ДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ
ЧТЕНИЯ
Тема чтений «как нам сегодня
воспитывать детей?»
Круглый стол вне расписания
«Адаптироваться хочется не к школьным
будням, а к настоящему смыслу профессии»
На Чтениях много педагогической
молодежи. Стайки девушек вспархивают то тут то
там, переговариваясь на каком-то новом
педагогическом языке. Привлекают внимание,
вызывают любопытство. Кто они? Что их привело на
Чтения? Чего ищут здесь и находят ли?
Я пытаюсь заговорить со многими – на разговор
идет не каждый: «Я здесь только для себя», «Мы не
относим себя к учителям», «Давайте поговорим,
только без фамилий и адресов», «Пожалуйста, но не
в жанре ин-
тервью». Мой диктофон записывает мысли молодых
учительниц Екатерины и Марины; учащихся
педколледжа № 1 Полины, Леры и Натальи, студенток
Дианы, Кати, Насти из МГПУ и Ирины и Ольги из
Университета сервиса. И когда я расшифровываю
запись, понимаю: они идут в школу с абсолютно
другими установками. Обособляются от старых
представлений. Считают приемлемой совсем другую
педагогическую идеологию.
Людмила КОЖУРИНА
– Молодой учитель, придя в школу,
теряется в школьных дебрях. В университете не
всему учат. В нашей школе есть методическая
служба по работе с молодыми специалистами, но от
этого не легче. Множество «затыков», с которыми
ни к кому не обратишься, ты должен сам
организовать себе помощь. Я для этого пришла
сюда. Проработав в школе два года, я не
превратилась в закоренелого учителя. Мои ошибки
и по-
беды не такие, о каких пишут и говорят. Я не очень
комфортно чувствую себя в школе, потому что не
понимаю, не разделяю многого из того, чем она
пропитана. Двуличия, например. Оно какое-то
невольное. Примеры? Ну, например, мода на
компьютерные технологии. Никто не хочет вникать
в это дело по-серьезному. Главное – записать в
самоотчете, что используешь. Провести раз в год
тест по математике в компьютерном классе – и
хватит. А смысл? Или вот пишут и говорят про
гуманистическую педагогику, а жить не могут без
давления на других – хоть на ребенка, хоть на
коллегу – даже без всякого повода. Я сразу заняла
обособленную позицию, ее трудно сохранять. Надо
самой себе все время помогать. Такой учебой, как
сегодня, например.
– Мы не будущие педагоги. Просто знаем, что здесь
умные люди говорят о важных вещах, о том, как
правильно воспитывать детей. Ведь впереди
материнство. Сколько нам лет? Двадцать. Сначала,
конечно, надо образование получить. Но это не
самое главное. Чем стоит дорожить, так это
желаниями. Желания – душа человека. Здесь, на
Чтениях, как раз говорят о таком, в чем нужно
внутри себя разобраться. Обычно слышишь про
потребности. Но потребности – совсем другое, это
обретение каких-то благ. Блага благами, а ребенок
начинается с желания его иметь. С желания его
растить. Учить детей – это очень, очень большое
желание.
– Я вчера в 8«А» классе чуть с ума не сошла. Шумно
очень. Как бороться с шумом? Есть такие методики?
Или рассчитывать только на интуицию?
Методика только твоя бывает, только в процессе
появляется. Ко всему, о чем нам говорят на
занятиях, надо прийти. Нас заставляют писать эти
глупые «цели урока». Надо, например, писать
«развивать патриотизм». Как будто за один урок
это можно сделать – решить государственную
проблему.
– Учителя можно сравнить с книгой. Читаешь книгу
и понимаешь взгляды автора. И так же учитель – он
собой показывает, что бывает в жизни, как можно
себя вести, каким быть. Ученик не слова педагога
трактует, а то, на что учитель внимания не
обращает, – на какие-то невольные действия и
неурочные слова. Тут ничего не поделаешь.
Трактовать не запретишь. И учитель может быть
любым при условии, что у него есть доброта и
внимательность. Нет, самое-то главное – желание
общения с детьми. Желание влиять на жизнь.
– У нас была в первом классе настоящая
учительница настоящей математики. Шел какой-то
эксперимент, она приходила к нам из института. Мы
так ее ждали! Мы набрасывались на эту полную
тетеньку, облепляли ее, и такое было счастье!
Потом ничего подобного в школе не было. В прошлом
году я была на практике, и было скучно, как везде.
И вдруг в этом году я снова почувствовала то
самое счастье. Попала на практику в школу, где так
же остро переживается общение учителей и детей.
