ДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ
ЧТЕНИЯ
Тема чтений «как нам сегодня
воспитывать детей?»
Педагогический ринг
Предшкольное образование: пространство
развития или территория риска?
Эксперт – Марьяна БЕЗРУКИХ,
директор Института возрастной физиологии РАО
Педагогический ринг, посвященный
проблемам предшкольного образования, вела
вместе с главным редактором Издательского дома
«Первое сентября» Артемом Соловейчиком директор
Института возрастной физиологии Российской
академии образования Марьяна Безруких.
Марьяна Михайловна – одна из немногих
убежденных сторонниц введения предшкольного
образования. Четко и внятно изложив свою позицию,
она выдвинула веские контраргументы против
довольно острых критических выпадов оппонентов.
Участникам ринга было над чем призадуматься.
Артем Соловейчик. Ключевой вопрос: зачем
детей нужно готовить к школе? Ведь возможна иная
постановка проблемы – школа должна уметь
работать с разными детьми. В начальной школе есть
педагоги, которые это умеют. И по сути, для таких
учителей не важно, когда ребенок пришел в школу –
в пять лет или в десять. А некоторые учителя
начальной школы могут работать только с детьми,
которые уже обладают определенными навыками.
Вероятность, что не наберется необходимого
количества грамотных специалистов для
предшкольного образования, высока. И тогда,
несмотря на благие намерения, дело закончится
тем, что в дошкольное детство ворвется еще один
школьный год.
Марьяна Безруких. Согласна, риск неудачного
построения системы предшкольного образования
есть. Допускаю, что у нас в который раз может
реализоваться поднадоевший сценарий: хотели как
лучше, а получилось как всегда. Но какова
альтернатива?
В Советском Союзе почти 90 процентов детей ходили
в детский сад. Сейчас их всего 43 процента. А
прогноз на будущее и вовсе жалок: с принятием
поправок к 122-му закону посещать российские
учреждения дополнительного образования будут в
среднем 20–30 процентов детей.
И что в остатке? 20 процентов детей попадут в
учреждения дополнительного образования, где с
ними хоть как-то работают. Еще 15–20 процентов – в
группы предшкольной подготовки, где реализуется
программа первого класса. А 60 процентов ребят
придут в школу ни с чем. Но если сложившаяся
ситуация нас не устраивает, ее надо менять.
Вячеслав Букатов. Готовить детей к школе –
значит решать проблему преемственности. А как ее
решать? Поставить доску, парты, как в классе? А так
именно и происходит. Зайдешь в детский сад,
увидишь эти парты – сразу хочется спросить: как
они здесь едят? Сидя в затылок друг другу? Парты
же никто не двигает в детском саду.
Преемственность – это когда идущие позже
следуют за теми, кто шел раньше. У нас есть
детский сад и школа. Кто раньше, кто позже? Раньше
детский сад. Значит, проблему преемственности
где надо решать? В школе. А у нас что получается?
Раз нужно готовить к школе, будем требовать с
детских садов?!
М.Б. Почему требовать? Мы же как раз и говорим о
том, что нас не устраивает ситуация, которая
сложилась в дошкольных учреждениях. И она только
ухудшается. Вот недавний случай: человек пришел
работать в московское учреждение
дополнительного образования. Он сторонник идеи
– читать раньше, чем ходить.
Что делать? Есть позиция: играть в 5–6 лет (как
живут, пусть так и живут) и продолжать играть в
начальной школе. Согласна: игра – ведущая
деятельность. Но социокультурная ситуация
развития ребенка изменилась. Это не значит, что
пятилетнего ребенка нужно сажать за парту. Но это
значит, что ребенка нужно учить играя.
И пусть у него будут игровые мотивы, но хоть на
три минуты он сконцентрируется. Иначе, придя в
школу, ребенок не сможет научиться писать и
читать, понимая смысл слов.
А когда это понимание закладывается? В
дошкольном возрасте. Но не через обучение чтению,
а через формирование зрительного восприятия,
навыка концентрации внимания, умения различать
буквенные знаки, копировать элементарные
геометрические фигуры.
Я вижу решение задачи в том, чтобы создать модель
работы с детьми 5–6 лет в детском саду, в семье, с
гувернером, в группе при школе, в Доме пионеров.
Нужны комплекты и пособия, по которым смогут
работать и дети, и педагоги, и родители, и
гувернеры. Наработки есть. Сейчас мы готовим
комплект «Ступени к школе».
Реплика из зала. Шестилетки в школе уже учились, и
что хорошего?
М.Б. Когда шестилеток брали в школу, о каком
обучении шла речь? О четырехлетнем начальном. А
не получилось когда? После того, как
четырехлетняя начальная школа стала трехлетней.
Почему? Потому что не было продуманного,
грамотного подхода к образованию шестилеток.
Была лишь инициатива школ. И инициатива
безграмотная.
