КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ
Трамвай, картошка и танцы при свечах
В фильмах Марлена Хуциева ничто не
существует отдельно
Марлену Мартыновичу Хуциеву на этой
неделе исполнилось 80 лет. Каждый его фильм – от
«Весны на Заречной улице» до «Послесловия» –
события в нашей жизни.
Трое ребят идут по черно-белой Москве –
Сережа, Коля, Слава. По мокрой осенней мостовой.
Первый снег пролетает. Ребята вглядываются друг
в друга, а мы вглядываемся в них, предчувствуя
прощание. И шепчешь им, уходящим: ну, что же вы
уходите? Будь вы где-то рядом, все бы у нас
сложилось иначе. Но идут неотвратимые титры – и
во весь экран: «Конец фильма».
В последнее воскресенье сентября по «Культуре»
показывали «Мне двадцать лет». Мы ровесники с
этим фильмом, поэтому у меня особенное к нему
отношение. Рядом примостилась дочка и тоже
смотрела не отрываясь. Иногда спрашивала: «Это на
самом деле так было? Так любили стихи, так спорили
о смысле жизни?»
Да, так было. Мы еще застали эту любовь, эти споры
в начале 80-х, когда и нам исполнилось двадцать
лет. Мы еще помним такую Москву, как в фильме.
«Вот вам денежка…» – «Вот вам билетик…».
Вечерний трамвай кружит по Москве, все
здороваются с девушкой-кондуктором,
перебрасываются добрыми словами, как будто здесь
все родные. Потом пассажиры выходят на своих
остановках, а трамвай идет в парк. Поворачивает
на кольце, освещая окрестности своими окнами и
согревая нас невыразимой надеждой.
Когда начинается знаменитая сцена с картошкой,
рассказываю дочке: «Видишь того нахального
парня, волосы ежиком? Это Андрей Тарковский».
Каждый кадр в этом фильме знаком, но смотрю, боясь
что-то пропустить. Пронзает то, что раньше и не
задевало. Вот в письме погибшего на фронте отца:
«Не знаю, останусь ли жив. Но знаю, что Москва
останется, СССР останется».
Или вот раздумья Сергея: «Я не хочу так дальше. Не
хочу перетирать время, перетирать дни. Ничего не
существует отдельно. Отдельно любовь, отдельно
жизнь, отдельно время, в которое ты живешь».
И его же вопрос: «О чем вообще можно говорить
серьезно?».
Сергей серьезно относился к революции. «К песне
“Интернационал”. К тридцать седьмому году, к
войне, к солдатам – и живым, и погибшим, к тому,
что почти у всех у нас нет отцов, и к картошке,
которой мы спасались в голодное время».
Когда двадцать лет назад нам было двадцать лет,
мы готовы были повторить эти слова как свои. Ну,
быть может, не вспомнили бы про «Интернационал».
Память же о 37-м и войне была еще слишком свежа.
Голода мы не знали, но картошкой спасались во все
времена, и не только в деревне. К ней было
трепетное отношение и у нас, студентов, ведь
каждую осень мы встречали в картофельных полях.
К чему серьезно относятся нынешние
двадцатилетние? Ведь есть такие вещи, не могут не
быть. Но дадут ли сегодняшним физикам и лирикам
снять свои «Мне двадцать лет»? Захотят ли они
сами вернуть на экран мысль, поэзию, искренность?
Захотят ли прислушаться к лучшему в самих себе?
Выдержат ли барственный приговор сытых и
успешных, которые скажут (как отец Ани в фильме
Хуциева говорит Сергею): «В принципе вы никому не
нужны – такие».
Когда съемки фильма подходили к концу, Геннадий
Шпаликов (поэт, сценарист и соавтор М.Хуциева)
записал в дневнике 30 декабря 1961 года: «Итак, с
Новым годом. Что нас ждет в следующем? Что-то?
Что-то нас там ждет… Вот чего бы я хотел, вот моя
программа. Получить 1-ю категорию за Марлена – и
чтобы картина была очень хорошая, всем хорошим
людям понравилась, а сволочам – и не надо».
