ДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ
ЧТЕНИЯ
Тема чтений «как нам сегодня
воспитывать детей?»
Существуют ли педагогические константы
в воспитании?
Ведущая – Ирина ДЕМАКОВА
Вряд ли то, что происходило утром в
Малом зале, можно назвать дискуссией. Скорее там
читали некую коллективную лекцию по педагогике.
Причем читали эту общую лекцию все, кто включался
в общий разговор: ведущая Ирина Дмитриевна
Демакова, преподаватели вузов, учителя,
студенты… Заочно к этой лекции присоединились
Януш Корчак, Александр Нилл, Эрих Фромм, великие
педагоги, психологи, философы. А еще друзья
ведущей, те, с кем она хотела бы поговорить на эту
тему, но кто оказался далеко от Москвы в этот
момент. Для кого была эта лекция?
Для каждого, кто находился в зале. И каждый
услышал свое, понял что-то новое про себя, про
свою работу, задумался...
А началась эта коллективная лекция вступлением
Ирины Дмитриевны.
– В течение многих лет я занимаюсь
изучением творческого пути Януша Корчака. И
именно с рассказа о нем я хотела бы начать.
Варшава. Гетто, в котором он, его ученики и
педагоги из детского дома.
Корчак спрашивает: и как мы будем здесь жить? И
убеждает всех, что надо постараться жить так же,
как жили в своем детском доме до войны. «Они
отгородились от нас высокими стенами гетто. А мы
отгородимся от них стенами этого помещения:
будем проводить кружки, ставить спектакли, будем
продолжать жить!»
И за несколько дней до гибели они поставили
спектакль о том, что смерть – это не страшно...
Корчак был уверен в том, что необходимо сделать
все, чтобы детям было интересно жить при любых
обстоятельствах. И когда я сама впервые услышала
эту историю, задумалась: наверное, и вправду в
педагогической деятельности есть нечто, что
должно быть всегда. Что-то, от чего детям всегда
должно быть хорошо…
Так в чем же цели и ценности нашей педагогической
деятельности? И можно ли говорить о каких-то
педагогических константах? Кто начнет разговор?
Выступающие не заставили себя ждать.
– Нужно общаться с детьми так, чтобы они не
боялись жизни, чтобы всегда воспринимали ее как
радость, чтобы самого слова «страх» не было в их
лексиконе…
– Я убежден, что педагогической константой
должна быть вероятность того, что мы делаем.
Нельзя быть абсолютно уверенным в том, что все
будет так, как ты хочешь. Вероятностно мое
влияние, вероятностна реакция детей. И как только
мы сделаем вероятность константой, мы не будем
так сильно разочаровываться в том, что мы делаем!
– Мне нравится, – комментирует Ирина Дмитриевна.
– Потому что вероятность – это осторожность.
– Детям нельзя врать. Нужно всегда говорить так,
как ты думаешь. Нельзя думать одно, а говорить
другое. И Корчак не обманывал детей, он говорил
то, что чувствовал...
– Диалог, обязательно диалог с детьми должен
быть педагогической константой! И реализм,
причем оптимистический реализм.
– Мне показалось, что что-то постоянное должно
касаться не детей, а нас, педагогов. У учителя
должен быть свой личный интерес к тому, что
происходит с ребятами. Если этого интереса не
будет, ты просто не выдержишь.
– Мы не должны забывать о сотрудничестве и
сотворчестве…
И снова Ирина Дмитриевна:
– А еще константой должна быть педагогическая
культура, интерес к собственному здоровью,
поддержание своего душевного и физического
состояния...
Но я хочу познакомить вас с мнением, которое
может показаться достаточно неожиданным. У меня
есть письмо от Сергея Даниловича Полякова,
профессора Ульяновского педагогического
университета. И он там так пишет о педагогических
константах: «Константы – это образ и стиль жизни
нашей юности, вольно или невольно транслируемые
на наших воспитанников. Но здесь могут быть и
поражения…»
В самом деле, я хорошо помню, как мои первые
воспитанники обожали бардовские песни, как легко
складывался у нас по этому поводу диалог. А когда
через десять лет я взяла новый класс и стала петь
им те же песни, дети сказали, что им они не
нравятся.
– Конечно, мы ведь работаем с разными
поколениями детей. И нужно уметь погружаться в
мир современных детей. Так что педагогической
константной должна быть новизна!..
– А я не согласна с тем, что константа – это
перенесение своего опыта на работу с детьми. Я
уже пять лет работаю в школе, но я училась в очень
авторитарной школе. И еще тогда я дала себе слово,
что никогда не буду унижать детей, никогда не
буду на них давить. Это и есть моя самая важная
константа.
– Получается, что способность помнить об опыте
собственного детства – основа этой вашей
константы…
– Есть константы идеальные, а есть реальные. Мы
должны уметь говорить о тех реалиях, в которых
живут наши воспитанники!
– Наш разговор натолкнул меня вот на какую мысль:
одной из констант в воспитании является
встречное движение. Действительно, мы переносим
образ своей юности, своего прошлого на учеников.
Но каждое поколение формулирует свои ценности, и
их нужно понять и принять.
– А вот что написала мне Юлия Турчанинова:
«Константы в воспитании – это мифы
педагогической среды. Ребенок сам выбирает, кто
будет его воспитателем».
– Ничто не может быть абсолютной педагогической
константой. Каждую константу нужно соотносить с
конкретным ребенком: то, что приемлемо для
одного, совершенно не работает с другим. И на
самом деле ребенок выбирает нас, а не мы ребенка.
И наша задача – постоянно работать над тем, чтобы
дети нас выбрали.
– Единственная педагогическая константа,
которая по-настоящему необходима, – это чтобы у
учителя не было мании величия. Если у учителя
есть ощущение, что он не всемогущ, тогда у него
все получится.
– Да это же главный закон педагогики: никогда не
известно, что получится!
– А вот мнение еще одного моего корреспондента
– Эрнеста Гусинского: «Сегодня, как и вчера, как и
завтра, не мы воспитываем детей – дети сами
“воспитываются об нас”. Поэтому имеет значение
не то, к чему мы стремимся, а каковы мы сами.
Невозможно педагогически продумывать и
подделывать поведенческие реакции, а они-то и
предъявляются детям в процессе жизни, они-то и
открывают правду о том, как мы, взрослые –
совокупный воспитатель – относимся к людям,
вещам, деньгам, делам. Вот главная педагогическая
константа: воспитание получается у тех, кто,
обладая яркой личностью, центрирован на детях,
живет с ними, любит их и позволяет им
“воспитываться об себя”».
И я хочу закончить словами Соловейчика: «Идите
сюда, слова несерьезных, неделовых людей:
совесть, правда, честь, свобода, сердце, радость,
счастье, красота, добро, вера, надежда, любовь,
справедливость, долг, дух, душа и духовность. Без
этих понятий нам не справиться с детьми».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|