Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

Симон Львович СоловейчикДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 
Тема чтений: «КАК НАМ СЕГОДНЯ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ?» 

 

Окончание. начало читайте, пожалуйста, в № 66

 

 

 

 

ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВОМ

Софья Николаевна ЛЫСЕНКОВА

Как сделать успешным учебный труд

Встреча с Софьей ЛЫСЕНКОВОЙ в Малом зале прошла на одном дыхании. И не потому даже, что выступление Софьи Николаевны было, как всегда, ярким, эмоциональным, содержащим множество красноречивых примеров и обобщений. Слушателей привлекла актуальность и безусловная значимость предмета обсуждения.

Софья Николаевна ЛЫСЕНКОВА

Манифест “Человек свободный” был написан много лет назад, а мы до сих пор ищем ответ на вопрос: что значит быть свободным?
Писатель Александр Солженицын сказал: “Никакой демократии у нас нет, и отстаивать нечего”. А журналист Сергей Доренко расшифровал понятие демократии иначе: “Это ограниченная свобода, а иначе – это анархия”. Я думаю: чем ограниченная? И отвечаю: порядком, законом, совестью.
Но мы живем в другой реальности. Считается, что если власти врут, то и нам врать можно. Если преступления не раскрываются, можно воровать. Если отчетность сводится к формальным критериям, можно и работать формально.
Как воспитывать детей в такое время?
Вроде бы учителям сейчас никто не указывает, но мы все равно чувствуем какую-то поддиктовку. О чем говорят учителя в откровенных беседах? “Мы в бумагах увязли, пишем бесконечные планы, показные отчеты”.
Десять лет назад появилась статья “Смогли бы вы поступить в первый класс?” Чуть пораньше – статья “Нужны ли России классы дураков?” Разве сегодня что-то изменилось? Проводим какие-то собеседования, приглаживаем, а суть та же: этот класс – напоказ, а тот…
Нас уверяют, что учитель может сам выбирать методику и способ обучения. Разговариваю по телефону с московской учительницей: “Используете ли вы в работе мои методики?” – “Используем, но об этом говорить нельзя”.
Учителя из Брянска благодарят за мои книжки, которые для них буквально настольными стали, а официально ведут уроки по учебникам Занкова.
Учительнице из школы поселка Магистральный предлагается выбор: “Гармония” либо “Школа 2000”. “А по Лысенковой можно?” – “Ее нет в списках”. – “В каких списках? Имеется в виду инструктивное письмо министерства?”
Но несмотря на все сложности, каждый – кто вслух, а кто “про себя” – ищет ответ: как нам воспитывать детей?
Помню, как еще во время советской власти ко мне обратилась мама: “Не знаем, как Ленку воспитывать, скромной или?..” А вот пример из более поздних постперестроечных времен. Была у меня ученица Женя – очень скромная девочка, отличница. Я беспокойно спрашиваю ее папу: “Как же Женечка дальше будет жить со своей скромностью?” Он ответил коротко: “Жизнь научит”. Похоже, папа верил, что жизнь заставит Женю забыть о своей скромности.
А однажды, когда я единственный раз в жизни вела группу продленного дня, приходит мама за сыном и с порога: “Ну как тут мой Боря?”. “Не примерное поведение, не примерное”, – признаюсь. И тогда мама обескуражила меня своим замечанием: “А я и не хочу, чтобы у него было примерное поведение”. Сейчас этот ответ меня бы не удивил.
Смотрю передачу по телевидению. Слышу такую мысль: “Сегодня правильный, скромный человек – это дурак”.
К чему я все это? Воспитание происходит всегда и везде. И вне воспитания нет жизни.
Воспитание успехом в учебном труде – вот главная мысль, которая сопровождает все мои книги. Все дети хотят учиться, но они хотят не просто учиться, а хорошо учиться.
Василий Сухомлинский писал: “Напрасный, безрезультативный труд для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным. А ведь мы имеем дело с детьми”.
А Симон Соловейчик утверждал: “Надо, чтобы ни у одного ребенка не было груза незнания за плечами. Тяжел для него этот мешок. Бросает он его и к восьмому классу ходит в школу не только без портфеля, но и без листка бумаги”.
Я же всегда прошу учителей: не умаляйте значения ЗУНов. Важны не ЗУНы сами по себе, а путь к ним. Какой этот путь? Если успешный, то он розовый, а если не успешный, то серенький, а то и совсем почерневший.
Мне вспоминается одна встреча с учителями и родителями. Учителя твердят: “От нас администрация требует железной дисциплины”. Что еще за железная дисциплина?! Зачем она мне на уроке, когда, скажем, мальчик Алеша слышит слова ведущего, который пишет и объясняет: “Пишу пять, пишу один, считаю (пальчиком по линейке считает), пять прибавляю один. Получится шесть”. Я только меняю ведущих: “Веди, Петя… Веди, Катя…” И никаких лишних слов: “Почему не пишешь?! Куда полез?!”. Если Алеша засмотрелся в окно, он сам потом берет ручку и старается подравняться со всеми. Отстать ему просто неловко.
Детям одинаково нравится быть ведущим и быть ведомым. Рядом с детьми их игрушки: сидит плюшевый мишка, сидит кукла – детей увлекает такая игра.
Жалуется папа: дочь пропустила три дня занятий. Сдавала экзамены в музыкальной школе. А учительница при встрече ее отчитала. “Меня та ваша школа не интересует”. Что тут скажешь? Я на первом родительском собрании не говорю про учебники и тетради. Задаю только один вопрос: где еще ваши дети будут проводить время, кроме школы?
Когда-то я написала статью «Женька из 4-го “Б”, или Я вас давно жду», где рассказала о своем ученике. Его отец по профессии инженер, а по жизни – горький пьяница. Когда трезвый – хороший человек, а пьяный – лупил нещадно и жену, и сына. Поэтому Женя, чуть свободное время, бежал на улицу. А на улице прямо перед домом был дворовый стадион, где мальчишки играли в футбол. Тут мальчик преображался, сиял: как же, вратарь! Я посоветовала маме отвести Женю в ближайший спортивный клуб “Крылья Советов”. И мама прислушалась к моему совету. А после восьмого класса отдала парня в спортивную школу. Женя время от времени приходил ко мне и делился новостями: “А мы ездили на соревнования в Финляндию, а мы…” Но один случай мне запомнился особо. Это произошло еще до спортивной школы, когда Женя учился в четвертом классе. Я тогда сломала руку, но все равно пошла в школу. Так вот: восемь часов утра, подхожу, а на пороге стоит Женя. “Ты чего так рано?” – “А я вас давно жду. Кто вам дверь откроет? Кто на доске напишет?” Вот что самое главное в нашей работе: какой человек растет!
А что касается уроков… Учительница из Омска недавно написала в газету “Первое сентября” письмо с рассуждениями о том, как сберечь время урока и повысить его эффективность. В письме было высказано такое суждение: “Нельзя тратить урок на разговоры, не относящиеся к делу”. Я с этим не согласна. А если надо срочно обратить внимание на что-то очень важное?
У меня в одной из книг есть глава “Воспитание поступком”. Речь о воспитании поступком учителя и поступком ученика. Я не жалею времени урока на то, чтобы обратить внимание на хороший поступок ученика, который только что уступил малышу дорогу или пропустил учительницу в столовую. Тем более не пропускаю плохие поступки. На их обсуждение мне не жаль даже 10–15 минут.
А учительнице из Омска я хочу посоветовать не искать время на уроке. Оно давно найдено. Время можно выкраивать, добывать, превращать из маленького в большое. О том, как это делается, я и пишу в своих книгах и статьях.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru