ДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Тема чтений: «КАК НАМ СЕГОДНЯ
ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ?»
Окончание. начало читайте, пожалуйста,
в № 66
Ведущий Анатолий БЕРШТЕЙН
В ответе ли мы за тех, кого
воспитали?
Отвечаю ли я, учитель, за судьбу моего
ученика, за коллизии и трагедии его жизни?
Несмотря на то что разговор этот происходил в
Большом зале Дома учителя, микрофон решили
отключить. Разговор о предельных вещах не терпит
назидания и трибунной патетики.
И здесь не бывает «правильных ответов».
Анатолий Берштейн:
– На первый взгляд поставленный вопрос
риторичен – конечно, да! Конечно, в ответе! Но на
самом деле не все так однозначно. Есть самые
разные оттенки и грани этого вопроса. И в любом
случае вопрос ответственности – ключевой в
педагогической профессии.
Недавно мне попалась на глаза фотография
двадцатилетней давности. Двенадцать подростков
в возрасте от 14 до 18 лет. Мотосекция районного
подросткового клуба, которую я вел для самых
трудных подростков. Мы много чем с ними
занимались, вместе ездили в путешествия...
А сегодня шестерых из тех двенадцати уже нет.
Один умер от скоротечной болезни, другой
разбился на мотоцикле, двое погибли в
автокатастрофе, пятого нашли повешенным (так и
неизвестно, было ли это самоубийство), шестой
спился и умер...
Есть ли моя вина в том, что именно так сложились
судьбы моих воспитанников?
Я смотрел на фотографию, во мне поднимались
разные чувства, но чувства вины я не испытывал.
Потому что знаю: эти ребята провели со мной в
клубе самые счастливые месяцы и годы своей жизни,
своего детства. Мы были друзьями, и я делал все,
что мог.
Тот парень, который впоследствии спился, пришел в
клуб из своего интерната уже пьющим. И пока он был
с нами, совсем не пил. У меня сохранилась его
фотография, где он один, совершенно счастливый,
стоит в тронном зале Екатерининского дворца... И я
до сих пор рад, что был причастен к тому, что это с
ним тогда происходило. Но как я могу отвечать за
всю его жизнь – за то, что происходит в другом
времени и в другом пространстве?
Мы в ответе лишь за то время и то пространство, в
котором находимся вместе с детьми. За наши
усилия, за наши попытки, сердечные старания. Но
все, что дальше, – не наша ответственность. Мы не
можем быть «дежурными» по всей жизни наших детей.
Взрослые, родители, учителя часто абсолютизируют
и монополизируют свою ответственность за судьбы
детей. Но мы же не боги. Все, что мы можем, – это в
чем-то помочь. Но только сам человек отвечает за
то, что происходит в его жизни.
Но есть и другой аспект нашей ответственности.
Необходимо, чтобы то, чему мы учим, что говорим,
соответствовало тому, чем и кем мы являемся сами.
Вот за это мы несем всю полноту ответственности.
У циника и труса нет морального права
воспитывать романтиков и храбрецов, хотя,
возможно, он и сумеет на каком-то отрезке
добиться своей цели. Но моральное разочарование
в учителе, которое затем придет к ребенку,
обернется трагическими последствиями. Если в нас
самих нет чего-то внутри, не надо с этим выходить
к детям. Мы отвечаем за то, чтобы в нас было слово,
а не «красное словцо».
Воспитательные цели учителя противоречивы.
С одной стороны, мы должны социализировать детей,
помочь им стать успешными в обществе. А с другой
– хочется воспитать хороших, честных, добрых
людей. Но эти качества зачастую противоречат
курсу на благополучное устройство в жизни.
“Педагогика не наука о хорошем устройстве в
жизни”, – написал Соловейчик.
Мы отвечаем за то, чтобы в детях пробуждалась
совесть. В этом смысле мы отвечаем за их
спокойный сон. Потому что мы отвечаем за
сохранение нравственности человеческого вида. А
то, насколько трудно или легко складывается
жизнь наших выпускников, – это уже не наша
ответственность. В конце концов, мы всего лишь
одно из обстоятельств в жизни ребенка.
Но мы, конечно, в ответе за свое мастерство. Мы
должны учитывать особенности возраста и,
понимая, с кем разговариваем, подбирать слова и
думать о последствиях. Избегать крайностей,
максимализма.
Я как-то шел по улице с подростком. Мы пробирались
среди тесно припаркованных машин. И я сгоряча
сказал что-то вроде: “Черт, шандарахнуть бы по
этой машине чем-нибудь, надоело!” А мой 15-летний
спутник тут же взял и долбанул кулаком по машине.
Я только сказал – он уже сделал...
А еще мы несем ответственность за наше участие
или неучастие в идеологической пропаганде, в
которую нас коллективно втягивают. В пропаганде
каких-то постыдных и преступных, по нашему
мнению, идей. Мы отвечаем за меру собственного
конформизма и за собственную совесть.
Но неучастие в коллективной идеологической
пропаганде вовсе не значит, что учителям не
следует высказывать свою точку зрения. Мы
ответственны за то, чтобы сказать детям о своей
позиции. Они должны знать наше мнение. И если мы
не прячемся за коллективную ответственность, мы
ответственны за свое мнение.
Если я сталкиваюсь с ситуацией, которую не могу
изменить, я по крайней мере должен высказать свою
точку зрения на эту ситуацию. Никого не
агитировать, не вести за собой, а просто
высказать свое мнение. Это сфера нашей
ответственности.
