ДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Тема чтений: «КАК НАМ СЕГОДНЯ
ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ?»
Окончание. начало читайте, пожалуйста,
в № 66
«Всякого рода философия»
Подростковые дневники Симона
Соловейчика
Второй день Чтений открывал Николай
КРЫЩУК.
В Большом зале звучал рассказ автора
комментариев к дневникам пятнадцатилетнего
юноши, подростка, которому суждено было стать
выдающимся педагогом. Опубликованные в
праздничном номере газеты дневники и
комментарии были у всех перед глазами – их можно
прочитать.
А вот о том, как шла работа над комментариями,
можно было услышать только из уст Николая
КРЫЩУКА.
– Когда я писал книгу о Блоке, я
уже закончил университет, защитился. Думал, все
знаю. Но когда понадобилось сказать о Блоке
человеческими словами, понял, что не знаю ничего.
Я пошел в литературный архив и стал читать
хронику семьи Бекетовых. Ее заполняли четыре
сестры, одна из которых станет матерью Блока.
Когда она писала эти строки, она еще не знала, что
у нее через четыре года родится сын. А я это знал!
И я испытал по этому поводу огромное волнение.
Так же я взволновался, когда узнал, что есть
дневники Соловейчика 1946–1947 годов. Я читал его
книги, был знаком с педагогическими идеями, и
теперь у меня появился шанс узнать, откуда это
произошло. Совпадет или не совпадет мое
представление о юном Соловейчике с ним реальным?
Сложатся ли в одно зазубрины на половинках
разрезанной открытки?
Для меня это было испытание. Я всегда был уверен,
что подлинное рождается из душевной органики, из
существа человека.
В конце концов я стал читать дневник
неизвестного мне мальчика, подростка, который
жил в неизвестное для меня время, когда меня еще
на свете не было. Я увидел те импульсивные
настроенческие черты, ту повадку, ту походку, ту
улыбку, те же сжатые зубы, которые я знал уже во
взрослом Симоне Соловейчике.
Ничего не возникает из головы. То, что возникает
из головы, – это всегда легко оспорить. Но нельзя
оспорить то, из чего человек вырос, – его
характер, темперамент. Дневники полны мыслями –
там мысль на мысли, поверх мысли еще мысль. Это
было в мальчике, это было и во взрослом
Соловейчике. Например, оптимизм. Там есть глава
«Разочарование», которая заканчивается словом
«очарование». Дело не в советском оптимизме – в
свойстве личности. Это обязательный ход, который
сохранился во всех книгах Соловейчика. Помните?
«Мой продукт – надежда».
Мы ведь много наслаждений находим в мрачных
разговорах о грядущем крахе, об экономическом
апокалипсисе. Как-то принято среди умных людей не
верить, не надеяться, быть скептиком. А у него с
самого начала была эта черта людей XVIII века –
вера в правду, в разумность устройства мира. И был
он человеком самостроительным.
Отчего в душе Симы Соловейчика происходит
разочарование? Оно ведь не связано с крушением
изначальных представлений. Он уверен: можно
научиться чувствовать, научиться счастью.
Правде. Если человек исполнен долга и не знает
правды – катастрофа. Счастье – долг перед
правдой исполнять.
Его волнуют не качества человека, а отношения
между людьми. Это совпало: то, что он нес в себе
как человек, и то, что было востребовано временем.
Мир не идеями движется, а отношениями.
Взаимосвязями. Ведь когда мы читаем книги
Соловейчика, нам не бросается в глаза его
образованность. Цитат, имен, фактов – всего этого
очень мало, но мы-то знаем, что интересовало его
очень многое. Был в нем природный демократизм. И
был он чрезвычайно внимательным к человеку.
Притом считал, что истина проста. На узоры у него
не было ни времени, ни желания. Был он сторонником
простой мысли, которую можно с ходу применить к
бесконечному процессу духовной работы. Быть
максимально внятным, максимально ясным, то есть
честным. Простая истина дается либо трудом, либо
демократизмом, либо гением.
Я читал его дневники и все время боялся: сейчас не
совпадет, сейчас не получится: обыкновенные
школьные ситуации, обыкновенные рассуждения
мальчика, отношения с классом, с девочкой – но я
узнавал в них Соловейчика.
Он сожалеет: наша жизнь пышет, бурлит, несется
вперед, а в литературе этого нет; наша жизнь
движется в другом ритме, нужен динамичный герой,
другой язык. С одной стороны – клише. Но под
старым языком новые мысли. Мне показалось, что
это эталонный дневник подростка. Подросток
говорит либо сумбурно, либо используя клише, а
тут он пытается остаться честным по отношению к
себе, каким-то образом находит новое в неновом,
подлинное в штампе.
Сколько я находил в его записях аналогий с тем, о
чем говорят наши классики! Основополагающие
мысли Достоевского о рациональной утопии, о том,
что чувство более прихотливо, чем соображения
пользы, – у мальчика, живущего в сталинской
стране. Он хочет выбиться из строя, шагать шире и
свободнее. Ему надо додумать, определить,
сформулировать – получается не вычитанное, а
совпавшее с большой литературой. Его мысли о
любви телесной совпадают с толстовским
послесловием к «Крейцеровой сонате».
Подросток-максималист и зрелый Толстой говорят
об одном и том же: о стыде, об умении сдерживать
плотские чувства.
Считается, что пропасть между классической
литературой и подростком непреодолима. Нам никак
не подключить ребенка к ситуации. Он начинает с
какой-то своей точки, со своего опыта. Спрашивают:
«Раскольников правильно убил или неправильно?».
Подросток видит, что убивают все, есть фильмы,
которые говорят, что убивать можно, но по делу,
«Брат», например. И с этого надо начинать – с
того, что интересует подростка.
По дневнику видно, что есть много пересечений в
проблемах, которые волнуют и подростка, и русскую
литературу. Понятно и то, почему
Соловейчик-педагог пропагандировал метод
Ильина, уход от текста в пользу нравственной
проповеди. «Меня назвали Грушницким», –
записывает Сима Соловейчик. Он не может
подобрать к своему лицу литературного героя.
Пишет: «Одна из главных черт – не брать
примеров».
И все это духовный труд. Меня спрашивают: «Зачем я
должен знать историю литературы? Я хочу простого,
жизненного!» Мамардашвили хорошо писал: «Жизнь
делается духовным усилием». Без духовного усилия
жизнь превращается в хаос. Посмотрите, как быт
агрессивен. И наше духовное усилие – это ответ на
хаотическую агрессию жизни усилием
организующим.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|