ДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ
ЧТЕНИЯ
Тема чтений «как нам сегодня
воспитывать детей?»
Культура интернета в воспитании:
американский опыт
Василий КОЛЬЧЕНКО
Нельзя сказать: все, мы решительно
переходим или перешли уже в виртуальное
существование. Сама жизнь потихоньку и
естественно переводит нас на новые формы
общения, обучения, получения информации. И как
выясняется, и воспитания тоже!
Тема нынешних Чтений – воспитание. Но
ведь воспитывает все, с чем мы оказываемся в
контакте: отношения людей, слово, взгляд,
действие. В «Педагогических максимах»
Соловейчик писал: «Человек никогда не творит
добро или зло без того, чтоб еще кого-нибудь не
научить добру или злу».
Это и про интернет тоже. Здесь мы входим в контакт
с людьми, с которыми в жизни ни при каких
обстоятельствах не встретимся. И общаемся только
через компьютер, через письменное слово. И
получается, что интернет оказывается своего рода
множественным, неосознанным воспитателем: ведь
здесь воздействуют текст, явление, образ,
картинка, звук...
Свободное ли это воспитание? Выбираем-то мы сами!
Выбираем, куда пойти, с кем вступить в контакт…
Современная быстрая связь способна почти
мгновенно выполнить любой ваш запрос, звуковые
файлы скачиваются за секунды. Видеозапись вашего
урока в классе может через интернет стать
доступной миллионам человек!
Интернет – это бездна разнообразной информации.
Поисковые интернет-системы позволяют найти все,
что вам нужно. И чем больше находишь, тем
интереснее становится искать.
Однако главное в электронном воспитании – это,
конечно, общение. А интернет предлагает самые
разнообразные уровни и способы такого общения. И
это для множества молодых людей становится, по
сути дела, ведущим фактором образования.
Прежде всего это электронная почта, суть которой
в быстрой отправке и получении писем, текстовых,
изобразительных и звуковых файлов.
Во-вторых, это форум – тематическое общение
незнакомых людей. Обмен мнениями и сведениями,
открытый всем желающим. Например, на моем форуме,
который я открыл этим летом, побывали 27 тысяч
посетителей, и я, естественно, не могу знать, что
это были за люди, откуда приходили, поскольку
свои сообщения на форумах оставляют лишь
небольшой процент посетителей
В-третьих, особый жанр «мгновенных посланий» –
своего рода групповой телефон для общения
знакомых людей. В России известен как «аська» –
от аббревиатуры ICQ. Довольно затягивающее
занятие, особенно для подростков.
В-четвертых, чат – «электронная комната» для
тематических бесед в реальном времени.
В-пятых, относительно новый жанр – так
называемый живой журнал, фактически публичный
дневник. Авторы таких живых журналов
просто-напросто выкладывают свои впечатления,
происшествия и мнения в режиме реального
времени, делая свою жизнь и свои мысли доступными
для прочтения миллионам людей. Естественно, что
любой желающий может вступить в диалог. Давать
советы, комментарии…
В-шестых, невероятно популярны в интернете сайты
знакомств, и это совершенно особая реальность,
формирующая свою культуру общения и диалога.
И наконец, еще одна реальность интернета –
оценка учениками преподавателей. Предельно
независимая и неформальная экспертиза
педагогической деятельности. И хотя это очень
раздражает большинство преподавателей и не
всегда выглядит этично, это еще одна реальность
интернета, которую приходится принимать такой,
какова она есть.
Имейте в виду: все, что вы хотите сказать в
интернете, вы говорите в письменной форме. И
потому интернет становится не имеющей аналогов
школой письма. Определенный уровень грамотности
и связности речи – необходимые и естественные
условия интернет-общения.
Разумеется, включение в виртуальную реальность
не меняет человека радикально, не закладывает в
его сущность того, чего там ранее не было. Но
позволяет развить какие-то возможности и
способности неизмеримо более успешно, чем это
делает традиционная школа. В каких-то случаях это
имеет скверные последствия, поскольку
затягивает и лишает свободы. Часто время
пользователей интернета тратится на пустые игры.
Но есть и другая сторона: интернет предоставляет
огромные возможности для самовыражения и
саморазвития. Как раз то, что не удается школе. И
то, что дети выбирают интернет, говорит и о его
огромном воспитательном ресурсе. Когда
воспитывает не унылое назидание, а то, что
оказывается интересным.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|