А рассуждениями про то, что мы «отвечаем за
судьбу ребенка», нам удобно прикрывать свой
страх, свою бездеятельность. Опять процитирую
Симона Львовича: «Чувство ответственности за
ребенка свойственно нормальному человеку, но
многие беды происходят не оттого, что
недостаточно сильно чувство ответственности, а
как раз наоборот, оттого, что это чувство
ответственности подавляет все остальные
человеческие чувства. На фразах вроде “А кто
будет отвечать, если что-нибудь случится?”
педагогика заканчивается».
Призыв к ответственности часто оборачивается
авторитарными формами запрета, сверхстрогим
контролем, подавлением в ребенке права на личную
свободу.
Все нельзя! Почему? Потому что я за тебя отвечаю!
Формула такой «ответственности» – контроля,
замешенного на страхе, – парализует
педагогическую деятельность. И речь здесь уже не
о сохранении ребенка, а о самостраховании.
Да, есть знаменитая фраза “Мы в ответе за тех,
кого приручили”. Но, на мой взгляд, она не
относится к педагогике! Сент-Экзюпери писал не о
педагогике, а о любви. Мы в ответе за тех, кого
полюбили и кто полюбил нас. Ответственность –
часть любви. Но это уже не предмет дискуссии.
Михаил Владимирович Левит, учитель
истории:
– Я хотел бы сказать не о личной ответственности
педагога, а об ответственности системы
образования в целом. О том, как школа
воздействует на качество жизни в обществе.
Воздействие школы на общество отсроченное.
Проходит лет 35, пока выпускники дорастают до
уровня, когда могут повлиять на науку, культуру,
политику. Скажем, победа в Великой Отечественной
войне – это вовсе не заслуга советской школы 30-х
годов, а во многом заслуга еще дореволюционной
или послереволюционной, сумевшей воспитать
мужественное благородное поколение.
Советская школа 20-х годов – школа
экспериментальная, свободная, новаторская, где
не было обязательных программ, где работали с
креативностью ребенка. А в результате – взлет
советской культуры и науки в середине 50-х –
спутники, атомная физика... Между прочим,
американский конгресс, поставивший в 50-е годы
вопрос об эффективном развитии национальной
науки и заявивший об отставании американской
школы от советской, имел в виду советскую школу
двадцатых, и именно ее принципы стали ориентиром
для реформы американской школы...
Точно так же и школа середины 60-х, созданная в
эпоху оттепели, реальное влияние на общество
оказывает уже в 80–90-е годы: это ее воспитанники
разворачивают страну в сторону демократических
преобразований и экономических реформ...
Заявленные позиции вызвали острую дискуссию в
зале.
– Да, система ответственна. Но как повлиять на
систему? И как мы можем отвечать за то, что
происходит в системе?
– Это вопрос степени нашей зависимости от
системы. Или мы осознаем себя как часть системы,
или мы пытаемся уйти из нее. И это наш
нравственный выбор, сфера личной
ответственности каждого.
– Мы являемся членами профессионального цеха и
можем сопротивляться внешнему давлению системы.
Но почему мы не делаем этого? Почему, например,
отдаем право аттестации учителя чиновникам, а не
создаем для этого свои цеховые организации?
– А где найти меру ответственности? Ведь все мы
разные, и у каждого свои точки отсчета. Кто вправе
оценить, насколько правильно ведет себя педагог
с учеником? Директор? Гороно? Возможны ли общие
принципы, возможны ли общие критерии?
– Ответственность есть только личная. А
коллективная ответственность – это
безответственность. Мы, к сожалению, не обсуждаем
с детьми вопросы ответственности. Не
ответственности перед кем-то, а ответственности
перед собой. И наша общая безответственность
сегодня состоит в том, что допускаются такие шоу,
как “За стеклом”.
– Скажите, почему так больно, когда понимаешь,
что все, что ты пытался дать, оказалось впустую?
Когда столько всего отдаешь и ничего не
возвращается...
– А я уже боюсь воспитывать детей честными,
порядочными, умными и добрыми – ведь за таких
детей страшно. Как они будут жить?
– Но это выбор, который человек сам совершает.
– Педагогики нет без боли. И эмоциональный
ресурс педагога короче, чем его стаж. С годами
приходит усталость. Мы опустошаемся. И все же
важно остаться неравнодушным...
– Нам все время говорили, что учитель должен
гореть. А может, не надо этого горения? Может, надо
просто тупо исполнять свои обязанности?
– Нужна профессиональная отстраненность, но не
эмоциональная тупость. Да, надо беречь себя и
детей, чтобы не сжечь. Но без эмоций нельзя.
– После Беслана в нашей школе начали усиленно
бороться с терроризмом. Развесили плакаты: что
делать, если тебя взяли в заложники. Ввели
пропуска, без которых в школу не войдешь. Меня это
раздражает, а мне говорят: не надо эмоций, это
приказ, его надо исполнять. А я не могу смириться.
– Поколение, воспитанное на пропускной системе,
через 30 лет породит шпиономанию. Мы должны
говорить детям о своей позиции.
Анатолий Берштейн:
– Когда-то Окуджаву спросили, почему он ушел из
школы. Он ответил, что очень любил литературу,
любил детей, но не любил учительскую.
Мы неизбежно сталкиваемся в работе с тем, что нам
что-то не нравится. Но мы отвечаем только за то,
что творится с детьми. На внешние помехи надо
меньше тратить сил. Иначе их не хватит на другое.
Бывает, учителя ввязываются в какую-то борьбу и
вся их жизнь превращается в сражение. И на детей
уже времени не остается.
В любом случае личные переживания и рефлексия на
тему ответственности – важнейшая часть нашей
работы. Мы должны думать и обсуждать это с
коллегами. Главное – чтобы не было равнодушия и
было осознание персональной ответственности.
Повторюсь. Мы не ответственны за хорошее
воспитание. Нам положено трудиться и не знать
результатов трудов своих. А вот за плохое
воспитание – ответственны.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|