Дети ничего не боятся, и учителя ведут себя очень
просто. Так интересно: ты ведешь урок и
чувствуешь, что учишься у детей. И у меня был шок
оттого, что дети могут быть такими свободными,
легкими. Появляется горячее желание идти на
уроки – идешь, как на свидание. И желание больше
познавать.
– В школе из учителей я никого не запомнила, а вот
в колледже встретила интересных педагогов. К
встрече с детьми они нас хорошо подготовили, и к
такой ситуации, о которой я хочу рассказать. В
первом классе был урок о мусоре. Я мочила бумагу,
спрашивала, что с ней будет теперь, потом вместо
бумаги опускала в воду полиэтиленовую бутылку,
спрашивала, что с ней будет… Дети говорили, как
плохо будет земле, траве, я что-то говорила, и
как-то так вышло, что мы стали единым организмом,
на одном дыхании оказались. И это потрясающее
ощущение. Большое счастье. Я могу увлечь, доброе
может увлечь. А если их заворожит злое? Дети очень
боятся зла. Жать на злое нельзя.
Первый день Чтений подходит к концу.
Группа совсем молодых ребят и девушек что-то
энергично обсуждают в кулуарах Дома учителя. На
вид лет 18, не больше.
Подхожу. Кирилл Калиниченко из Москвы и на
Чтениях уже не первый год. Можно сказать
старожил, несмотря на свою молодость. А вот Лена
Сукрова и Ксения Куприянова приехали сюда из
Ростова-на-Дону впервые. Обе студентки. Причем
если Лена – студентка педуниверситета, то Ксения
учится в академии госслужбы. Я слушаю их
размышления и поражаюсь точности, глубине и
смелости. Откуда в них это? Кто воспитал в них эту
внутреннюю свободу мысли и понимания? Нет, не
планово-урочная система наших школ и не
лекционно-экзаменационная наших университетов,
а собственный опыт путешествий по разным
образовательным мирам, и в том числе опыт
путешествий по вольным форумам интернета…
Так бывает в истории: перемены приходят совсем не
из тех мест, на которые мы рассчитываем, и не в тех
обличьях, на которые мы надеемся.
Главное, что перемены приходят.
Александр ЛОБОК
– Скажите, какой у вас образ Чтений?
Ксения. Честно сказать, для меня это как глоток
воздуха. У нас в Ростове ничего подобного нет. А
здесь ощущение какой-то сказки, какого-то чуда.
– А почему чудо? Почему сказка?
Ксения. Знаете, это как книга – хорошая книга
всегда попадается случайно. Ищешь, ищешь – и
вдруг попадается. И когда это наконец случается,
всегда ощущение какого-то чуда. Ведь ты же не
знал, что она есть на свете, но именно ее ты,
оказывается, искал! Но это книга. А когда видишь
людей, которые разговаривают так, будто они прямо
здесь специально для тебя пишут такую невероятно
интересную книгу, это воспринимается так, будто
осуществилось какое-то давно загаданное тобой
желание. Сбывается то, о чем ты даже и не мечтал
как о заведомо невозможном. И вот ты читаешь эту
книгу и думаешь: ну почему у меня-то в Ростове
всего этого нету, а здесь есть, и так этого много...
– А «это» – это что? Это ваше тайное, загаданное
желание, которое вдруг для вас здесь
овеществляется?
Лена. Мне кажется, здесь совершенно другая
атмосфера по сравнению с теми семинарами и
лекциями, на которых мне приходилось бывать у нас
в Ростове. Там ты приходишь и сталкиваешься с тем,
что никто и никогда ничего не обсуждает. Как бы
это объяснить… Там тебе просто что-то
рассказывают, читают какие-то лекции. И даже если
на какой-то конференции предлагается интересная
тема, она обсуждается так, что у тебя не то чтобы
высказаться не появляется возможности или
желания, тебе даже предположить что-то свое не
дают. Прочитали что-то – и ушли.
– Как это – «даже предположить ничего не дают»?
Ксения. Да просто на этих лекциях не бывает
никакого обсуждения. Не в том смысле, что
студенты не обсуждают (хотя они и правда не
обсуждают), а в том, что внутри самой лекции нет
никакой направленности на обсуждение. Такое
чувство, что те люди, которые эти лекции
произносят, сами не думают о том, о чем они
говорят. А просто повторяют что-то, что где-то
прочитали. Вы можете мне не верить, но это так. Это
очень часто бывает. Они что-то говорят – но при
этом ничего не предполагают. Может, они о чем-то и
думают, но в том русле, в котором рассказывают,
они точно не думают. Просто рассказывают что-то –
и все! А поскольку у них нет своих предположений,
то и у слушающих не появляется никаких мыслей обо
всем этом. Все, что при этом хочется, – это уснуть
или уйти куда-нибудь, убежать.