В общем, все так и вышло. Фильм приняли к сердцу
хорошие люди. Михаил Ромм после просмотра сказал
своему ученику: «Марлен, вы оправдали свою
жизнь». А власть обрушилась на фильм с самых
высоких трибун. Она во все времена не любит, когда
кто-то пытается думать всерьез, и готова на все
что угодно, лишь бы не дать человеку додуматься
до чего-то истинного, настоящего. Раньше его
клеймили позором на всю страну, травили в
газетах, прорабатывали со всех сторон. Теперь
неудобного режиссера или писателя просто
унижают нищетой, полным забвением, оставляют, как
чеховского Фирса.
Н.С.Хрущев в 1963 году на встрече в Кремле с
деятелями литературы и искусства под бурные
аплодисменты кричал: «Трое рабочих парней
показаны так, что не знают, как им жить и к чему
стремиться. И это в наше время развернутого
строительства коммунизма!».
Слова первого лица могли стать окончательным
приговором. Но фильм зажил своей жизнью и помог
выжить своим создателям. Марлен Хуциев
рассказывал киноведу Татьяне Хлоплянкиной: «Что
я чувствовал в тот день? Какую-то оглушительную
пустоту. Речь закончилась, все спустились вниз.
Никто не подошел ко мне. Я оделся, молча вышел на
Красную площадь. Уже смеркалось, было без
четверти… не могу назвать точно час, но помню,
что без четверти, и я стал ходить по Красной
площади в ожидании смены караула у Мавзолея.
Через пятнадцать минут появились часовые, чеканя
шаг, подошли к Мавзолею, караул сменился, – а я
стоял и как бы смотрел на заключительные кадры
своей картины».
Марлена Хуциева и Геннадия Шпаликова заставляли
переделать фильм, требуя внесения почти сотни
поправок – от документальных съемок на вечере в
Политехническом до сцены, когда Сергей и Аня
танцуют со свечами в руках. «Все подражать
начнут, возникнут пожары!»
Авторы фильма пытались отстоять каждый кадр.
Директор студии называл худенького Марлена
«Сорок три килограмма упрямства». Изрезанный,
сокращенный, но все-таки живой фильм вышел на
экраны ровно сорок лет назад – в 1965 году. Тогда и
появилось это название – «Мне двадцать лет».
Вообще-то в сценарии и в период съемок фильм
назывался «Застава Ильича».
Сегодня нам навязывают героя, железобетонной
цельности которого не удалось в свое время
добиться Никите Сергеевичу. По экранам шагает
крутой строитель капитализма, берущий от жизни
все. Он знает, как жить и к чему стремиться.
Там, где на всю улицу болтался на ветру
единственный лозунг «Вперед, к победе
коммунизма!», теперь красуются сотни с одним
призывом – «Купи!».
Недавно, отвечая по радио на вопрос, что для него
самое главное, Марлен Хуциев сказал: «Я не могу
жить, не ощущая в себе свою страну. Это не высокие
слова. Конечно, наша жизнь далека от
совершенства, его вообще нет. Но воспитывать
людей в любви к родине, в гордости за родину – это
так важно. Почему в «Заставе Ильича» есть
развернутая сцена первомайской демонстрации? Но
мы же помним этот праздник единения, когда людей
выводило на улицы общее чувство радости и
гордости за страну. Я не забуду, как ждал этого
дня в Тбилиси еще мальчишкой».
Последние два года Марлен Хуциев работает над
фильмом «Невечерняя» – о встречах Льва
Николаевича Толстого и Антона Павловича Чехова.
Я позвонил режиссеру, чтобы передать ему
поздравления от редакции и наших читателей, но
выяснилось, что 80-й день рождения мастер
встречает на съемках далеко от Москвы. Мы желаем
Марлену Мартыновичу, чтобы его новая картина
была очень хорошая, всем хорошим людям
понравилась, а сволочам – и не надо.
Дмитрий ШЕВАРОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|