Я не представляю, как работать по единой
программе со всеми детьми в детском саду. Это
могут быть только индивидуальные программы
развития. Потому что у одного ребенка прекрасно
сформирована речь, а моторика никуда не годится,
у другого – все наоборот. Поэтому и нужно
работать не по единой программе: пять часов на
речь, шесть – на обучение копированию. Нет!
Одному ребенку на речь понадобится десять
занятий, другому – двадцать, а третьему – все
тридцать.
Нужно научиться понимать, где у ребенка слабое и
сильное звено. Что мы делаем? Мы тренируем слабое
звено. А работать надо, опираясь на сильное.
Тренировка слабого звена – это постоянные
неудачи.
Значит, пора менять принцип работы. И конечно,
ввести переподготовку специалистов: от учителя
до гувернера и родителя. Я полагаю, нужно менять
стандарты педагогического образования. В
педагогических вузах открыть спецкурсы: меньше
теоретизирования, больше практических занятий.
В Америке я присутствовала на зачете по
тестированию. Будущие психологи тестировали
интеллектуальное развитие. Разбивались на пары:
один студент был в роли тестируемого, другой –
тестирующего. И вот молодой человек выполняет
работу психолога. Он все делает правильно,
анализирует свою деятельность в присутствии
преподавателей, но работа ему не засчитывается. Я
спрашиваю: «Почему?» Оказывается, этот студент
нарушил правило тестирования. Он был в очках и по
ходу дела снимал свои очки, вертел их в руках,
снова надевал и снимал… То есть отвлекал того,
кого тестировал. Нюанс? Тонкость? Да, но это
именно то, что человек никогда не забудет.
Сколько бы теоретической информации ни вложили в
его голову, культуру тестирования таким образом
не привьешь.
Этот пример имеет прямое отношение к нашим
дошкольникам. Их же тестируют при переходе в
школу. Я уже слышала о том, что нужны какие-то
нормативы выхода из детского сада.
А.С. Конечно, только введут предшкольное
образование – сразу появятся нормативы,
стандарты…
Реплика из зала. Многие педагоги и родители
понимают под готовностью к школе навыки чтения,
счета и письма. Между тем чем больше мы готовим
детей к школе, тем сильнее дети спотыкаются о
школу.
М.Б. Поэтому и надо менять систему подготовки
педагогов и выстраивать схему работы с
родителями. Существует интересный американский
опыт. Представьте: в классе стоит круглый стол,
рядом небольшие столики, чуть в стороне лежит
коврик, на нем игрушки, книжки… Учитель на пять
минут приглашает Иванова, Петрова и Сидорова.
Остальные в это время могут пойти поиграть на
коврике.
Тут же – помощник учителя и кто-то из родителей. В
качестве помощника выступает студент
педагогического колледжа, который в течение
четырех лет раз в неделю приходит в класс. Дети
вырастают на глазах этих студентов. А теперь
вспомним наших учащихся педагогических вузов,
которые гуськом друг за другом ходят на практику
в школу, побывав в лучшем случае на нескольких
уроках. Эффективность такой практики равна нулю.
Я спросила директора школы: а как учителя
согласились, чтобы на занятия приходили
родители? Он ответил: первые годы было трудно,
зато теперь у нас нет конфликтов между
родителями и учителями.
Это школа и для родителей. Каждый из них может
прийти на занятия. Увидеть, как надо работать с
детьми и научиться этому. Вдобавок есть
двухнедельные семинары для родителей.
Недавно в Москве прошло городское родительское
собрание, где мы предложили открыть родительский
университет. Может, дело сдвинется, если станем
собирать раз в месяц московских родителей,
знакомить их с психофизиологическими
особенностями дошкольников, с последствиями
педагогического насилия над детьми.
В.Б. Говоря о подготовке к школе, не нужно
забывать о кризисе шести лет. Если ребенок не
переживет его, в пору говорить о некоем
умственном отставании дошкольника.
М.Б. Вы напоминаете о кризисе шести лет, Выготский
заострял внимание на кризисе семи лет, а я скажу о
пяти. Физиологическая перестройка организма
происходит в пять с половиной лет. Мы говорим:
акселерация. Нет акселерации в этом возрасте.
Более того, разница в биологическом развитии
детей этого возраста иногда достигает двух с
половиной лет. То есть пятилетний ребенок может
не отставать, а развиваться более медленными
темпами.
В.Б. Так, по вашему мнению, кризис может наступать
в разном возрасте или его вовсе нет?
М.Б. Я считаю, что кризиса нет. Есть
неравномерность развития.
Дмитрий Растимешин. Я считаю себя адекватным
родителем. Не хожу на родительские собрания, не
ссорюсь с педагогами по поводу того, что меня не
устраивает их квалификация. И вообще не
рассматриваю школу как инструмент для получения
знаний и подготовки к поступлению в институт.
Но сегодня сложилась такая ситуация, что с
помощью одних только репетиторов задачу
поступления в институт не решить. И пока
существует крепостная зависимость от школы,
предшкольное образование необходимо. Но по
возможности нужно стараться минимизировать его
отрицательные последствия.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|