Лена. А здесь оказался такой контингент
выступающих, что их все время хочется слушать.
Даже если кто-то просто рассказывает, такое
ощущение, что рассказывают только тебе и только
для тебя. И это буквально про все, где я побывала,
можно сказать!
– Очень хочется понять – что же это за эффект
такой, почему так происходит? Не вы первая
говорите об этом – о том, что разговор ведется
как бы лично с тобой. Почему так происходит?
Лена. Да потому, что каждый говорит лично от себя!
А те люди, которые нам читают лекции в институте,
– там нет ощущения, что они что-то лично от себя
говорят. Они не предъявляют никакой личной
позиции, а просто занимаются пересказом.
Кирилл. У них словно где-то лежит заранее
написанный текст, будто он где-то на стенке перед
ними написан, вот они его и читают – такое бывает
ощущение. И даже когда они просто говорят,
ощущение, что они говорят не свое, а чужое...
Лена. Здесь, и это очень важно, ты слушаешь мнение
человека, и понимаешь, что это его личное мнение,
а не какая-то общая истина. А в институте на
лекции видишь не человека с его мнениями и
взглядами, а человека, с помощью которого кто-то
другой что-то хочет сказать. Словно экран
какой-то висит. Кому-то что-то нужно передать, и
лектор – это такой неживой передатчик. Здесь же
мы сталкиваемся с тем, что каждый человек
высказывает свои мнения, свои мысли, свои
чувства, сталкиваемся с личными переживаниями, и
это самое важное. А в результате мы начинаем
смотреть на какие-то проблемы глазами этого
человека, пытаемся понять его точку зрения. И вы
знаете, это очень интересно, очень важно вести
такой диалог.
Ксения. Да, это именно частная точка зрения, и как
раз этим она невероятно интересна и затрагивает
что-то очень глубокое во мне.
Лена. Потому что она очень искренняя – это и
трогает...
Ксения. И находятся почему-то у этого человека с
его частной точкой зрения такие слова, которые я
сама в себе почему-то не могу найти, но которые
очень точно улавливают мое собственное
переживание и помогают мне его осознать. И вместе
с тем какие-то свои слова в голову приходят – не
те, которые звучат у выступающего, а мои
собственные. И вот этот процесс, когда на лекции у
тебя рождаются свои собственные мысли, свои
собственные слова и просто какой-то поток этих
слов и мыслей начинается, – вот это и есть самое
захватывающее. А у себя в институте я ни разу ни с
чем подобным не встречалась.
Лена. Когда общаешься с такими людьми, ощущение,
что сам в себе что-то новое открываешь. У тебя
развивается твоя собственная мысль, и тебе
хочется дальше что-то делать. И рассказывать о
произошедшем другим. Необычайное какое-то
состояние...
В этот момент к нашей группе подходит Татьяна
Викторовна Бабушкина.
– А у вас какой образ того, что здесь происходит?
– Я была на очень многих Чтениях, и, на мой взгляд,
здесь происходит что-то новое. Словно раньше было
посеяно какое-то зерно, и, если те, кто долго
возделывал это поле встречи, услышат и увидят,
как это зерно прорастает, может вырасти какое-то
совершенно новое дерево встреч. Я сегодня с
удивлением утром наблюдала за тем, как сюда
спешили дети из педколледжа. Ведь их никто сюда
не ведет и никто не контролирует – у них какая-то
своя устремленность. И я вижу здесь множество
людей из провинции. Они ведь нечасто слышат
по-настоящему живое слово, и им это совершенно
необходимо. Вообще все выступления объединяет
то, что они – это видно – лично важны для
выступающего, он словно сам с собой ведет
какой-то очень важный разговор. Каждый
выступающий говорит какие-то очень личные для
него вещи – это слышно по тону, по интонациям, по
тембру, по обращенности. Все время есть ощущение
этой личной к тебе обращенности. И оттого
какая-то очень высокая степень внутреннего
диалога. А я вообще думаю, что совесть в человеке
живет, просыпается только тогда, когда у него
есть возможность откровенного разговора. А если
такой возможности нет, с совестью что-то
происходит – она начинает увядать, чахнуть... И
вот в этих откровенных разговорах
проклевывается что-то, как выражается Лена
Никитина, необыкновенно важное для всех нас. А я
часто замечала: если «проклевывается» что-то в
наших откровенных разговорах, то это обязательно
начинает потом осуществляться.
Я вслушиваюсь в интонации нашего разговора с
пришедшими на Чтения молодыми ребятами и думаю:
может, и вправду что-то происходит?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|