете ли вы в работе мои методики?” –
“Используем, но об этом говорить нельзя”.
Учителя из Брянска благодарят за мои книжки,
которые для них буквально настольными стали, а
официально ведут уроки по учебникам Занкова.
Учительнице из школы поселка Магистральный
предлагается выбор: “Гармония” либо “Школа
2000”. “А по Лысенковой можно?” – “Ее нет в
списках”. – “В каких списках? Имеется в виду
инструктивное письмо министерства?”
Но несмотря на все сложности, каждый – кто вслух,
а кто “про себя” – ищет ответ: как нам
воспитывать детей?
Помню, как еще во время советской власти ко мне
обратилась мама: “Не знаем, как Ленку
воспитывать, скромной или?..” А вот пример из
более поздних постперестроечных времен. Была у
меня ученица Женя – очень скромная девочка,
отличница. Я беспокойно спрашиваю ее папу: “Как
же Женечка дальше будет жить со своей
скромностью?” Он ответил коротко: “Жизнь
научит”. Похоже, папа верил, что жизнь заставит
Женю забыть о своей скромности.
А однажды, когда я единственный раз в жизни вела
группу продленного дня, приходит мама за сыном и
с порога: “Ну как тут мой Боря?”. “Не примерное
поведение, не примерное”, – признаюсь. И тогда
мама обескуражила меня своим замечанием: “А я и
не хочу, чтобы у него было примерное поведение”.
Сейчас этот ответ меня бы не удивил.
Смотрю передачу по телевидению. Слышу такую
мысль: “Сегодня правильный, скромный человек –
это дурак”.
К чему я все это? Воспитание происходит всегда и
везде. И вне воспитания нет жизни.
Воспитание успехом в учебном труде – вот главная
мысль, которая сопровождает все мои книги. Все
дети хотят учиться, но они хотят не просто
учиться, а хорошо учиться.
Василий Сухомлинский писал: “Напрасный,
безрезультативный труд для взрослого становится
постылым, отупляющим, бессмысленным. А ведь мы
имеем дело с детьми”.
А Симон Соловейчик утверждал: “Надо, чтобы ни у
одного ребенка не было груза незнания за плечами.
Тяжел для него этот мешок. Бросает он его и к
восьмому классу ходит в школу не только без
портфеля, но и без листка бумаги”.
Я же всегда прошу учителей: не умаляйте значения
ЗУНов. Важны не ЗУНы сами по себе, а путь к ним.
Какой этот путь? Если успешный, то он розовый, а
если не успешный, то серенький, а то и совсем
почерневший.
Мне вспоминается одна встреча с учителями и
родителями. Учителя твердят: “От нас
администрация требует железной дисциплины”. Что
еще за железная дисциплина?! Зачем она мне на
уроке, когда, скажем, мальчик Алеша слышит слова
ведущего, который пишет и объясняет: “Пишу пять,
пишу один, считаю (пальчиком по линейке считает),
пять прибавляю один. Получится шесть”. Я только
меняю ведущих: “Веди, Петя… Веди, Катя…” И
никаких лишних слов: “Почему не пишешь?! Куда
полез?!”. Если Алеша засмотрелся в окно, он сам
потом берет ручку и старается подравняться со
всеми. Отстать ему просто неловко.
Детям одинаково нравится быть ведущим и быть
ведомым. Рядом с детьми их игрушки: сидит
плюшевый мишка, сидит кукла – детей увлекает
такая игра.
Жалуется папа: дочь пропустила три дня занятий.
Сдавала экзамены в музыкальной школе. А
учительница при встрече ее отчитала. “Меня та
ваша школа не интересует”. Что тут скажешь? Я на
первом родительском собрании не говорю про
учебники и тетради. Задаю только один вопрос: где
еще ваши дети будут проводить время, кроме школы?
Когда-то я написала статью «Женька из 4-го “Б”,
или Я вас давно жду», где рассказала о своем
ученике. Его отец по профессии инженер, а по жизни
– горький пьяница. Когда трезвый – хороший
человек, а пьяный – лупил нещадно и жену, и сына.
Поэтому Женя, чуть свободное время, бежал на
улицу. А на улице прямо перед домом был дворовый
стадион, где мальчишки играли в футбол. Тут
мальчик преображался, сиял: как же, вратарь! Я
посоветовала маме отвести Женю в ближайший
спортивный клуб “Крылья Советов”. И мама
прислушалась к моему совету. А после восьмого
класса отдала парня в спортивную школу. Женя
время от времени приходил ко мне и делился
новостями: “А мы ездили на соревнования в
Финляндию, а мы…” Но один случай мне запомнился
особо. Это произошло еще до спортивной школы,
когда Женя учился в четвертом классе. Я тогда
сломала руку, но все равно пошла в школу. Так вот:
восемь часов утра, подхожу, а на пороге стоит
Женя. “Ты чего так рано?” – “А я вас давно жду.
Кто вам дверь откроет? Кто на доске напишет?” Вот
что самое главное в нашей работе: какой человек
растет!
А что касается уроков… Учительница из Омска
недавно написала в газету “Первое сентября”
письмо с рассуждениями о том, как сберечь время
урока и повысить его эффективность. В письме было
высказано такое суждение: “Нельзя тратить урок
на разговоры, не относящиеся к делу”. Я с этим не
согласна. А если надо срочно обратить внимание на
что-то очень важное?
У меня в одной из книг есть глава “Воспитание
поступком”. Речь о воспитании поступком учителя
и поступком ученика. Я не жалею времени урока на
то, чтобы обратить внимание на хороший поступок
ученика, который только что уступил малышу
дорогу или пропустил учительницу в столовую. Тем
более не пропускаю плохие поступки. На их
обсуждение мне не жаль даже 10–15 минут.
А учительнице из Омска я хочу посоветовать не
искать время на уроке. Оно давно найдено. Время
можно выкраивать, добывать, превращать из
маленького в большое. О том, как это делается, я и
пишу в своих книгах и статьях.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|