Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Тема чтений «как нам сегодня воспитывать детей?»

Существуют ли педагогические константы в воспитании?

Ведущая – Ирина ДЕМАКОВА

Вряд ли то, что происходило утром в Малом зале, можно назвать дискуссией. Скорее там читали некую коллективную лекцию по педагогике. Причем читали эту общую лекцию все, кто включался в общий разговор: ведущая Ирина Дмитриевна Демакова, преподаватели вузов, учителя, студенты… Заочно к этой лекции присоединились Януш Корчак, Александр Нилл, Эрих Фромм, великие педагоги, психологи, философы. А еще друзья ведущей, те, с кем она хотела бы поговорить на эту тему, но кто оказался далеко от Москвы в этот момент. Для кого была эта лекция?
Для каждого, кто находился в зале. И каждый услышал свое, понял что-то новое про себя, про свою работу, задумался...
А началась эта коллективная лекция вступлением Ирины Дмитриевны.

– В течение многих лет я занимаюсь изучением творческого пути Януша Корчака. И именно с рассказа о нем я хотела бы начать.
Варшава. Гетто, в котором он, его ученики и педагоги из детского дома.
Корчак спрашивает: и как мы будем здесь жить? И убеждает всех, что надо постараться жить так же, как жили в своем детском доме до войны. «Они отгородились от нас высокими стенами гетто. А мы отгородимся от них стенами этого помещения: будем проводить кружки, ставить спектакли, будем продолжать жить!»
И за несколько дней до гибели они поставили спектакль о том, что смерть – это не страшно...
Корчак был уверен в том, что необходимо сделать все, чтобы детям было интересно жить при любых обстоятельствах. И когда я сама впервые услышала эту историю, задумалась: наверное, и вправду в педагогической деятельности есть нечто, что должно быть всегда. Что-то, от чего детям всегда должно быть хорошо…
Так в чем же цели и ценности нашей педагогической деятельности? И можно ли говорить о каких-то педагогических константах? Кто начнет разговор?


Выступающие не заставили себя ждать.
– Нужно общаться с детьми так, чтобы они не боялись жизни, чтобы всегда воспринимали ее как радость, чтобы самого слова «страх» не было в их лексиконе…
– Я убежден, что педагогической константой должна быть вероятность того, что мы делаем. Нельзя быть абсолютно уверенным в том, что все будет так, как ты хочешь. Вероятностно мое влияние, вероятностна реакция детей. И как только мы сделаем вероятность константой, мы не будем так сильно разочаровываться в том, что мы делаем!
– Мне нравится, – комментирует Ирина Дмитриевна. – Потому что вероятность – это осторожность.
– Детям нельзя врать. Нужно всегда говорить так, как ты думаешь. Нельзя думать одно, а говорить другое. И Корчак не обманывал детей, он говорил то, что чувствовал...
– Диалог, обязательно диалог с детьми должен быть педагогической константой! И реализм, причем оптимистический реализм.
– Мне показалось, что что-то постоянное должно касаться не детей, а нас, педагогов. У учителя должен быть свой личный интерес к тому, что происходит с ребятами. Если этого интереса не будет, ты просто не выдержишь.
– Мы не должны забывать о сотрудничестве и сотворчестве…
И снова Ирина Дмитриевна:
А еще константой должна быть педагогическая культура, интерес к собственному здоровью, поддержание своего душевного и физического состояния...
Но я хочу познакомить вас с мнением, которое может показаться достаточно неожиданным. У меня есть письмо от Сергея Даниловича Полякова, профессора Ульяновского педагогического университета. И он там так пишет о педагогических константах: «Константы – это образ и стиль жизни нашей юности, вольно или невольно транслируемые на наших воспитанников. Но здесь могут быть и поражения…»
В самом деле, я хорошо помню, как мои первые воспитанники обожали бардовские песни, как легко складывался у нас по этому поводу диалог. А когда через десять лет я взяла новый класс и стала петь им те же песни, дети сказали, что им они не нравятся.

– Конечно, мы ведь работаем с разными поколениями детей. И нужно уметь погружаться в мир современных детей. Так что педагогической константной должна быть новизна!..
– А я не согласна с тем, что константа – это перенесение своего опыта на работу с детьми. Я уже пять лет работаю в школе, но я училась в очень авторитарной школе. И еще тогда я дала себе слово, что никогда не буду унижать детей, никогда не буду на них давить. Это и есть моя самая важная константа.
Получается, что способность помнить об опыте собственного детства – основа этой вашей константы…
– Есть константы идеальные, а есть реальные. Мы должны уметь говорить о тех реалиях, в которых живут наши воспитанники!
– Наш разговор натолкнул меня вот на какую мысль: одной из констант в воспитании является встречное движение. Действительно, мы переносим образ своей юности, своего прошлого на учеников. Но каждое поколение формулирует свои ценности, и их нужно понять и принять.
– А вот что написала мне Юлия Турчанинова: «Константы в воспитании – это мифы педагогической среды. Ребенок сам выбирает, кто будет его воспитателем».
– Ничто не может быть абсолютной педагогической константой. Каждую константу нужно соотносить с конкретным ребенком: то, что приемлемо для одного, совершенно не работает с другим. И на самом деле ребенок выбирает нас, а не мы ребенка. И наша задача – постоянно работать над тем, чтобы дети нас выбрали.
– Единственная педагогическая константа, которая по-настоящему необходима, – это чтобы у учителя не было мании величия. Если у учителя есть ощущение, что он не всемогущ, тогда у него все получится.
– Да это же главный закон педагогики: никогда не известно, что получится!

А вот мнение еще одного моего корреспондента – Эрнеста Гусинского: «Сегодня, как и вчера, как и завтра, не мы воспитываем детей – дети сами “воспитываются об нас”. Поэтому имеет значение не то, к чему мы стремимся, а каковы мы сами. Невозможно педагогически продумывать и подделывать поведенческие реакции, а они-то и предъявляются детям в процессе жизни, они-то и открывают правду о том, как мы, взрослые – совокупный воспитатель – относимся к людям, вещам, деньгам, делам. Вот главная педагогическая константа: воспитание получается у тех, кто, обладая яркой личностью, центрирован на детях, живет с ними, любит их и позволяет им “воспитываться об себя”».
И я хочу закончить словами Соловейчика: «Идите сюда, слова несерьезных, неделовых людей: совесть, правда, честь, свобода, сердце, радость, счастье, красота, добро, вера, надежда, любовь, справедливость, долг, дух, душа и духовность. Без этих понятий нам не справиться с детьми».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru